Примерное время чтения: 7 минут
323

Александр Мельников: Патриотизм должен быть квасным

Идеологическая преамбула

Когда в 19 веке славянофилы начали проповедовать любовь не только к национальным идеям, но и к отечественному быту, это назвали квасным патриотизмом. «Шутка юмора» ведет свое происхождение от критика Петра Бульдогова, однажды написавшего: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасе да каше». Под говорящим псевдонимом скрывался Виссарион Белинский. Злобного и малообразованного человека, из Московского университета его выперли на третьем курсе «за слабые способности», а тогдашние креативщики сделали главным критиком России. Свой псевдоним он придумал не сам, его подсказал ему Фаддей Булгарин: когда Белинский переехал в Петербург, тот точно подметил, что «этого бульдога выписали из Москвы, чтобы травить нас». И неистовый Виссарион хорошо отрабатывал эту кличку.

Низкая тема

Когда я что-нибудь покупаю, то внимательно присматриваюсь к товару, читаю, что написано на этикетке, смотрю, что стоит рядом. Это занудство - профессиональная привычка, много лет работаю в потребительской журналистике. Так вот этим летом меня приятно поразил квас. Покупал его многократно, в разных магазинах, и всегда это был квас – национальный русский напиток, получаемый с помощью брожения.

Еще прошлым летом картина была иной. Вместо него гораздо чаще продавали квасной напиток. В отличие от кваса – это продукт смешения. Чувствуете разницу? По сути, это газировка со вкусом, похожим на квас, его создают ароматизаторы, и иногда еще добавка квасного сусла. Только однажды этим летом мне встретился квасной напиток. Его производитель буквально из штанов вылез, чтобы сделать его похожим на настоящий квас – при взгляде на бутылку и этикетку с надписью «Окрошечный» возникало 100-процентное впечатление, что это квас. Не хватало только этого простого слова из 4-х букв – писать его на продукции такого рода запрещено законом. Одним словом, это была жалкая имитация и квасной бутылки, и ее содержимого. И сделать из него окрошку может только идиот или Иван-не-помнящий-родства.

Чего в Греции нет, и не будет

При чем здесь патриотизм? Вы видели по ТВ рекламу идеального сыра для настоящего греческого салата. Так вот, эта реклама о ненастоящем:

1. Аутентичный греческий салат делают с сыром «Фета». Это название, в отличие от нашего кваса, защищено в Евросоюзе, как национальный греческий сыр, который делают по особой технологии. И делать его можно только в Греции.

2. Сам рекламируемый у нас продукт тоже ненастоящий – он не только не имитирует греческую «Фету» (похожие сыры делают во многих странах, но под другими названиями), это вообще не сыр… Это плавленый сырный продукт. А значит, он лишь частично сделан из молока, и значительную его часть составляют дешевые растительные жиры и прочие пищевые добавки, которые не только в «Фете», но и в любом приличном сыре не используют.

Вы можете представить грека, который бы купил такой сыр для салата? Даже в условиях нынешнего кризиса это ненаучная фантастика. Греки -настоящие патриоты своей страны, и есть что-то подобное никогда не станут. И так по отношению к своим национальным продуктам поступят практически все европейцы. Ведь на Западе любовь к своей стране не высокая и идеологизированная, это любовь к своей кухне, к малой родине. Французы, итальянцы, испанцы, да и многие другие развитые народы из этого сделали чуть ли не культ, и он лучше культа личности. Они могут бесконечно говорить о своем вине и специалитетах – у нас даже слова такого не родилось, а там им обозначают продукты, придуманные в какой-то конкретной местности, и типичные для нее.

Западный подход к делу

Одним словом, квасной патриотизм – это именно западный подход в любви к родине. И почему он не понравился западнику Белинскому? Похоже, он этого не знал, для него Запад был абстрактной идеей. А если бы и узнал, то не смог бы понять: как это можно любить вино и сыр из соседней лавочки, а еще дом, быт, семью, детей…. Он был не конструктивен, и ему лучше удавалось рвать и метать, чем что-то создавать – критик, одним словом. И еще Брынский Козел – так его прозвали в детстве. Козлом он и остался. Что случилось с ним дальше, вы знаете, он был канонизирован в СССР от первого слова до последней точки. Любые атрибуты квасного патриотизма были абсолютно запрещены, ведь мы строили коммунизм, и нам нужен был новый патриотизм – советский. А на Западе продолжали пить вино с сырами, лакомиться специалитетами, в том числе и нашими – икрой, водкой, белой рыбой. Так там любили родину, и не знали, что такое дефицит. Что в этом плохого?

Хорошо, хоть с квасом у нас получилось, он победил квасную газировку. Есть успехи на молочном фронте, в нашей стране, где коров ласково зовут Буренками, наконец-то запретили делать молоко не из порошка (вот бы побольше таких запретов). Удивительно, но в нашей «невинной» стране появились производители, которые делают неплохое вино. Но в целом, дело дрянь. Мы запросто все еще можем вместо кваса выпить квасной напиток, едим псевдосыры вместо сыра, сою – вместо всего, что делают из мяса (колбас, сосисок, пельменей, которые, по сути, тоже являются нашими национальными продуктами), творожный продукт – вместо творога.

Возрождение России начнется с фермеров?

Кстати о твороге. Как и сметана, это тоже наш национальный продукт, на Западе его делают иначе, он там другой. В прошлые выходные я решил купить настоящий деревенский творог. Поехал на фермерскую ярмарку в крупный подмосковный райцентр. У одного фермера творог стоил 200 руб. за кг, у другого – 90 рублей. Я не поверил своим глазам, так дешево он стоить не может. Спросил: «С растительными добавками?». Продавец сначала удивился (наверно такой вопрос услышал впервые), потом покраснел, потупил глаза (оказался честным человеком), и тихо ответил: «Да». Но на ценнике этого творожного продукта (так называют смесь творога с дешевыми растительными жирами и прочими пищевыми добавками), было «честно» написано: «фермерский творог». Встретить подобный продукт на рынке в Европе нельзя. Фермеры и сами покупатели выгонят такого торговца «в три шеи». А у нас, уверен, его покупают чаще, чем настоящий творог. И едят с уверенностью, что он прямо от самого фермера – потому и дешевый. Идиотизм.

А некоторые еще считают, что возрождение России начнется с фермеров? Почему знаменитый французский фермер Жозе Бове громит глобалистский «Макдональдс», а наши фермеры торгуют глобалистским фастфудом – наверняка масло в творожном продукте кокосовое или пальмовое, и для всего мира его делают в Малайзии и Индонезии? Почему у них так, а у нас иначе? Объяснить это все рационально трудно – все-таки любая любовь, даже к Родине, это немножко тайна. Мне нравится объяснение антропологов, они хоть и ученые, но область таинственного не отрицают. По их мнению, еда это не только удовольствие, и не только удовлетворение физиологических потребностей в белках, жирах, углеводах, витаминах, минералах и прочем, это еще и нечто вроде причащения - почти религиозная связь с землей, на которой живет человек, и она сильнее абстрактных идей. Вот такой вот квасной патриотизм получается. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах