220

Сергей Собянин: «Я никого не покрываю!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Пластырь заменит... биокожа! 30/11/2011

Почему губернаторы встают во главе списков «Единой России»? Что ждёт чиновников, если люди не придут на выборы? Как бороться с наследием Ю. Лужкова? На эти и другие вопросы ответил столичный градоначальник Сергей Собянин в беседе с главным редактором «АиФ» Николаем Зятьковым.

Надо же чему-то учиться!

«АиФ»: - Сергей Семёнович, вы стали не только мэром Москвы, но и политиком. Возглавили столичный список «единороссов». Но партий у нас официально семь. Как бы вы сформулировали, что такое «Единая Россия»?

С.С.: - Я достаточно много и давно работаю с парламентом. Делал это и в Совете Федерации (в качестве председателя Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. - Ред.), и когда был губернатором Тюменской области (с 2001 по 2005 г. - Ред.). И считаю, что до создания «Единой России» и установления в Госдуме большинства правительственной президентской партии работать было фактически невозможно. Ни один нормальный закон не принимался, зато много было демагогии и мало толку. И не как политик, а как прагматик, который занимается городским хозяйством, я считаю, что сегодняшней ситуацией нужно дорожить. Потому что она означает стабильность развития страны, стабильность развития региона. Ну посмотрите, что происходит в других странах, к примеру в США. Как только президент теряет большинство в сенате или конгрессе, он становится недееспособным, а страну начинает лихорадить. Но Россия ещё не до конца встала на ноги. И если к существующим проблемам добавить политический кризис управления, боюсь, мы потеряем страну. Поймите, я так говорю, потому что за ту жизнь, которую прожил, видел разное.

«АиФ»: - Понимаю. Но на практике некоторые избиратели удивляются, зачем, если речь идёт о парламентской партии, привлекать губернаторов и мэров в качестве паровозов? Ведь получается, что люди как бы голосуют за личности, которых хорошо знают и которым доверяют, а потом в Госдуме оказывается второй состав и те персоны, фамилии которых, бывает, никому и не известны. Если бы мэры не возглавляли списки, «Единая Россия» получила бы чуть меньше голосов, депутатские кресла разделила бы с ещё двумя-тремя политическими силами, кому от этого стало бы хуже? У нас же нет националистических партий. Все декларируют, что хотят людям добра.

                                                               
Досье
Сергей Собянин родился в 1958 г. в с. Няксимволь Берёзовского района Тюменской обл. Окончил Костромской технологический институт и Всесоюзный юридический заочный институт. Руководил Администрацией Президента РФ.

С.С.: - Это тот же вопрос, только с другой стороны... (Смеётся.) Ни с кем никто в Госдуме договариваться не будет, оппозиционные партии станут добивать страну, растаскивая её до конца. Была у компартии первых времён такая поговорка - чем хуже для родины, тем лучше для партии. Всё пойдёт ровно по такому же сценарию. Можно оспаривать.

Но я видел, как это происходило. И не в 1917 году, а в 1990-х. Знаете, почему те или иные губернаторы списки возглавляют? Партия сейчас - это структура, которая работает и на парламентском поле, и на поле исполнительной власти. Это две стороны одной и той же медали. Но всю ответственность непосредственно перед населением, к примеру в Москве, несут не депутаты. Они, конечно, в состоянии посочувствовать, что подъезд не отремонтирован и лавочек у детской площадки нет. И что толку? Не они отвечают за это. Это мои вопросы! А людей-то именно они и беспокоят. И москвичи своё отношение к ним переносят на партию в целом.

Для России нужно, чтобы президент, правительство опирались на большинство в Госдуме. Когда-нибудь, возможно, наступят другие времена. Но тогда и будет нужно менять структуру управления страной - вводить парламентскую республику, когда правительство формируется из числа депутатов. Кстати, это пыталась сделать Украина. И Киргизия тоже. И что? Всё обернулось полным коллапсом, анархией и революцией. Да и у нас это было! Председателя Верховного Совета выбрали депутаты, ровно через год это закончилось стрельбой по Белому дому. Мы можем попытаться ещё раз пройти этот путь. Но надо же чему-то учиться в конце концов!

«АиФ»: - Да, закончилось плачевно. Но, когда законы разрабатываются и решения принимаются, важно иметь оппозицию… Бориса Николаевича заносило в сторону, и другие люди от этого не застрахованы. Власть пьянит. Другое дело, что все тогда, в 1990-е, действительно были настроены враждебно друг к другу.

С.С.: - Спасибо, что вы это ещё помните!

Никому никаких индульгенций

«АиФ»: - Но... как использовать тот же самый административный ресурс - серьёзный вопрос. Вы говорили, что будете оценивать работу своих подчинённых по итогам выборов. В зависимости от того, как население отнесётся к партии. То есть, если москвичи не придут на избирательные участки, некоторым не сносить головы?

С.С.: - У нас нет выборов мэра. И люди, бывает, говорят, что мы не избирали себе градоначальника. Вот сейчас в стране конкретная выборная ситуация. Столичные руководители префектур, главы управ являются членами «ЕР». И они, а вместе с ними и я 4 декабря получат непосредственную оценку своей работе. Конечно, я не собираюсь никого просто так взять и уволить. Но, если район или округ «провалится» не просто по соцопросам, а по реальному голосованию, это повод задуматься - что же происходит?

«АиФ»: - Сергей Семёнович, как же тогда получается: префектом или главой управы в Москве не может быть коммунист или представитель другой партии?

С.С.: - Быть может. Но таковых сегодня нет.

«АиФ»: - Проработав уже больше года на посту мэра, увидели, наверное, все грехи предшественника. Почему не критикуете его? Не хотите навредить себе или не позволяют убеждения?

С.С.: - Чтобы оценивать Ю. Лужкова, нужно было пройти с ним путь от начала 1990-х до сегодняшнего времени. Он работал в тех условиях. Много сделал хорошего для города. Наверное, у него были проблемы, особенно в последние годы. Но это его проблемы. У города они тоже есть и связаны с эффективностью управления. А давать оценки - не то что аморально, абсолютно неэффективно. Этого не делал никогда, хотя много постов сменил в своей жизни, но не было прецедента, чтобы я пытался свалить вину на своего предшественника. Однако это не мешает мне анализировать происходящее в городе, чтобы понимать, как изменить существующую реальность к лучшему, и объяснить людям, почему что-то делается, а что-то - нет.

«АиФ»: - Тем не менее некоторое время назад все узнали, в чём выражалось недоверие Дмитрия Медведева к экс-мэру. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин объяснил этот шаг запредельным уровнем коррупции в Москве. Очевидно, что такая серьёзная проблема не могла исчезнуть со сменой руководителя. Что предпринимаете в этом плане?

С.С.: - Первое - подбор эффективных управленцев. Второе - никого не покрываю, если кто-то попадается на взятке или сомнительных действиях, - возбуждаются дела. И их в последнее время достаточно. Индульгенции не получат ни старые, ни новые члены команды. И третье - стараюсь системно «выбивать» из рук чиновников возможность получать взятки. Устраняю административные барьеры: не даю оснований принимать субъективные решения в тиши кабинетов, искусственно затягивать сроки и т. д. Из последних примеров - история с перепланировками квартир, когда люди годами ничего узаконить не могли. Разве разумно было устанавливать кондиционеры или менять унитазы с разрешения властей и за деньги? А сколько таких примеров, связанных с градостроительством? Лишних «согласователей» мы уже убрали из многих сфер жизни. И будем продолжать делать это и дальше.

Блоггеры в помощь чиновникам

«АиФ»: - Много ездите по городу, общаетесь с москвичами. Не боитесь, что к вашему приезду и траву красят, и довольных жизнью москвичей у подъездов выстраивают? Ведь кто из подчинённых осмелится расстроить шефа, от него же потом и получит?

С.С.: - Никуда не денешься - управленцы хотят показать работу лучшим образом. Но знаете, что я про москвичей понял? Даже если предположить, что людей как-то подготовили к встрече со мной, они будут благодарить и улыбаться первые пять минут. А потом начинается свободная беседа на свободную тему: нам не покрасили фасад, тут должна быть скамеечка, а здесь поставили спортивную площадку вместо детской... И понеслось. И в этом, кстати, москвичи сильно отличаются от жителей других регионов - у них активная жизненная позиция. И того, что я на месте не сижу, постоянно передвигаюсь по городу (общее количество только официальных мероприятий за прошедший год перевалило за 500), достаточно, чтобы адекватно оценивать происходящее. Но я не могу дойти ногами до каждого. Поэтому имею ещё несколько источников информации: выполненную подрядчиками работу постоянно проверяют инспекции. К примеру, административная техническая инспекция, как мне кажется, работает объективно. Жилищная инспекция этим похвастаться пока не может. Мы там сейчас проводим большую чистку кадров, и, думаю, Мосжилинспекция в самом скором времени будет работать более эффективно.

Кроме того, постоянно опрашиваем москвичей на разные темы. Если раньше соцопросы проводили в целом по городу, то сейчас не только по районам, но и на выходе из школ, поликлиник, учреждений соцзащиты. Плюс к этому создали центр мониторинга общественного мнения, который заработал несколько недель назад, но мы уже получили первые сотни обращений. Запустили портал «Наш город», на который загружаем информацию о том, как выполняются подрядные работы за городской заказ. Уже имеем отклики, как отремонтированы дворы. Все недовольства и жалобы сразу отрабатываем. На очереди - оценки москвичей проведённого ремонта лифтового хозяйства. Дальше будем развивать программу «Открытое правительство», в которой прописан план работы с общественностью каждого комитета и департамента. А то что сегодня происходит? Блоггеры лучше чиновников знают, в каком районе какие проблемы, потому что способны обобщить десятки тысяч замечаний и предложений. Я и говорю чиновникам: не умеете сами делать так - пользуйтесь тем, что уже сделали за вас. Хотя тысячи людей в учреждениях трудятся, колоссальные бюджеты осваивают. Но современным образом организовать работу неспособны. А я один всё контролировать не могу. Поэтому нужно вовлечь в обсуждение проблем, выработку путей их решения и последующего контроля как можно больше неравнодушных москвичей.

Нарисовали и стоим?

«АиФ»: - Знаете ли вы, как относятся автолюбители к выделенным полосам? Начинание хорошее, но некоторые из них пока не загружены. Если бы стоящие рядом в пробке водители видели, что по спецполосам непрерывно идёт общественный транспорт, они бы не возмущались.

С.С.: - У нас нет времени для раскачки. Пять лет тому назад можно было бы делать это постепенно. Сегодня мы находимся на грани того, что движение вообще может остановиться. Только в Центральный округ приезжают 4,5 млн человек каждый день. Поэтому экспериментировать нет ни времени, ни возможности. И мы приняли решение о приоритете общественного транспорта. Москву ждёт массовое строительство новых веток и станций метро. И мы к этому уже приступили: в этом году вышли на 40 строительных площадок. Занялись пригородными перевозками, изменили тарифную политику - сделали единый проездной «Большая Москва» (месячный абонемент действует в радиусе 25 км от вокзалов и не имеет ограничений по числу поездок. - Ред.) для того, чтобы люди могли, не пересаживаясь, проехать до центра города. Ну и пытаемся придать ускорение наземному транспорту. Больно видеть, когда в пробках стоят машины с одним человеком за рулём, и тут же среди них трамваи, автобусы, троллейбусы, битком набитые людьми. Поэтому приняли решение выделить спецполосы для общественного транспорта. Плохо или хорошо - сиюминутные оценки. Мы проехали по этим улицам и увидели, что все правые ряды забиты стоящими машинами. Значит, автобусы не могут двигаться по ним и потому выезжают на другие полосы. Движение ухудшается ещё больше. Если запретить парковаться и пустить по выделенкам автобусы и троллейбусы, ситуация начнёт меняться в лучшую сторону. Мы нанесли 212 км полос, а задействовали примерно 90 км. 25 октября закончился сезон, когда можно наносить разметку на дороги. Ждать всю зиму - непозволительная роскошь. Полосы вводятся по мере установления на них камер фотовидеофиксации и развешивания знаков. Так что большинство пока работает в тестовом движении, что означает: если есть возможность - не заезжайте!

«АиФ»: - А про то, что автобусы редко ходят по ним, что скажете?

С.С.: - Да, не могут вначале часто ходить, машин на обочине полно! Самый длинный маршрут - полтора часа. Когда выделенная полоса освобождена и по ней организовано нормальное движение, автобусы тратят на маршрут вдвое меньше времени и начинают более интенсивно двигаться. После этого появляется возможность вводить транзитные маршруты - от МКАД до центра. Три таких маршрута с минимальным количеством остановок уже запущены (см. «Наполовину экспрессы», № 47 за 2011 г. - Ред.). Вместе с этим в начале выделенных полос делаем перехватывающие парковки. Параллельно стараемся настраивать по ходу движения светофоры, чтобы была зелёная волна для автобусов. Поверьте, от месяца к месяцу полосы станут работать интенсивнее. Да, это конфликтное решение, но мы его приняли.

Мигранты или туристы?

«АиФ»: - Как вы считаете, правильно ли привлекать трудовых мигрантов из соседних стран, когда нет работы и в некоторых российских регионах?

С.С.: - Конечно, лучше привлекать из русскоговорящих регионов. Но проблема в том, что неко­торые недобросовестные ра­ботодатели в этом не заинте­ресованы. Иностранная рабочая сила, которая сегодня приезжает в Москву, находится вне конкуренции, потому что не легализуется как трудовые мигранты. Они прикидываются людьми, которые приехали отдохнуть и столицу посмотреть.

«АиФ»: - На самом же деле кормят свои семьи, оставшиеся на родине.

С.С.: - Да, но поскольку они не платят налогов, как делают это все остальные москвичи, то становятся для работодателя дешевле на 30-40%. Представляете, какое искушение сэкономить? По­этому всеми правдами и неправдами фирмы и фирмочки пытаются нанять более дешёвую рабочую силу. Буквально в конце прошлой недели Госдума приняла закон, по которому иностранцы, трудовые мигранты, обязаны платить единый социальный налог. Это большой шаг вперёд. А то сегодня московские больницы принимают тысячи людей, нелегально работающих у нас, у которых, естественно, нет страховки. И мы лечим их за счёт москвичей. Что, разумеется, несправедливо.

В «Новую Москву» поедут все!

«АиФ»: - Когда впервые заговорили о присоединении к столице новых территорий, переезд чиновников в «Новую Москву», что называется, входил в программу. Теперь же ведомства предпочитают этот вопрос лишний раз не обсуждать. Вдруг обойдётся - и переезжать не придётся.

С.С.: - Будем стараться их пере­везти.

«АиФ»: - А себя? Всех интересует, куда же поедет мэр со своей табуреткой, как вы однажды сами и пошутили.

С.С.: - И себя. Вместе с ними.

«АиФ»: - Понимаете, Сити почти в центре города нам тоже построили под предлогом того, что туда мэрию и Мосгордуму перевезут. И там возвели два десятка небоскрёбов, но забыли... правитель­ственный квартал для чиновников. А ведь на бюджетные деньги был проведён международный архитектурный конкурс на его создание.

С.С.: - Я не хочу вызывать пока безосновательное беспокойство москвичей. Мы сначала должны утвердить программу развития этой территории, а потом принимать решение, кому ехать и когда. Закажем концепцию, поймём, где оптимально разместить деловой центр, а где - правительственный. Конечно, надо вывезти максимум рабочих мест из центра. И, уверяю вас, будем к этому стремиться.

Смотрите также:

Оставить комментарий (40)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы