Примерное время чтения: 7 минут
322

Ректор МАМИ о будущем своих выпускников и российском автопроме

Фото Алексея Богданова

Конференция-онлайн >>>

О тенденциях на рынке труда и будущем выпускников технических вузов мы поговорили с ректором МАМИ Александром Николаенко.

Остаться в России или уехать за границу?

Наталья Кожина, «АиФ.ru»: Мне кажется, что основной вопрос, который волнует всех, – какую профессию надо получить, чтобы в будущем быть востребованным специалистом?

Андрей Николаенко: Сейчас интерес и престиж инженерных специальностей повышается. Есть отток у экономистов и юристов и переход на инженерные направления подготовки. На мой взгляд, таких направлений много. Если говорить о нашем учебном заведении, мы выпускаем специалистов в области транспорта, машиностроения, автоматизации управления, мы выпускаем конструкторов-технологов. Мы уверены, что эти направления подготовки будут всё более востребованными. Надо давать хорошее, качественное образование, тогда человек, который получил это образование, будет уверен, что найдёт работу. По последним данным, выпускников нашего университета на бирже труда не зарегистрировано, поэтому мы можем говорить о том, что они находят работу.

Н. К., «АиФ.ru»: Они находят работу в России или уезжают за границу?

А. Н.: По-разному. Мы фиксируем большой спрос на наших дизайнеров. К сожалению, большая часть автомобильных дизайнеров – выпускников нашего университета – уехали в штаб-квартиры крупнейших автомобильных концернов.

Иногда они возвращаются, уже получив интересный опыт за рубежом. Что самое приятное, совсем недавно АвтоВАЗ проводил конкурс, у них появился дизайн-центр в Москве, который возглавляет Стив Матин, один из наших студентов-пятикурсников стал победителем этого конкурса по разработке модели класса С. Этот студент, Дмитрий Почашев, выиграл стажировку и будет теперь работать в дизайн-студии АвтоВАЗа. Так что теперь можно говорить, что и российские производители автомобилей повернулись к нам лицом, и наши дизайнеры востребованы не только за рубежом, но и на предприятиях российского национального автопрома.

Н. К., «АиФ.ru»: Вам не обидно, что тот же Стив Матин возглавляет дизайн-студию на одном из самых крупных в нашей стране автомобильных предприятий, хотя на этом месте мог бы быть выпускник вашего вуза, например?

А. Н.: Правильно, он его и сменит позже (смеётся). Должна быть академическая международная рабочая мобильность. Нет ничего страшного в том, что мы нанимаем иностранцев, так же как и что россияне работают за границей. Меня это совсем не обижает, потому что ему есть чему научить нас. Это человек, который сделал очень интересную карьеру. Поэтому пусть учит наших российских специалистов, которые в конце концов его сменят.

Н. К., «АиФ.ru»: А нам есть чему научить наших зарубежных коллег?

А. Н.: Во многих технологиях в автомобилестроении мы очень много потеряли. Мы всегда догоняли, а в 90-е годы отстали очень сильно. А в области дизайна, в области талантов, которыми наша страна очень богата, мы вполне конкурентоспособны. Это подтверждает и опыт наших выпускников, которые, повторюсь, очень востребованы за рубежом. Идёт обмен технологиями. Но мы в России должны создать такие условия, чтобы приезжали к нам.

Свежий взгляд

Н. К., «АиФ.ru»: Как вы помогаете в вопросе трудоустройства своим студентам?

А. Н.: У нас есть устойчивая сеть партнёров. В прошлом году мы запустили интерактивный портал на сайте, где каждый обучающийся имеет возможность разместить своё резюме, наш партнёр-работодатель, также регистрируясь на портале, может в онлайн режиме просматривать резюме наших студентов. Казалось бы, несложная вещь, но мы, наверное, единственный вуз в стране, который применил эту технологию. Мы даём возможность прямого контакта между нашими традиционными работодателями и студентами. Есть ещё «ярмарки вакансий». Каждый год мы проводим студенческую научно-техническую конференцию, где наши партнёры формируют призовой фонд, сами отбирают среди участников понравившихся им студентов. Среди призов есть стажировки, ноутбуки, айпады и т. д. Мотивация студентов повышается, и у работодателей есть возможность выделить понравившихся студентов с целью дальнейшего прохождения практики, а потом уже и работы на таких предприятиях.

Н. К., «АиФ.ru»: Какой сегодня конкурс на место?

А. Н.: Поскольку приёмная кампания только началась, не могу сказать в цифрах, какой конкурс будет в этом году. Если говорить по прошлому году, то дифференциация очень большая. Например, есть направление подготовки, связанное с обработкой металлов давлением или с литейным производством, там традиционно невысокий конкурс, потому что в Москве такого производства уже практически нет. Но мы не закрываем эти направления подготовки, потому что есть регионы, где эти специалисты востребованы. У нас есть общежития, и мы их сохраняем. Наш конкурс варьируется от 60 до 75 баллов в среднем. Умножаем на 3, получается порядка 200–210 баллов. Такой конкурс мы зафиксировали по прошлому году. На не очень популярные направления подготовки конкурс может быть 1,5–2 человека на место, а на транспортные средства, на дизайн, на автоматизацию управления, информационные системы технологий конкурс уже значительно выше.

Н. К., «АиФ.ru»: А как дела обстоят со стипендией?

А. Н.: Стипендия сильно дифференцируется в зависимости от успехов в учёбе, в науке, участия в различных проектах. Минимум – 1200 рублей на сегодняшний день, но пределов, в общем-то, нет. У нас есть студенты, которые получают 8–10 тысяч рублей. Вуз самостоятельно устанавливает стипендию, но в рамках тех средств, которые выделяет государство. В среднем, размер стипендии составляет примерно 2000 рублей. Конечно, это очень небольшая сумма, на неё сложно прожить, но таковы реалии.

Н. К., «АиФ.ru»: Куда, учась в вашем вузе, можно попасть на стажировку?

А. Н.: У нас в прошлом году почти 200 студентов прошли бесплатные стажировки в различных компаниях и в различных учебных заведениях. Мы сотрудничаем с Кореей. Прекрасный вуз в городе Ульсан, я там был. Это вуз, который финансируется компанией «Хёндай», с ними у нас договор. Каждый год мы отправляем на включённое обучение за счёт компании «Хёндай» несколько человек на семестр. Ребята приезжают с совершенно другими глазами, потому что они видят всё самое новое, новые технологии. Там прекрасный университет. Если бы в России таких университетов было много, это было бы замечательно для всей системы высшего образования. Для меня одна из главных задач – сделать наш университет таким же, как у них.

Уважаемые читатели, обращаем ваше внимание, что время и дата онлайн-конференции изменились.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах