Примерное время чтения: 6 минут
11215

Виктор Садовничий: дорогое образование - это не наш путь!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. 1941 - 2014 18/06/2014
Виктор Садовничий
Виктор Садовничий РИА Новости

О главном вузе страны и проблемах образования в России корерспонденту «АиФ» рассказал ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Университет в сарае

Валентина Оберемко, «АиФ»: Виктор Антонович, поскольку сейчас горячая пора вступительных экзаменов, хотела вас попросить дать объективную оценку нашему современному образованию.

Виктор Садовничий: Думаю, что наша система высшего образования - я имею в виду ведущие университеты, где сохранены научные школы и традиции, - может конкурировать с любой другой в мире. Более того, существует твёрдое мнение, что первые пять лет надо учиться в наших университетах, а совершенствовать образование можно и за границей.

Естественно, в нашей системе есть недостатки. Главное - некачественная подготовка в целом ряде учебных заведений, которых открылось за эти 20 лет тысячи. Обеспечить их по-настоящему подготовленным персоналом и надлежащим контролем было невозможно, по­этому преподавание там осуществлялось не должным образом. На днях состоялось заседание межведомственной комиссии, руководитель Рособрнадзора Кравцов показывал слайды - в каких условиях идут занятия в этих учебных заведениях. Мне запомнился один. Сарай, открыты двери, на заднем плане мелькают какие-то животные, стоят три стола, за которыми сидят студенты. На сарае написано: «Университет». Сейчас начата работа по наведению порядка в этом вопросе и решению этой проблемы, но на это уйдут годы.

Ещё одна проблема - отсутст­вие существенной господдерж­ки фундаментальной науки. Окупаться она не может по определению. Её результаты могут никогда не применяться на практике, а могут понадобиться через 50 лет. Передовые в научно-технологическом плане страны - США, Германия, Китай, Япония - вкладываются в фундаментальную науку по максимуму, чего нельзя сказать о нас.  

- У нас вообще сильно поменялись приоритеты: когда-то все шли в инженеры, сегодня - в банкиры.

- Да, мы жили в эпоху, когда школьники хотели быть лётчиками, космонавтами, учёными. Если бы мне предложили тогда стать банкиром, я бы даже не понял, кто это такой. В те времена мы хотели быть первыми везде.

А в 1990-е, 2000-е мы вступили на путь рыночных отношений. Сегодняшним молодым людям ничего другого, кроме бизнеса, коммерции, просто неизвестно. У них модно быть банкиром, зарабатывать большие деньги. Но, поверьте мне, маятник качнётся и снова станет престижно быть генетиком, инженером-технологом, сделать первый марсоход. У нас Фестиваль науки, который каждый год проходит в МГУ, собирает 1,5 млн человек по всей России. А это уже о чём-то говорит.

Инфографика: АиФ

- Да, в СССР мечты у молодёжи действительно были другие. Но и возможности отличались. Вы работали в забое, но поехали в Москву и поступили в МГУ. Сегодня достаточно сложно представить, что шахтёр «с улицы» поступит в ведущий вуз страны и будет учиться бесплатно.

- Да, было другое время. Но МГУ и для меня был сказкой. Его тогда строила вся страна. По радио Левитан вещал: «На Ленинских горах возводится дворец науки». Я и не думал, что попаду сюда. Подал документы в сельскохозяйственный вуз. Но мой товарищ по забою, начальник участка электрификации, стал уговаривать поехать с ним в Москву. Его жена работала на почте, они перехватили мою посылку с документами и переслали её в МГУ. Мы оба поступили.

Тогда была государственная политика - поддерживать детей рабочих и крестьян, для них устанавливались льготы. Но брали только толковых - за этим очень следили. Если талантливый человек из простой семьи не знал того, чему учили в столичных спецшколах, к нему не придирались. В 1990-е такой подход к образованию осудили: мол, каждый должен поступать только по своим способностям. Но знания-то у всех разные: у парня из деревни нет возможности нанять репетитора - профессора из Москвы, он знает только то, чему его обучили в сельской школе.  

Сейчас постоянно идут дискуссии о платном и бесплатном образовании. Я считаю, что уже существующую грань платного образования нельзя переступать. Давайте отъедем на 250 км от Москвы, посмотрим на тамошние домики. Я в таком домике жил, знаю, какие они внутри. Где мама, живущая в таком домике, возьмёт 300 тысяч, а то и больше, в год, чтобы её ребёнок учился в престижном вузе? Это не наш путь!

Диплом или знания?

- О блате в других вузах говорится немало, многие студенты платят и, не посещая занятий, получают диплом. Куда же делся культ знаний, который когда-то был у нас в стране?

- Да, был культ: «Я хочу быть академиком Колмогоровым!» А сегодня культ: «Я хочу получить диплом о высшем образовании». А уж какого качества будет это образование - неважно. Вот и получается: диплом есть, а знаний нет. Я сталкивался со случаями, когда ребята из хороших семей говорят: «Мы так привыкли ничего не делать, что, когда возникает необходимость что-то выучить, почитать, я уже не могу, мне уже тяжело». Но диплом им хочется иметь.

- И последний вопрос, который волнует и школьников, и студентов, и их родителей: троечники на самом деле успешнее отличников?

- Это миф, связанный с Биллом Гейтсом, Марком Цукербергом (с которыми я, кстати, знаком). Они любят рассказывать, что ничему не учились. Да, есть люди, которые в школе учились не на отлично, но благодаря таланту добились в жизни очень многого: пошли в гараж, собрали компьютер, сделали прорыв в технологиях. Или, например, академик Гельфанд - он не учился в школе, но стал величиной № 1 в математике. Но всё-таки чем бóльшими фундаментальными знаниями человек обладает, тем успешнее он будет в жизни и в карьере. А показатель качества знания - выставленная оценка. Так что отличники всё-таки успешнее троечников.

Оцените материал
Оставить комментарий (23)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах