1439

Психолог: «Система школьных оценок уже потеряла смысл»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Возвращение блудного доллара 28/08/2013
С каждым годом нововведений в школе становится всё больше. Фото: Алексея Витвицкого

Как правильно наладить учебный процесс, рассказывает Ирина Умняшова, завлабораторией модернизации психологической службы системы образования МГППУ, руководитель Московского отделения Федерации психологов образования России.

Юлия Гарматина, «АиФ»: Ирина Борисовна, много говорят о том, что современные дети в школе перенапрягаются...

Ирина Умняшова: В современной школе программа действительно шире, детям приходится перерабатывать гораздо больше информации, чем нам в своё время. При этом если школьнику неинтересно, то психологическая и физиче­ская перегрузки увеличиваются - это как для взрослых ходить на нелюбимую работу.

Ю.Г. «АиФ»: А как сделать процесс увлекательным? Многие дети заявляют, что не хотят ходить в школу.

И.У.: Важно ответить на вопрос «почему?». Не получается наладить контакт с ровесниками, учителями? Не понимает заданий? Просто так нежелание не возникает. А если первоклашка уже через неделю заявляет, что устал учиться, - насторожитесь. Нежелание учиться нетипично для начальной школы. Если нет познавательной активности, значит, ребёнка что-то тревожит. Например, если родители разводятся, ребёнок неосознанно переживает, хочет, чтобы на него обратили внимание. Отказ идти в школу - сигнал для родителей и учителей, они должны задать себе вопрос: а что мы неправильно делаем, если ребёнок не хочет заниматься главной для него в этом возрасте деятельностью?

Ю.Г. «АиФ»: Нужно ли стремиться к хорошим отметкам?

Опрос
Дети должны ходить в школу в форме?
  • Да, это дисциплинирует - 37% (1419 голосов)
  • Да, но у каждой школы должна быть своя форма - 28% (1071 голос)
  • Нет - 25% (954 голоса)
  • Мне всё равно - 10% (384 голоса)
Всего голосов: 3828

И.У.: Существующая система отметок в нашей стране в последние годы потеряла смысл, она не позволяет полноценно оценить знания ученика. По сути, есть только тройки, четвёрки и пятёрки. Большой разницы между «3» и «4» нет. Важно, чтобы учителя объяснили ученику, как оценивается его деятельность: скажем, за две ошибки - четвёрка, за три - тройка. Часто оценивают так: «Молодец, четыре!», «Молодец, пять!». Но один - отличник, другой - хорошист. Лучше говорить: «Ты успешно выполнил эту работу» или «Недостатки в работе такие-то...». Ребёнок должен понимать, почему он получил такую отметку, чтобы появилось желание улучшить собственные результаты. Для многих мам и пап отметки - критерий успешности их социальной роли как родителей. Иметь сына-отличника престижнее, чем сына-троечника. Но троечник, двоечник - это ярлыки, которые могут оказать серьёзное влияние на жизнь ребёнка, формирование его самооценки. Он должен знать, что в школе оценивается только его работа, а не его личность.


Кстати

На днях правительство утвердило порядок оказания платных услуг в школах. Бесплатным останется всё, что входит в государственные образовательные стандарты. В начальной школе - не менее 20 предметных часов в неделю (чтение, математика, русский, окружающий мир, музыка, технология, иняз, рисование, физкультура) плюс 10 часов внеурочных занятий. В старшей школе государство оплачивает 36-37 часов. Всё, что больше, платно. Кстати, платные образовательные услуги подпадают под действие закона «О защите прав потребителей». Если родители недовольны качест­вом обучения (скажем, ребёнок за полгода обучения иностранному языку не выучил даже буквы), они могут потребовать возврата денег.

Смотрите также:

Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы