Примерное время чтения: 7 минут
1147

Константин Кудряшов: Укрощение мангала

Шашлык заслуживает быть присоединенным к французской кухне - это будет драгоценным нововведением для всех истинных ценителей кулинарного искусства...

Александр Дюма

Я могу рассказать только о своих впечатлениях. Вряд ли они смогут претендовать на репрезентативность. Возможно, что в других городах и даже в других районах Москвы всё обстояло иначе – тут всякий вправе мне «запятую поставить», как выражался один персонаж Чехова, автор письма к учёному соседу.

А на просторах Парка имени 850-летия Москвы, что растянулся вдоль набережной одноимённой реки, бал правил самый лютый, самый отъявленный постмодернизм. Или, если угодно, своего рода алхимия. Coincidentia oppositorum, извините. То есть соединение противоположного. Причём противоположного до такой степени, что средневековые алхимики курят бамбук и сосут бензин.

Раньше я считал, что граждан России, во всяком случае, их подавляющее большинство, можно довольно чётко маркировать по типичной внешности, а также по внятному, более-менее правильному русскому языку и произношению.

Однако вышло, что в отдельной локации Парка имени 850-летия Москвы к этому можно добавить ещё один очевидный маркирующий признак. А именно – граждане России предпочитают отмечать праздники и проводить выходные на роликах, велосипедах, скейтбордах, а также с мячами, ракетками, либо воздушными змеями в руках. На самый крайний случай – с удочкой, хотя что можно выловить в низовьях (!) Москвы-реки, я представить не в силах.

В общем, если даже с двухсот шагов увидел кого-то из вышеперечисленных категорий, будь уверен – это, скорее всего, гражданин России.

А вот если в городском парке заметишь дымок и запах непонятного жареного мяса, а также заполошные истеричные разговоры, тут уже другой коленкор. Это шашлык. И здесь есть варианты. Перечисление этих вариантов здорово отдаёт пресловутой статьёй за разжигание, хотя разжигают, жарят и лопают как раз-таки меньшинства. Но – закон есть закон, поэтому попробуем обойтись строго научной терминологией.

Итак, есть варианты. Категория первая. В ней могут оказаться граждане России. С южных окраин. Скажем, представители нахской группы языков. (Ничего-ничего, сами погуглите, если интересно, руки не отвалятся, а я шею в петлю совать не намерен). Эти в меньшинстве, хотя и в довольно-таки громком. Русский знают, но говорят на нём неохотно. Шашлык может быть неплохим.

Категория вторая, преобладающая. Представители иранской группы языков. Как правило, говорят на так называемом «забонии точики». Самые крикливые, самые разноцветные, самые неопрятные. Русский могут не знать, от разговора уходят. Шашлык из трижды размороженной тухлятины. Ни разу не граждане России.

Категория третья, промежуточная. Тюркская семья, огузская подгруппа языков. Нетерпимы к замечаниям, крикливы, сравнительно богаты. Шашлык чаще называют словом «кебаб». Ни разу не граждане России, хотя могут быть исключения.

Категория третья, пока экзотическая. Сино-тибетская группа языков. Желающие подробностей могут разгадать простой ребус: «Что чаще всего следует за словами Made in?» Шашлык запредельно пугает, запросто может быть приготовлен из городской помоечной дичи в широчайшем спектре от пернатых и млекопитающих до пресмыкающихся. О гражданстве РФ для этой категории даже и говорить-то смешно.

И все они отмечают День России. Отмечают широко и шумно. Праздник всё-таки, не хвост собачий, хотя в случае с сино-тибетской группой языков насчёт последнего я не очень уверен. Там может оказаться и собачий хвост, и прочие интимности...

Ладно. Празднуют. Но празднуют День России так, что видно невооружённым глазом – каждая из этих категорий испытывает отчаянную тоску по родине. В частности, по горам. Одни тоскуют по Эльбрусу и Машуку. Другие по Памиру. Третьи по Шахдагу. У четвёртых спектр снова шире чем у прочих – от Тибета до Тайшаня, которую ещё называют Дунъюэ.

А в Москве гор нет. И эти достойные, прекрасные люди, тоскующие по родине, разводят костры для своего обугленного мяса где попало, не обращая внимания на наши законы, правила и обычаи. Ну потому что тоска же – её срочно необходимо чем-нибудь заесть и запить, это вам любой психолог скажет. А когда тоска и стресс – здесь уже не до законов, правил и обычаев, так ведь? Тем более если находишься не у себя.

И чтобы иллюзия малой родины была полнее, все эти поименованные выше горы приходится возводить вручную. Это тоже очень просто. Из пластиковых бутылок, отработанных углей, костей, объедков, консервных банок, полиэтиленовых пакетов и прочих интересностей получаются очень даже неплохие макеты хоть Тянь-Шаня, хоть Большого Кавказского хребта.

К людям нужно относиться нежно. Ласково. Предупредительно. Особенно к тем, кто тоскует по родине. И здесь нашим властям нужно отдать должное. Вышеперечисленные категории неграждан России окружены пониманием и заботой. Им как минимум позволяют нарушать законы и правила, касающиеся разведения костров в парках и скверах. Также позволяют устраивать стихийные свалки там, где неграждан застанет внезапная тоска по родине и захочется полюбоваться рукотворной мусорной горой. Высокие, высокие отношения, что и говорить.

Разумеется, есть отщепенцы и во власти. Кое-кто, например, Президент России Владимир Путин как-то обмолвился: «Главный смысл праздника 12 июня – успех, достаток и благополучие ГРАЖДАН». О негражданах президент не сказал ни слова. Президента «поправили» на местах.

Сергей Собянин вообще позволил себе страшное. Сказал, что мигрантам нечего постоянно болтаться в Москве. Поработал – и будет. Домой, к семье и детям. Это тоже нехорошо, нетолерантно. И его тоже поправили на местах. Причём в том самом городе, за который Собянин отвечает.

Знаете, я раньше очень любил шашлык. Но сейчас сам вид мяса, нанизанного на шампуры, мне кажется тошным. Потому что сравнительно недавно окончательно сложилась цепочка ассоциаций: «Шашлык – бескультурье – мусор – вонь – болезни - смерть».

И пусть Александр Дюма, слова которого вынесены в эпиграф, мне простит. Его мушкетёров я нежно люблю. А вот насчёт шашлыка... Судя по тому, во что превратился Париж с его этническими гетто и этническими же погромами, шашлык всё-таки удалось присоединить к французской кухне. И к французской столице тоже. Вместе с его, шашлыка и кебаба, исконными носителями.

С другой стороны, не слишком ли я придираюсь? Возможно, имеет место масштабный эксперимент. Американский антрополог Ричард Рэнгем утверждает: «Я думаю, переломным моментом, приведшим к возникновению рода Homo, то есть человека, стало укрощение огня, появление пищи, на нем приготовленной, и совместное её поедание». Допускаю, что местные власти ждут превращения части мигрантов. И потому позволяют им, в точности по науке: «Укрощать огонь, готовить на нём пищу и совместно её поедать». Везде. Включая парки, скверы, дворы и детские площадки. Ну что ж. Наука, как и искусство, принадлежит народу. И требует, как видим, жертв.

 

 
Константин Кудряшов

Журналист отдела «АиФ.Культура»

«Аргументы и Факты»
 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах