Примерное время чтения: 6 минут
80

Андрей Сидорчик: Ленин и три буквы на заборе

Все проблемы в России от того, что Ленин в Мавзолее лежит не по фэн-шуй.

Русский народный анекдот

Правда, в отличие от Иосифа Виссарионовича Сталина, в случае с Лениным обсуждается не столько его политическое наследие, сколько, извините, «жилищно-коммунальный вопрос».

Аргументы без фактов

А именно – нужно ли похоронить Ленина по так называемому «христианскому обычаю», то бишь зарыть в землю.

Вопрос этот поднимается теми или иными политиками с регулярностью 5–7 раз в год, и, разумеется, эта тема всплыла в связи со 143-й годовщиной со дня рождения основателя Советского государства.

Для понимания ситуации нужно просто задать себе вопрос: зачем Ленина хоронить как-то иначе, чем так, как его похоронили в 1924 году?

«Железный» аргумент сторонников захоронения – надо соблюсти христианский обычай. Эту идею выдвинул ныне покойный народный депутат СССР Анатолий Собчак более 20 лет назад, и с тех пор никакого более убедительного аргумента в природе не появилось.

Правда, депутат Собчак ещё добавлял, что такова была воля самого Ленина, мечтавшего быть захороненным рядом с могилой матери. Однако никаких свидетельств существования подобного завещания не найдено, и остаётся только предположить, что дух Ильича лично являлся Собчаку, выражая свою посмертную волю.                                                              

Против «христианского обычая» есть сразу несколько возражений. Первое: а с какой стати убеждённого атеиста Ленина следует хоронить по обычаю религии, которую он отрицал? Разве это не есть неуважение к памяти человека? Разве это не есть неуважение к взглядам наших предков, решивших, что именно так должен быть похоронен лидер первого в мире государства рабочих и крестьян? Второе: а почему, собственно, Ленин должен быть похоронен по христианскому, а не по мусульманскому, иудейскому или буддистскому обычаю? С какой стати во многоконфессиональной стране предпочтение отдаётся обрядам одной из религий? Третье: а почему в светской стране порядок захоронения должен быть продиктован взглядами одной из религиозных организаций? Четвёртое: как быть в таком случае с мощами христианских святых, путешествующими по миру вместо того, чтобы быть захороненными в землю? Пятое: если Мавзолей и захоронения в центре города оскорбляют чьи-то вкусы, то как быть с захоронениями царей в соборах Московского Кремля? Как быть с усыпальницамисемьи Романовых, которые в Петербурге тоже находятся, прямо скажем, не на городских задворках?

Называя вещи своими именами, нет никаких серьёзных аргументов за перезахоронение Ленина, кроме чисто политического неприятия его персоны.

Развяжем войну с мёртвыми?

Однако приводить этот субъективный аргумент решаются только самые радикальные антикоммунисты, ибо подобное действие вызовет ответное противодействие.

Потому что на следующий день после надругательства над захоронением Ленина я гроша ломаного не дам за сохранность останков Бориса Николаевича Ельцина, Егора Тимуровича Гайдара, Николая Александровича Романова (известного как Николай II) и прочих ушедших в мир иной политических деятелей прошлого.

Если кто-то сомневается в возможности такого развития событий, то вот вам яркий пример: на днях словесная дискуссия о советском периоде истории и роли большевиков между политологом Сергеем Черняховским и историком Владимиром Лавровым завершилась рукоприкладством прямо во время радиоэфира. И это, заметьте, случилось не в среде радикальной молодёжи, а между двумя зрелыми и солидными людьми.

Есть и те, кто начинает рассуждать о мистическом влиянии Мавзолея на судьбу России – мол, пока не похоронен Ленин, пока стоит Мавзолей, не видать России счастья и процветания. На мой взгляд, любителями подобного рода рассуждений должны заниматься профильные специалисты – врачи-психиатры.

И Ленин, и Мавзолей – это часть нашей многогранной истории, как политической, так и культурной. В своё время мифологизированный образ Ленина как образцово-показательного человека призывал советских граждан вести себя прилично, хорошо учиться, много работать на благо Родины.

Конечно, реальный Ильич был далёк от своей «мифической» версии. Но что плохого в том, что школьников с юных лет мотивировали к прилежной учебе, ставя в пример образ отличника, ставшего лидером передового государства новой формации?

Шпана с министерскими окладами

Никто сегодня не заставляет разделять ленинские взгляды. Но несогласие с Лениным вовсе не обязательно предполагает необходимость исторического вандализма, к которому призывают те, кто желает перезахоронения тела вождя пролетарской революции и разрушения Мавзолея.

Когда политики сегодняшнего дня, забросив актуальную тематику, в  сто тысяч первый раз начинают рассуждать о том, что России мешает Ленин в Мавзолее, неизбежно вспоминается классическая история про плохого танцора.

Что вам Ленин, граждане политики? Неужто он как-то влияет на суть «закона Димы Яковлева», на образовательную политику министра Ливанова или на дискуссию вокруг «нулевого промилле»?

Постоянное педалирование темы перезахоронения Ленина наводит на грустную мысль: современные российские политики совершенно несостоятельны во всём, что касается решения текущих государственных проблем. Не имея ни собственных идей для развития страны, ни политической воли, они пытаются придать себе значимость, вновь поднимая вопрос, не имеющий для россиян ни малейшего практического значения.

Сравнить это можно только с одним – с бесконечным начертанием на отечественных заборах всем известного слова из трёх букв. Только тех, кто пишет на заборах, считают хулиганами, а тех, кто, условно говоря, «пишет на Мавзолее», – политиками. Хотя между двумя этими группами лиц нет никакой разницы, кроме того, что политики России обходятся значительно дороже.

 

 Андрей Сидорчик, 

Редактор раздела «Общество» «AиФ».ru

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (88)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах