Примерное время чтения: 10 минут
5123

«Аллигаторы» на низких высотах. Как вертолеты ВКС РФ работают в зоне СВО

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Ка-52 «Аллигатор».
Ка-52 «Аллигатор». / Дмитрий Григорьев / АиФ

Корреспондент aif.ru побывал на аэродроме, откуда экипажи боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор» ежедневно совершают десятки боевых вылетов. Летчикам и штурманам боевых машин приходится работать на столь низкой высоте, что по ним достают автоматы противника. О том, как работает боевая авиация — в репортаже.

Летающие «рептилии»

Есть у кочующих по дорогам Донбасса автомобилистов такое замысловатое хобби — поймать в объектив своего смартфона низко летящие на боевой вылет российские вертолеты. Зрелище это завораживает, а успеть подснять винтокрылого вблизи, да еще и в полете, считается настоящим успехом. Видео тут же публикуются в собственных блогах и Telegram-каналах, мигом разлетаясь по сети. Мне повезло чуть больше чем остальным. На днях удалось побывать на одном из аэродромов, откуда экипажи вертолетов Ка-52 совершают боевые вылеты на укрепленные районы противника.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

На большой асфальтированной площадке на приличном расстоянии друг от друга одиноко стоят вертолеты Ка-52. «Аллигаторы», своим грозным видом напоминающие рептилий, в честь которых они названы, ждут своего часа для охоты. Они будто замерли в ожидании жертвы. Редкая тишина аэродрома постоянно прерывается ревом вертолетных лопастей. Это очередная пара боевых машин заходит на посадку после работы по целям.

Шум приближающегося вертолета слышен задолго до его появления на горизонте. Чуть погодя в небе появляется темная точка. И вот через несколько минут «Аллигатор» предстает перед тобой уже во всей красе, мягко заходя на посадку. Глядя на это, невольно представляешь себе, что чувствует засевший в окопе противник, когда слышит гул приближающихся вертолетов.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«За Володю, Данзана, Дениса!»

Первые «Аллигаторы» поступили в войска в 2011 году и с тех пор стали главной ударной силой армейской авиации ВКС России. В зоне СВО пилотам Ка-52 приходится работать по укрепленным районам противника, скоплению техники и артиллерийским расчетам. Работают в основном парами ударных машин, хотя пока мы были на аэродроме, я наблюдал, как в воздух поднимались четыре «Аллигатора» одновременно.

«Вертушка» оснащена двумя несущими винтами. Такая система характерна больше для вертолетов, работающих над морем. Благодаря двум несущим винтам вертолет обладает большей устойчивостью и маневренностью. Такая схема на сухопутных ударных вертолетах применена впервые — как и система катапультирования.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

На борту две 30-мм пушки. Чаще их задействуют в ближнем бою, а для работы по противнику на земле используют 122-мм противотанковые ракетные комплексы «Вихрь» и неуправляемые авиационные ракеты. Один блок НАРов — 20 ракет, в этом вылете «Аллигатор» нес до 40 неуправляемых ракет и четыре «Вихря». На одном из них — послание противнику: «За Володю, Данзана, Дениса!». Во время боевого вылета вертолет обязательно отстреливает из торцов крыльев тепловые ловушки. Это позволяет создать множество ложных «горячих» целей для ракет с тепловым наведением и не попасть под удар зенитных комплексов противника.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Ночью главное не задеть провода»

«Все зависит от конкретной задачи. Сегодня нам необходимо было отработать по укрепленному району противника, — говорит летчик вертолета, только что вернувшегося после выполнения боевой задачи. — Отработали по целям. Работали неуправляемыми ракетами. Все прошло хорошо».

Пилоты говорят, что сейчас у них в основном средняя интенсивность работы. Однако день на день не приходится. Иногда боевых задач много, и вылет следует один за другим. «На самом деле наша работа зависит от продвижения парней на передовой. Они работают. Выясняют координаты целей. Передают их нам, и дальше уже действуем. Все по ситуации», — рассказывает штурман.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Работать пилотам приходится на низких высотах, чтобы быть незаметным для вражеских систем ПВО. Главное, говорят пилоты, это ночью не нарваться на провода и другие препятствия. «Ночью важно разглядеть провода, потому что летим на малой высоте. Используем ночные системы наведения. Тут особенность местности такая, что есть склоны и лесопосадки, за которые можно спрятаться. Идя на малой высоте, мы прячемся от ПЗРК противника. В этом нам помогает рельеф местности», — объясняет нюансы ночной охоты штурман.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«ВСУ стреляют по вертолетам из автоматов»

Перед каждым вылетом работу над подготовкой боевой машины осуществляют технические специалисты. Вертолет нужно заправить, проверить работу основных систем. Сменить разряженные тепловые ловушки. Иногда устранять неполадки и повреждения приходится здесь же — в полевых условиях.

«В основном часто встречаются повреждения кузова вертолета от автоматического оружия. Они в целом не влияют на боевые характеристики машины, тем не менее мы всегда стараемся в короткие сроки привести вертолет в порядок, — рассказывает инженер технической службы. — Как правило, на поврежденные места накладываются латки. В основном же обслуживание машины сводится к заправке, и зарядке тепловых ловушек и боевой составляющей. Подготовка вертолета занимает в среднем пятнадцать-двадцать минут».

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Живут пилоты и техники здесь же. Как и бойцы на передовой — в отлично оборудованных блиндажах, поэтому все тяготы и невзгоды службы пехоты и артиллерии, авиация РФ знает не понаслышке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах