«Зеленая» повестка
Как РЖД заботится о Байкале?
Современная промышленность уделяет особое внимание охране окружающей среды. «Зеленая» повестка занимает важное место даже при глобальном строительстве.

Экология сегодня стоит во главе угла, а «зеленая» повестка доминирует в разного рода проектах, в том числе и крупных промышленных. Так, например, защиту окружающей среды прописывают даже при осуществлении крупного строительства.
Экологический год
Экологический год
2021 год было решено локально назвать Годом экологии. С такой инициативой выступила компания ОАО «РЖД». Год экологии был объявлен внутри компании. В его рамках было решено актуализировать Стратегию экодеятельности, рассчитанную до 2030 года. Она учитывает современные тенденции и новые технологии.
Объявляя 2021-й Годом экологии, в РЖД планировали любые свои действия рассматривать через призму влияния на окружающую среду, а также оценивать свои шаги с позиции экологии.
Сегодня одним из перспективных и важных направлений в деле охраны окружающей среды для крупных компаний становится углеродная нейтральность. Имеется в виду деятельность, в рамках которой выбросы в атмосферу парниковых газов компенсируется природоохранными проектами, включая, например, высадку деревьев. При этом, как отмечают в компании, РЖД быстро продвигается в данном направлении.
Осенью 2019 года ОАО «РЖД» дополнительно выпустило «зеленые» облигации на сумму 200 млн швейцарских франков. Общий объем выпуска увеличен до 450 млн швейцарских франков. И это также продолжает оставаться единственным примером бессрочных «зеленых» облигаций
на международном рынке из России и СНГ.
В мае прошлого года компания РЖД разместила такие облигации на 500 млн евро. Срок их погашения — 8 лет, ставка — 2,2%. Это позволило «Российским железным дорогам» стать первым эмитентом из России и СНГ, который вышел на публичный рынок ответственных инвестиций. Ставку же называют самой низкой в истории размещений в евро со стороны российских эмитентов. Эти облигации вызвали интерес со стороны международного сообщества: инвесторы довольно активно размещали заявки, причем речь идет о зарубежных представителях. Интерес к российским бондам объясняется традиционной привлекательностью и экологичностью железнодорожного транспорта. Вырученные средства компания направляет на покупку электровозов и скоростных современных поездов типа «Ласточка».
Экологическая стратегия компании была принята еще в 2009 году. С тех пор ее регулярно актуализируют. Причем речь идет не только о корректировке показателей. Также она предусматривает использование современных технологий и новые знания о том, как загрязняющие вещества действуют на природу: и на воздух, и на воду, и на почву. Экологическая повестка способствует привлечению средств на рынке по пониженной ставке. Это требуется для реализации проектов, учитывающих сохранение природы. Так, например, компания выпускает «зеленые» облигации, вырученные за них средства направляются на проекты экотранспорта: закупку электровозов, развитие сообщений (как пассажирского, так и пригородного), электрификацию линий.
Объявляя 2021-й Годом экологии, в ОАО «РЖД» планировали любые свои действия рассматривать через призму влияния на окружающую среду, а также оценивать свои шаги с позиции экологии.
Сегодня одним из перспективных и важных направлений в деле охраны окружающей среды для крупных компаний становится углеродная нейтральность. Имеется в виду деятельность, в рамках которой выбросы в атмосферу парниковых газов компенсируется природоохранными проектами, включая, например, высадку деревьев. При этом, как отмечают в компании, ОАО «РЖД» быстро продвигается в данном направлении.
Экологическая стратегия компании была принята еще в 2009 году. С тех пор ее регулярно актуализируют. Причем речь идет не только о корректировке показателей. Также она предусматривает использование современных технологий и новые знания о том, как загрязняющие вещества действуют на природу: и на воздух, и на воду, и на почву. Экологическая повестка способствует привлечению средств на рынке по пониженной ставке. Это требуется для реализации проектов, учитывающих сохранение природы. Так, например, компания выпускает «зеленые» облигации, вырученные за них средства направляются на проекты экотранспорта: закупку электровозов, развитие сообщений (как пассажирского, так и пригородного), электрификацию линий.
В мае прошлого года компания ОАО «РЖД» разместила такие облигации на 500 млн евро. Срок их погашения — 8 лет, ставка — 2,2%. Это позволило «Российским железным дорогам» стать первым эмитентом из России и СНГ, который вышел на публичный рынок ответственных инвестиций. Ставку же называют самой низкой в истории размещений в евро со стороны российских эмитентов. Эти облигации вызвали интерес со стороны международного сообщества: инвесторы довольно активно размещали заявки, причем речь идет о зарубежных представителях. Интерес к российским бондам объясняется традиционной привлекательностью и экологичностью железнодорожного транспорта. Вырученные средства компания направляет на покупку электровозов и скоростных современных поездов типа «Ласточка».
Осенью 2019 года ОАО «РЖД» дополнительно выпустило «зеленые» облигации на сумму 200 млн швейцарских франков. Общий объем выпуска увеличен до 450 млн швейцарских франков. И это также продолжает оставаться единственным примером бессрочных «зеленых» облигаций на международном рынке из России и СНГ.
Осенью 2019 года ОАО «РЖД» дополнительно выпустило «зеленые» облигации на сумму 200 млн швейцарских франков. Общий объем выпуска увеличен до 450 млн швейцарских франков. И это также продолжает оставаться единственным примером бессрочных «зеленых» облигаций на международном рынке из России и СНГ.
Экологическая стратегия
Экологическая стратегия
Экологическая стратегия компании ОАО «РЖД» — документ довольно масштабный. Рассчитана она на перспективу до 2030 года. В рамках программы предусмотрено большое количество мероприятий, например переобустройство различных зданий в ведомстве компании, работа над усовершенствованием путей и перегонов и многое другое. И это при условии, что железнодорожный транспорт является одним из самых экологически чистых.
В рамках своей стратегии ОАО «РЖД» ориентируется на то, что компания должна работать на основе рационального использования ресурсов, сохранения и восстановления природных систем, обеспечения качества окружающей среды в зоне влияния объектов инфраструктуры компании. Кроме того, важным пунктом является предотвращение и ликвидация ущерба в экологической сфере от хозяйственной деятельности филиалов компании.
В числе основных задач стратегии названы:
Глобальный проект
Глобальный проект
ОАО «РЖД» реализует глобальный проект: модернизацию БАМа и Транссиба. Он стартовал еще в 2013 году с целью увеличения пропускной способности железнодорожной сети. В рамках работ запланированы 236 объектов, включая варианты модернизации железнодорожных путей на 66 перегонах, строительство вторых путей на ряде перегонов, строительство двухпутных вставок, разъездов, усиление контактной сети и другие важные работы.
Модернизация подразумевает увеличение пропускной способности инфраструктуры, кроме того, планируется исключение барьеров, которые мешают растущему поездопотоку. Специалисты компании также осуществили проектирование и строительство более чем сотни объектов: 75 на Байкало-Амурской магистрали, 27 — на Транссибе. Одним из самых масштабных пунктов данной программы специалисты называют строительство второго Байкальского тоннеля. Сейчас специалисты перешли ко второму этапу модернизации двух важнейших железнодорожных путей.
Модернизация подразумевает увеличение пропускной способности инфраструктуры, кроме того, планируется исключение барьеров, которые мешают растущему поездопотоку. Специалисты компании также осуществили проектирование и строительство более чем сотни объектов: 75 на Байкало-Амурской магистрали, 27 — на Транссибе. Одним из самых масштабных пунктов данной программы специалисты называют строительство второго Байкальского тоннеля. Сейчас специалисты перешли ко второму этапу модернизации двух важнейших железнодорожных путей.
Экология и строительство
Экология и строительство

Два важнейших направления деятельности крупной российской компании соединились воедино. ОАО «РЖД» в рамках проводимых работ не забудет про одну из главных жемчужин мира: озеро Байкал. В ходе работ по модернизации БАМа и Транссиба особое внимание уделяется экологии озера. Отмечается четкое следование по пути развития, который ориентирован на экологию и бережное отношение к природе как один из приоритетов компании.

В рамках объявленного Года экологии особое внимание будет уделено реализации совместных мероприятий по охране Байкала. Эти мероприятия инициированы компанией и Минприроды России. Их основная цель — предупредить разрушение природы при проведении строительных работ и мероприятий по модернизации БАМа и Транссиба.

Для реализации всего задуманного был создан специальный цифровой единый комплекс в области окружающей среды. Он также рассчитан на обеспечение пожарной и промышленной безопасности. Уже запланирована его интеграция в единую систему экомониторинга, которую используют в Минприроды России. Такая объединенная система работает как информационно- аналитическая платформа, имеющая возможности видеофиксации, сбора, обработки, анализа объективных данных, которые поступают с окружающих озеро территорий.
Для реализации всего задуманного был создан специальный цифровой единый комплекс в области окружающей среды. Он также рассчитан на обеспечение пожарной и промышленной безопасности. Уже запланирована его интеграция в единую систему экомониторинга, которую используют в Минприроды России. Такая объединенная система работает как информационно- аналитическая платформа, имеющая возможности видеофиксации, сбора, обработки, анализа объективных данных, которые поступают с окружающих озеро территорий.
Экологические паспорта
Экологические паспорта
Каждому объекту глобального строительства БАМа и Транссиба в зоне Байкальской природоохранной территории присвоят свой экопаспорт. В него планируется включать информацию о проекте, компенсационных мероприятиях, вносить данные об экологических мониторингах, а также о контроле, схеме отбора проб на объектах. Также в нем должна быть указана и программа экоконтроля, включающая в себя такие показатели, как:

Экологически ответственное ведение бизнеса становится важной частью «зеленой» экономики, подчеркивают в компании. Еще нужно учиться многому. Внедрение же экопаспортов должно стать опытом для всех российских компаний.

Глава ОАО «РЖД» и руководитель Минприроды договорились об организации совместной работы в отношении популяризации особо охраняемых территорий. К таким относят Великий Уральский путь, Карелию, Черноморское побережье, Байкал. Также планируется уделить внимание развитию экологического туризма и совершенствованию транспортной доступности этих территорий.

Глава ОАО «РЖД» и руководитель Минприроды договорились об организации совместной работы в отношении популяризации особо охраняемых территорий. К таким относят Великий Уральский путь, Карелию, Черноморское побережье, Байкал. Также планируется уделить внимание развитию экологического туризма и совершенствованию транспортной доступности этих территорий.

Защита Байкала
Защита Байкала
Байкал как мировая жемчужина привлекает к себе внимание не только в России, но и за рубежом. Масштабный проект по развитию Восточного полигона был одобрен, в центральной экологической зоне Байкала ведутся работы по расширению пропускной способности серьезных транспортных магистралей: БАМа и Транссиба. Для ускорения работ было принято решение освободить объекты двух железнодорожных магистралей от прохождения обязательной экспертизы в экологической сфере. Но при этом все объекты ОАО «РЖД» в экозоне Байкала проходят и дальше будут обеспечиваться экологической экспертизой. В проектах каждый объект имеет специальный раздел, где прописаны все природоохранные мероприятия. А разнообразные экологические требования учитываются еще на стадии создания проекта. Причем ознакомиться с этим специальным разделом может любой желающий в ходе общественных слушаний, проходящих по каждому объекту.

Весной 2021 года начала работу лаборатория Центра охраны окружающей среды: она расположилась в Северобайкальске. С ее помощью можно оперативно отслеживать показатели всех объектов строительства и реконструкции в непосредственной близости от озера.

Компания ОАО «РЖД» взяла на себя обязательства исследовать воду, воздух и почву регулярно: для этого проводятся заборы проб. Их осуществляют с помощью стационарных и передвижных лабораторий. А еще железнодорожники обязались предоставить оборудование для автоматического контроля на своих объектах: с его помощью можно проверять качество сточных вод. Такая установка уже появилась на тоннеле БАМа возле Байкала. Все данные передаются в режиме реального времени, обрабатывает их специализированная система мониторинга. В результате всегда есть возможность оперативно сработать, если случится ЧП или будет попытка нарушения. Современные технологии существенно выигрывают в сравнении с теми, что использовались ранее, когда в прошлом веке строили БАМ. При реконструкции используются самые прогрессивные технологии укладки путей, предусматривающие замену пропитанных шпал на железобетонные, пункты обогрева становятся вместо отапливаемых мазутом отапливаемыми углем, модернизируются очистные сооружения для сточных вод.
В числе помощников ОАО «РЖД» подключила Всероссийское общество охраны природы, Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, Прибайкальский национальный парк. В рамках такого сотрудничества идут различные проекты, например, изучение байкальской нерпы.

Строители уделяют особое внимание экологии уже на этапе строительства. Так, например, все площадки в зоне Байкала оснащены мойками для колес, биотуалетами, имеют замкнутую систему водоотведения, в дальнейшем стоки вывозят на специальные очистные сооружения. Все обеспечено автоматическими комплексами видеофиксации.

Строители уделяют особое внимание экологии уже на этапе строительства. Так, например, все площадки в зоне Байкала оснащены мойками для колес, биотуалетами, имеют замкнутую систему водоотведения, в дальнейшем стоки вывозят на специальные очистные сооружения. Все обеспечено автоматическими комплексами видеофиксации.

Защита леса
Защита леса
Конечно же, сложно говорить о деле защиты лесов, если не предусмотрена работа по лесовосстановлению. Озеро окружено лесами, а железнодорожные пути так или иначе их затрагивают. Поэтому лесовосстановлению в рамках определенных природоохранных мер уделяется особое внимание. Так, например, каждое срубленное дерево в рамках строительных работ должно компенсироваться со стороны ОАО «РЖД» пятью новыми посаженными. И это несмотря на то, что в законе предусмотрено компенсаторное восстановление 1 к 1

Однако стоит понимать, что железнодорожники всегда ставили дело восстановления лесов высоко в списке приоритетов. Так, например, в прошлом году работники компании высадили более 40 тысяч саженцев сосны сразу в двух лесничествах: Иркутском и Хомутовском. Также персонал компании принимает активное участие в масштабной всероссийской акции «Сохраним лес».

Однако стоит понимать, что железнодорожники всегда ставили дело восстановления лесов высоко в списке приоритетов. Так, например, в прошлом году работники компании высадили более 40 тысяч саженцев сосны сразу в двух лесничествах: Иркутском и Хомутовском. Также персонал компании принимает активное участие в масштабной всероссийской акции «Сохраним лес».

Уборка территорий
Уборка территорий

В рамках экологических акций железнодорожники также принимают активное участие в уборке прилегающих территорий. Так, совместно с ОАО «РЖД» Минприроды была организована акция «Вода России». Более 140 волонтеров компании из разных регионов страны наводили порядок на берегу озера. Она проходила в Танхое, Слюдянке и Старой Ангасолке. Было собрано более 40 кубов мусора. Мусор убирали даже альпинисты: с их помощью получилось добраться до труднодоступных мест, куда люди годами скидывали мусор.

Собранному мусору также уделяется отдельное внимание. Сегодня есть тренд на вторичную переработку. И ОАО «РЖД» активно развивает это направление. Многие станции оборудованы контейнерами для раздельного сбора отходов. Так, например, только за 2019 год в компании было образовано полтора миллиона тонн отходов производства и потребления. Более 80% отходов были вовлечены во вторичный оборот.

Модернизируется система переработки и обращения с отходами. Так, например, было построено 4 комплекса по переработке железобетонных шпал, 2 установки по утилизации резинотехнических изделий, 20 установок для сбора отработанных батареек и многое другое.

Работы будут активно вестись и дальше, ведь «зеленая» повестка становится все актуальнее, а позаботиться о планете кроме нас, людей, некому. И крупный бизнес сегодня приходит к этому пониманию, стараясь снижать вред от своей хозяйственной деятельности и компенсируя природе буквально все.

Работы будут активно вестись и дальше, ведь «зеленая» повестка становится все актуальнее, а позаботиться о планете кроме нас, людей, некому. И крупный бизнес сегодня приходит к этому пониманию, стараясь снижать вред от своей хозяйственной деятельности и компенсируя природе буквально все.