Примерное время чтения: 6 минут
334

Как победить столичные пробки?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Как настроить мозг на успех 03/11/2010

За две недели управления Москвой Сергей Собянин уже дал почувствовать людям, что ему интересно решать застарелые городские проблемы. Самая первоочередная из них - нормализация движения в столице.

Дмитрий Медведев на недавнем совещании с участием московских и федеральных властей отметил, что сделать это будет сложно, но способность решить проблему - «тест на дееспособность» всей власти, а не только нового мэра. Правда, изменить столичный трафик в «одно движение», по словам Президента РФ, не получится. Поэтому над комплексом мер будут трудиться правительство России, мэр Москвы и губернатор Подмосковья. «АиФ» с помощью читателей и экспертов также намерен помочь победить московские пробки.

Платить или расширять?

Пробки - болезнь городов разного размера, расположенных на разных континентах земли. По мнению социологов, причина этого в «трагедии общин». За этим непонятным термином вполне понятные желания людей во всём мире жить лучше, поэтому доступность автомобилей - банальная, но реальная причина заторов на дорогах. Дороги, в свою очередь, - бесплатный и доступный для передвижения машин ресурс, который рано или поздно исчерпывается. Отсюда два пути решения проблемы - расширять дороги и (или) ограничивать к ним доступ. И делать это немедленно, поскольку Москве в ближайшее время грозит рост числа автомобилей до 500 штук на 1 тысячу человек.

Ограничение доступа - меры в народе непопулярные. И неважно, что плата за въезд в центр уже давно взимается в Лондоне, Милане, Осло, Стокгольме. Правда, перед тем как ввести это в столице Швеции, проводили референдум, в котором 51% проголосовавших горожан высказались «за». Идею сбора денег за проезд на авто озвучивали недавно в Москве, но возмущению экспертов не было предела. «Лучше вынести из центра всё то, что притягивает автомобилистов, - уверен Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России. - Например, правительственные учреждения».

Расширение - более перспективный путь. Но делать это до бесконечности, безусловно, невозможно, если мы говорим не о строительстве автобанов в чистом поле. В городе и сразу за его пределами уже не осталось полос отчуждения между трассами и жилыми домами, они почти везде застроены или по ним давно ездят машины. Кстати, Сергей Собянин после совещания у президента сообщил о сносе самостроя возле столичных дорог. Только на МКАД выявлено порядка 50 мест с затруднениями движения автотранспорта, и в большинстве случаев причиной этого являются торговые объекты. В целом же по городу мешают движению транспорта 600 (!) незаконно установленных ларьков.

Повысить цену бензина?

Но никто не надевает ботинки прежде носков, поэтому начинать надо с организации стоянок и упорядочения движения, считают в столичном НИИ транспорта и дорожного хозяйства. В Белграде, где в последние годы трафик такой же, как в Москве, модернизацию дорожной инфраструктуры начали с того, что узкие улочки центра сделали односторонними. У нас такой проект несколько лет назад разработали, но реализован он так и не был. Самое время дополнить и внедрить. Ещё нужно убрать машины с обочин дорог в паркинги. Их начали строить, но либо цены кусаются, либо всё сдано в долгосрочную аренду, и приехавшему некуда приткнуться. Между тем в Оттаве во многих частных подземных парковках можно оставлять авто... бесплатно. А в Сиэтле чуть ли не каждый третий дом предназначен для стоянки машин.

Кроме того, эксперты НИИ транспорта и дорожного хозяйства полагают, что городу необходимы дублёры существующих магистралей - в первую очередь радиальных. Пример - магистраль, параллельная Кутузовскому проспекту, - над веткой Киевской железной дороги. Кстати, это лишь первый проект такого рода. Есть планы возведения автодорог над всеми ветками московского железнодорожного узла. «А мне представляется, что от МКАД на расстоянии 80 км необходимо построить 11 восьмиполосных шоссе, соединённых радиусными трассами, - сказал недавно Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий. - Люди начнут там строить дома, а в Москве изменится не только транспортная ситуация, но и цены на жильё».

Среди самых радикальных предложений от читателей «АиФ» - повысить стоимость бензина в Москве и на МКАД до 50-60 руб. или ликвидировать заправки в городе вообще. Большинство же предложило разобраться со светофорами. Сегодня из 2 тысяч городских светофоров централизованно управлять можно лишь 300. Опыт европейских городов показывает, что общая интеллектуальная система «слежения» за дорогами позволяет увеличить пропускную способность улиц на 20-30%.

Как ещё можно побороть пробки? И выдержит ли общественный транспорт, если автомобилисты массово на него пересядут? Читайте в следующих номерах «АиФ».

Наша справка

Автопарк душит город

«В Москве на 1 квадратный километр площади приходится около 3,9 тыс. автомобилей, - рассказал «АиФ» Юрий Трофименко, завкафедрой техносферной безопасности Московского автомобильно-дорожного института. - Учитывая наши дороги и развязки, это чрезвычайно много. Хуже только в Нью-Йорке, где этот показатель вплотную приблизился к 4 тыс. машин. Европейские столицы (Берлин, Лондон, Париж) являются менее загруженными, там 1,5-2 тыс. транспортных средств на 1 км2. Если дорожно-транспортное развитие Москвы не изменить кардинально, к 2013 г. мы точно обгоним Нью-Йорк и сможем «похвастаться» 5 тыс. авто на км2».

Ещё один повод «для гордости» - Москва вошла в тройку мировых лидеров по стоянию в автомобильных очередях, впереди российской столицы только Пекин и Йоханнесбург (ЮАР).

Из-за нехватки проездов и развязок путь на работу москвича-автомобилиста в 2,5 раза длиннее, чем прямое расстояние от его дома до службы по карте. На 1 км2 московских территорий приходится всего 3,3 км дорог. Для сравнения: в Нью-Йорке - 12,4 км, в Париже - 15 км, в Токио - 10,6 км.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах