Примерное время чтения: 6 минут
1480

Пришла еда, откуда не ждали. Волонтёры предотвращают «убийство» продуктов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Один за всех, и все за одного 20/03/2024
Волонтёр фудшеринга Алёна приняла продукты у продавца Натальи.
Волонтёр фудшеринга Алёна приняла продукты у продавца Натальи. / Эдуад Кудрявицкий / АиФ

Российские магазины, кафе и пекарни ежегодно выбрасывают в помойки почти 6 млн тонн продуктов. Столько за год съедают примерно 600 тыс. человек, что сравнимо с населением крупного города. Волонтёры движения фудшеринга, что в переводе означает «делиться едой», спасают еду от «убийства». В процессе поучаствовали корреспонденты «АиФ».

Лёгкая помятость

С исполнительным директором АНО «Фудшеринг» Александрой Кумпан и волонтёром Алёной Свириденко мы встретились в одном из сетевых супермаркетов Москвы. Продавец магазина выкатывает тележку. В ней мандарины, лимоны апельсины, киви, помидоры черри, баночка оливок, авокадо, зелень. «Вот, посмотрите: апельсин стал мягким, укроп привял, – изучая ассортимент, говорит старший продавец Наталья. – Это считается некондицией, поскольку товарный вид утерян. Сначала мы продаём такие продукты с уценкой в 40%. Если спустя сутки их не купили – списываем. Если бы не фудшеринг, всё это сразу полетело бы в мусорку».

Мы ещё раз осматриваем продукты. На вид и запах – вполне аппетитные овощи и фрукты. Ну, где-то вмятинка, где-то небольшое пятно сморщенной кожицы. Оливки так вообще премиум-класса, просто упаковка повреждена. Как пояснила Наталья, если пакет, например, риса или макарон рвётся, то товар тоже подлежит списанию.

Каждый день в этот магазин приходят волонтёры и забирают то, что иначе будет выброшено на помойку. Потом распределяют продукты по получателям. Фудшеринг не распространяется на продукты животного происхождения – это вся молочная, мясная, рыбная продукция. Она требует специальных условий хранения. Мало ли, а вдруг кто-то отравится?

«Мы очень рады, что спасаем еду, – улыбается Наталья. – Жалко же выбрасывать! А так хоть съедят. Бабушки и дедушки, которым волонтёры приносят наши продукты, благодарят, дарят на праздники вязаные носочки».

А потом вместе с Александрой  1  отнесла их в соседний двор, где живёт многодетная мама Инна.
А потом вместе с Александрой 1 отнесла их в соседний двор, где живёт многодетная мама Инна. Фото: АиФ/ Эдуад Кудрявицкий

Кто становится получателем

Идём с пакетами в соседний двор. Там нас встречает много­детная мать Инна Коломеец. «Почему я пользуюсь фудшерингом? – переспрашивает она. – У меня четверо детей, и я воспитываю их одна. Сами понимаете, нелегко. Эти овощи и фрукты для нас огромное подспорье».

Инна получает продукты раз в неделю – это норма для фудшеринга. Кстати, в квартиру волонтёры не заходят, чтобы не смущать «получателей еды», как их называют в движении.

Кто становится этими получателями? «Это могут быть как знакомые волонтёров, так и те, кто обращается к нам напрямую, – объясняет Александра Кумпан. – Вот Алёна – студентка, большинство её получателей – знакомые студенты. Встречаются и соседи по подъезду, и коллеги по работе. Многодетные семьи, пенсионеры, да кто угодно! Нам непринципиально, чтобы они были обязательно из малоимущих. Даже сами волонтёры могут оставлять себе треть продуктов. Ведь мы спасаем прежде всего еду, а не людей».

По словам Александры, фудшеринг – главным образом экологический, а не социальный проект. Ведь все эти тонны выбрасываемой еды не только увеличивают площадь мусорных полигонов и загрязняют другие отходы, которые можно было бы отправить на переработку, но ещё гниют и вырабатывают парниковые газы, в том числе метан.

«Наша задача – чтобы продукт не пропал, а был использован по назначению, то есть съеден, – резюмирует Кумпан. – Российскому движению фудшеринга уже 9 лет. Но к сегодняшнему дню в Москве к нему присоединилось лишь около 100 торговых точек. Чуть меньше в Санкт-Петербурге. А в регионах… там всё только начинается».

Фото: АиФ/ Эдуад Кудрявицкий

Движению мешает НДС

Почему фудшеринг за эти годы так и не стал повсеместным явлением? Кумпан считает, что ключевая проблема – торговым сетям куда выгоднее дождаться истечения срока годности товара и отправить его на помойку, чем безвозмездно отдать. Вся загвоздка в законодательстве: если ретейлер отдаст продукты на фудшеринг, то он всё равно обязан заплатить за них НДС – 20% стоимости. Утилизация же просрочки обойдётся раза в 3 дешевле. При таком раскладе удивительно, что сети вообще сотрудничают с волонтёрами – по сути, себе в убыток.

Другое дело – малый бизнес. Несетевые магазинчики, пекарни, кофейни, рестораны освобождены от НДС. Они куда охотнее присоединяются к фудшерингу. «Просят – спасите нашу еду, – продолжает Александра. – У них же выпечка если за день не продалась, то уже некондиция – все же покупатели хотят свежее, горячее, из печи. А вчерашние круассаны должны лететь в помойку? Жалко».

Первые пять лет с момента своего появления в России движение фудшеринга было полустихийным. В 2021 году оно наконец оформилось в качестве некоммерческой организации (НКО) и с тех пор получило возможность взаимодействовать с сетями – самыми большими «производителями» съедобного содержимого мусорных контейнеров.

Осталось только поменять законодательство – и фудшеринг зашагает по стране. С его помощью, по оценкам экспертов, можно будет только из торговых сетей ежегодно спасать 720 тыс. тонн продуктов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах