Управление отходами туристических центров
Флоренция ежегодно пропускает через себя огромный туристический поток. Кроме экономических преимуществ, такая популярность приносит муниципалитету города целый комплекс экологических проблем — большое количество мусора, периодический дефицит питьевой воды. Для их решения 4 года назад столица Тосканы решила обратиться к амбициозной европейской инициативе URBAN-WASTE соофинансируемой Европейской научно — исследовательской программой Horizon 2020.
URBAN-WASTE — это исследовательский проект, направленный на анализ и оптимизацию управления отходами городов, которые сталкиваются со значительными туристическими потоками.Исследование подключает для разработки экологически-инновационных мер как ключевые компании в секторе обращения с отходами, так и сам туристический сектор. В данном проекте участвуют 11 туристических центров, в которых проживает в общей сложности около 2,7 миллионов жителей, но которые ежегодно посещают более 64 миллионов гостей.
Еда на вынос
Одной из реализуемых стратегий стало уменьшение количества пищевых отходов в ресторанах.
Рестораны, присоединившиеся к программе URBAN-WASTE, обязались разработать специализированное меню, в которое включены порции половинного размера. Кроме того, каждому клиенту предлагается так называемый doggy bag — пакет, в котором можно забрать остатки несъеденной еды.
Регион Тоскана разработал дизайн и выпустил 15 тысяч специальных пищевых пакетов, 1 тысячу информационных столешниц и 15 тысяч информационных открыток. После подписания письма-обязательства, первая партия, состоящая из 600 пакетов, была распределена в июле 2018 года в двух ресторанах. Затем около 1,3 тысячи пакетов было распределено между еще пятью ресторанами.
Кроме того, региональные власти смонтировали видеоролик, в котором заместитель мэра по вопросам экологии объясняет важность сокращения пищевых отходов.
Это видео было распространено на основных местных телеканалах и на YouTube. Осенью 2018 благодаря личным визитам сторонников проекта были также привлечены новые участники из сферы общественного питания. В итоге, все участвующие в программе рестораны предлагают дневное меню URBAN-WASTE с традиционными для региона блюдами — риболлита, паппа аль помодоро, панцанелла. Учитывая, что средний вес пищи, содержащейся в «пакете на вынос», оценивается примерно в 300 г, можно предположить, благодаря новинке уже сэкономлено не менее 210 кг потенциальных органических отходов. Если учитывать все выпущенные 1,900 пакетиков, то это значение возрастет до 570 кг.
Общественные фонтаны и многоразовые фляжки
Также была принята стратегия по стимулированию потребления водопроводной воды, чтобы туристы меньше пили воду из бутылок и тем самым снижали количество пластикового мусора. Так, была введена раздача фляжек туристам и кампания по рекламе и продвижению общественных фонтанов, где эти фляжки могут быть наполнены.
Регион Тоскана спроектировал и реализовал 250 алюминиевых фляжек и 2 тысячи фляжек многоразового пользования из пищевого пластика, не содержащего бисфенол А, со слоганом «FlorenceUrban Water» (Городская вода Флоренции). Некоторые бутылочки были включены в призовой набор URBAN-WASTE kit, предназначенный победителям по итогам результатов, зафиксированных в мобильном игровом приложении WasteApp. WasteApp, в свою очередь представляет собой игровое приложение для мобильных телефонов, предназначенное для информирования людей о возможностях по экологичной утилизации мусора и связанной с этим политики городов. Оно было создано, в основном, для туристов, но может быть использовано и местными жителями.
Также регион Тоскана разработал и напечатал около 150 стикеров, указывающих наличие станций питьевой воды и питьевых фонтанов. Такой стикер получили уже 4 станции водоподготовки и 57 питьевых фонтанов в историческом центре. В связи с техническими сложностями, наклеить стикеры на фонтан не представляется возможным, поэтому были разработаны карты-схемы мест расположения таких фонтанчиков, вложенные в бесплатные брошюры, доступные в туристических информационных офисах. Всего было выпущено 60 тысяч копий таких брошюр.
Кроме того, администрация Тосканы в сотрудничестве с водной управляющей компанией Publiacqua Spa опубликовала в ежеквартальном туристическом журнале Elitism Florence, выпускаемом на английском языке тиражом 20 тысяч экземпляров, рекламу по данной тематике. Журнал распространяется на съемных квартирах для туристов, в ночных клубах, такси, книжных магазинах и в музееPecci Museum.
Используя собственные ресурсы, компания Publiacqua, в сотрудничестве с муниципалитетом Флоренции, провели обновленную перепись станций питьевой воды, находящихся в историческом центре и выпустили более 1 тысячи специальных полиэтиленовых фляжек со слоганом «Florence Urban Water».
Уже к концу ноября 2018 года удалось распространить 700 фляжек среди жителей и туристов в рамках 3 организованных мероприятий и предполагается раздать еще 3250 новых фляжек к маю 2019 года в рамках новых инициатив. Уже в первый месяц проведения таких акций, был замечен рост на 2 процента потребления воды из фонтанчиков.
Пока что акция не затрагивает заведения общественного питания, так как те получают доход от продажи бутилированной воды. Что касается мобильного приложения WasteApp, его реклама и описание были представлены на телевизионных каналах совместно с продвижением раздельного сбора отходов в историческом центре города. В рамках городских инициатив, пользователям, загрузившим приложение, были подарены бесплатные фляжки для воды. Всего уже зарегистрировано около 195 пользователей.
Правильная сортировка
Для туристов, проживающих в гостиницах и апартаментах, был подготовлен специальный многоязычный гид для предоставления информации о правильной сортировке отходов.
Туристам были предложены инструкции по раздельному сбору отходов на английском языке. Кроме того, были напечатаны около 1000 стикеров, продвигающих раздельный сбор, которые были приклеены на 548 мусорных контейнеров по всему историческому центру города.
Регион Тоскана выпустил специализированные карты в количестве 60 тысяч экземпляров, на которых указаны контейнеры раздельного сбора отходов, находящиеся в историческом центре.
Было разработано многоязычное руководство для владельцев жилья, направленное на повышение осведомленности туристов о правильном сборе и разделении отходов на категории. Данное руководство также доступно для скачивания с веб-сайта, на котором также представлена интерактивная карта с пунктами раздельного сбора.
К концу ноября 2018 руководство было распространено в количестве 20 тысяч копий, а карты-схемы контейнеров раздельного сбора — в количестве 10 тысяч копий через 8 туристических информационных офисов, 2 такси-компании, 2 интегрированные платформы по аренде жилья, включающих 9000 арендодателей и 50 отелей и кемпингов. Таким образом, информация достигла, по крайней мере, 30 тысяч человек. Если принять в расчет среднюю туристическую нагрузку на каждую съемную квартиру в количестве 10 человек, то можно предположить, что с инструкциями по раздельному сбору отходов ознакомлены, по крайней мере, 300 тысяч человек.
Еда на благотворительные цели
Добровольное соглашение между некоторыми отелями, организациями общественного питания и благотворителями предусматривает ежедневное пожертвование продуктов питания, которые не были употреблены.
В регионе было спроектировано и напечатано 200 вкладышей, рассказывающих клиентам об обязательствах гостиниц по сокращению пищевых отходов и донорству продовольствия.
В феврале после этапа тестирования с участием 2 отелей и 1 благотворительной столовой, обслуживающей около 114 человек, 2 другие гостиницы той же сети заявили о готовности жертвовать еду, не употребленную во время завтрака, а также они начали проводить ежедневный мониторинг пищевых излишков. Благодаря этому, уже в марте волонтеры ежедневно начали собирать еду, приготовленную гостиницами, для передачи ее в бесплатную столовую для необеспеченных жителей. К концу ноября еще 5 новых отелей изъявили желание участвовать в программе и начали активно проводить предварительный мониторинг продуктов.
К ноябрю 2018 года 4 отеля, 2 благотворительные организации участвуют полностью в инициативе и 5 отелей заявили о готовности участия в будущем. 50 вкладышей, рекламирующих эти мероприятия, были распространены среди участников программы, внедрение которой позволило сохранить 795 кг еды и 72 литра напитков.