Примерное время чтения: 6 минут
4800

Огненный юнга. Война стала школой жизни для 12-летнего моряка

Дневник Коли Устинова. Владивосток.
Дневник Коли Устинова. Владивосток. Кадр из анимационного фильма

В купальный сезон 1941 года пацаны во Владивостоке залезали в море уже в мае — если верить дневнику Коли Устинова, который тот вел в свои 12 лет. Июльская запись: отец ушел на фронт, пишет из-под Сталинграда, мать получила похоронку... Так Коля Устинов остается сиротой — и получает шанс стать собой. Капитаном дальнего плавания, полвека протрудившимся в Сахалинском морском пароходстве и объехавшим весь мир. 

А в анимированном ролике, выпущенном АиФ по мотивам этого дневника, Коля — убитый горем мальчишка, у которого живот сводит от голода и который остался за кормильца в своей маленькой семье. Свои приключения в «огненных рейсах» (так называли конвои, которые сопровождали боеприпасы, продовольствие и технику, переданные Красной Армии по ленд-лизу из Америки, и в которых были потоплены десятки судов) тайком от помощника капитана по политической части юнга палубный записывал в дневник. Который уже в наши дни был озвучен телеведущим Петром Толстым, органично попадающим в по-военному сухую интонацию лаконичных Колиных дневниковых сводок, которые тот составлял на борту обстреливаемого корабля. 

«Ходил в порт, загружал пароход, покормили, но в море не взяли. Голодно» Дневник Коли Устинова, 1942.
«Ходил в порт, загружал пароход, покормили, но в море не взяли. Голодно». Дневник Коли Устинова, 1942. Кадр из анимационного фильма

«В этом финальном ролике есть очень точный образ идеи, которую мы заложили в этот документально-художественный проект по „Детской книге войны“. Капитан дает юнге постоять у руля, и Коля, не дотягиваясь до штурвала, подставляет ящик для снарядов, чтобы стать выше... — говорит генеральный директор ИД „Аргументы и Факты“ Руслан Новиков. — Все авторы этих детских дневников повзрослели раньше времени. Кто-то стал капитаном дальнего плавания, кто-то — участником Олимпиад, кто-то оставил после себя детей и внуков, а кто-то — только тетрадочку со своими записями, случайно найденную чужими людьми на антресолях. Чей-то дневник всемирно известен, а чей-то — впервые озвучен, кто-то из их авторов жив, большинство — уже нет... Но в каждой серии мы видим эту историю преждевременного взросления. В наших роликах нет ни геройств, ни сложных коллизий, ни зверств — ничего, что обычно выходит на первый план, когда говорят о войне. Мы ничего не утверждаем — но лишь ставим вопрос. Который нам кажется главным. Как остаться человеком в предлагаемых обстоятельствах. Выжить — но не любой ценой. И повзрослеть. Истории, рассказанные в каждом ролике проекта, по-разному раскрывают эти темы. И то, что сюжет последнего выходит хронологически за рамки ВОВ (осенью 1945, когда капитулирует Япония, и Коля делает в дневнике запись о победе), еще раз подчеркивает — мы сняли сериал не о войне. А о человеке. Даже самом маленьком. Который вечно ищет ответ».

«В кадрах дали согласие на работу. С бумажкой в руках прибежал на пароход...И сразу накормили». Дневник Коли Устинова, 1942.
«В кадрах дали согласие на работу. С бумажкой в руках прибежал на пароход... И сразу накормили». Дневник Коли Устинова, 1942. Фото: Кадр из анимационного фильма

«Каждая серия — абсолютно самостоятельна, при этом эпизоды складываются в цельную картину, — размышляет Олег Агейчев, креативный директор Студии Mozga, работавшей над сериалом в партнерстве с АиФ. — Персонаж каждого — ребенок на войне, но всем им выпали разные обстоятельства (блокада, концлагерь, немецкий завод, линия фронта, тыл) и свои вызовы, на которые нужно отвечать. Каждый ребенок делает это как может. Кто-то больше озабочен нравственными дилеммами, предлагаемыми войной, кто-то „погряз“ в бытовых проблемах, кто-то готовится к смерти, кто-то наивно верит в будущее, а кто-то „беспробудно“ влюблен... Мы видим, как короткие эпизоды из жизни этих 10 детей, мальчиков и девочек, объяли широкую панораму человеческой жизни — и война лишь заострила для каждого его задачу. Пожалуй, это те „мультики“, которые мне хотелось бы, чтобы смотрели мои дети. Да, воспитательная цель стояла как одна из первых перед создателями проекта. И я надеюсь, она нам удалась». 

Дневник Коли Устинова. Владивосток, 1942 год – Охотское море, 1945 год.
Дневник Коли Устинова. Владивосток, 1942 год – Охотское море, 1945 год. Фото: Кадр из анимационного фильма

С начала проекта (9 мая 2020) анимационные ролики по детским дневникам времен ВОВ посмотрело уже более 16 миллионов зрителей и их детей.

Дневник Коли Устинова.
Дневник Коли Устинова. Фото: Кадр из анимационного фильма

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых