Он смог прожить две жизни и в каждой достичь огромных успехов. Будучи конструктором танков, участвовал в создании «Клима Ворошилова», налаживал производство Т-34, руководил разработкой тяжёлого танка «Иосиф Сталин», заслужившего репутацию самого
мощного за всю Вторую мировую войну.

Присоединившись в последствии к атомному проекту, быстро освоился в совершенно иной области и стал основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.
НИКОЛАЙ ДУХОВ,
ДВЕ ЖИЗНИ
Николай Духов родился в 1904 году на Полтавщине. Его дед был обедневшим помещиком, а отец ротным фельдшером. А вот прапрадед Николая Леонидовича – человек известный, увековеченный Гоголем. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – это о нём.

В 1920-м Духов окончил Гадячскую классическую гимназию и начал трудиться. Был секретарём земельного отдела, дежурным по электростанции, заведовал избой-читальней, работал резчиком свеклы, хронометражистом, заведующим технико-нормировочным бюро сахарного завода. В 1924 году пошёл учиться на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института и по его окончании направлен в Ленинградский политехнический институт.

Окончив его в 1932 году, Николай Духов получил специальность «конструирование и производство тракторов и автомобилей» и пришёл на завод «Красный Путиловец» (позже – Кировский завод). Работал над созданием танков Т-29 и Т-28, участвовал в разработке тяжёлого танка «Клим Ворошилов» как ведущий инженер.
Николай Духов – трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и 5 Сталинских премий, награждён 4 орденами Ленина, а также орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть».
Читая лекции студентам автотехникума, он говорил о своём предмете: «Это поэзия! В формулах и цифрах заложен весь смысл инженерной науки».
В 1939 году стал заместителем главного конструктора. В июле 1941-го отправился на Челябинский тракторный завод, куда было эвакуировано 7 крупных машиностроительных предприятий. Наладил серийное производство танков Т-34. Модернизировал танки
«Клим Ворошилов», которые после этого прекрасно показали себя в сражении на Курской дуге.

Тяжёлый танк «Иосиф Сталин» разработало конструкторское бюро под руководством Духова. Эта машина, а также созданные на её базе самоходные артиллерийские установки «прожили» аж до 1960-х и не уступали по боевым качествам лучшим иностранным образцам.

Свою первую звезду Героя Социалистического Труда и первую Сталинскую премию Николай Леонидович получил как конструктор танков.

А в 1948 году жизнь неожиданно сделала крутой поворот – его привлекли к работам по созданию отечественного ядерного оружия. В Конструкторском бюро № 11 он возглавил научно-конструкторский сектор.
Его талант вносить ясность в самые запутанные вопросы и находить простые решения самых сложных и, казалось бы, неразрешимых задач оказались здесь как нельзя кстати. Ведь разрабатывались принципиально новые конструкции и совершенно новые технологические направления, организовывались специализированные производства, отрабатывались расчётные методики, создавалась вычислительная техника, велись разработки в области материаловедения. Всё это Духов сумел упорядочить, став основателем советской конструкторской школы по ядерным боеприпасам.

Он участвовал и в испытаниях на полигоне. А когда разработчики бомбы решили использовать идею Зельдовича о внешнем нейтронном инициировании ядерного заряда, потребовалась сложная автоматика – по сути целая «электростанция» на бомбе. Коллектив под руководством Николая Леонидовича её создал.

Кроме того, в начале 1950-х стало ясно, что носителями ядерных боеприпасов могут быть не только бомбы, но и ракеты и торпеды. Член-корреспондент РАН, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Духов предложил заняться разработкой новых ядерных боеприпасов, бортовых приборов и контрольно-измерительной аппаратуры.

Он стал руководителем филиала № 1 КБ-11 – бывшего завода № 25 Министерства авиапромышленности, который был передан в ведение Министерству среднего машиностроения. Формировались научно-конструкторские направления, велась реконструкция производства, строительство лабораторного корпуса, развивались технологические службы, строился корпус для исследовательских и испытательных лабораторий. Но не меньше внимания Духов уделял и людям – старался создать им хорошие рабочие и бытовые условия.
Под его руководством были заложены основы нескольких направлений развития ядерных боеприпасов, велись разработки заряда для первой межконтинентальной баллистической ракеты Р7, тактических и крылатых ракет, зенитных управляемых ракет и торпед. При жизни конструктора передано в серийное производство и принято на вооружение 20%
создававшихся под его руководством ядерных боеприпасов.

Ушёл из жизни он в 1964 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. Всероссийский НИИ автоматики носит имя своего первого руководителя.
Курчатов и Духов.