Примерное время чтения: 20 минут
2009

«Одна дорожка, и та — ненастоящая». Велосипедисты о жизни в больших городах

Сюжет Спорт в городе
Велосипедисты вынуждены порой выезжать вплотную к автомобилям.
Велосипедисты вынуждены порой выезжать вплотную к автомобилям. / Алина Менькова / АиФ

О развитии велосипедного движения действительно много говорят: чиновники отчитываются об открытии новых велодорожек, в городах развиваются удобные пункты проката, а некоторые активисты даже пытаются проехать на двухколёсном всю страну, чтобы показать, что Россия — территория, к велосипедистам лояльная. На деле всё оказывается не так радужно. АиФ.ru поговорил с велосипедистами из разных городов о том, как они уживаются с пешеходами и автомобилистами.

Екатерина Юдина, Новосибирск: «В бизнес-центре класса «А» отказали в велопарковке»

На работу и с работы я езжу на велосипеде, большое удовольствие получаю и от бодрящей утренней поездки, и от неспешной велопрогулки уже после работы.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина. Фото: Из личного архива

Как только я приобрела свой велосипед, первым делом отправилась выяснять наличие парковки у бизнес-центра, где провожу свои трудовые будни. В отделе аренды мне категорично сообщили, что велопарковки как таковой у них нет и не будет, а вопросы о хранении необходимо оставить при себе. Так и случилось: несколько велосипедистов нашего здания практически складывали друг на друга велосипеды, приковывая их к обычному ограждению. До сих пор не могу поверить, что бизнес-центр класса «А» не может организовать такие элементарные удобства.

Ещё одна проблема — культура вождения самих велосипедистов. Мы являемся полноценными участниками дорожного движения, поэтому на нас большая ответственность — ездить по правилам и сообщать другим участникам о своих намерениях. Ещё большая ошибка — ехать по встречной полосе. Ребята, берегите друг друга!

Безусловно, проблемой является и то, что на дорогах отсутствуют специально выделенные дорожки для велосипедистов. Многие тротуары в центре вымощены плиткой, а мой скромный прогулочный круизер не предназначен для таких манипуляций с колёсами. Если бы я знала, что существует предназначенная для меня полоса — никого бы из пешеходов не побеспокоила. Но это, как вы понимаете, ещё одна дилемма.

Все эти проблемы актуальны для большинства велосипедистов по всей России. Тем не менее жить на велосипеде в Новосибирске становится легче. Недавно я узнала о существовании организации #приветвелосипед. Инициативная группа ребят устанавливает парковки, устраивает велозабеги: в общем, популяризирует движение. Они же являются авторами «ВелоХартии» нашего города — документа, отправленного в мэрию. Это большой для шаг для велосипедистов! Верю, что в скором времени на нас обратят внимание, и тогда кататься по городу будет в радость!

Василиса Жетвина, Москва: «Доехать из дома в центр очень непросто»

На велосипеде я езжу совсем недавно, всего пару месяцев. Когда ходила пешком, казалось, что это очень удобно — везде можно добраться, столько новых велодорожек в городе открывают. Сейчас, на практике, всё это менее сказочным выглядит. Доехать из дома в центр своим ходом очень непросто. Только если в общественном транспорте везти велосипед. Но я пока не пробовала, да и смысла не вижу. Зачем тащить с собой велосипед, если можно без него на троллейбусе доехать? Поэтому пока катаюсь в ближайшем парке.

Василиса Жетвина
Василиса Жетвина. Фото: Из личного архива

В Лондоне, например, почти на всех дорогах отведена специальная полоса для велосипедистов. Там много людей так передвигается, и все в шлемах и правила соблюдают в основном. Но всё равно лично мне там ездить страшно, потому что движение интенсивное, и ты едешь в потоке таких же, как ты, велосипедистов, плюс — машины со всех сторон. В общем, не очень уютно себя чувствуешь. Но они, наверно, привыкли.

Денис Русаков, Санкт-Петербург: «Одна велодорожка, и та — ненастоящая»

Я езжу на велосипеде практически каждый день. По будням — на работу в центр города, а на выходных — на прогулку по набережным и паркам. Когда еду на работу, велосипед приходится завозить прямо в помещение. Велостоянки в городе можно найти, но их не так много, как хотелось бы. Когда велосипедист отправляется на прогулку в центр города, перекусывать можно только в киосках, чтобы не оставлять транспорт без присмотра. По большому счёту, условий для велосипедистов в Петербурге нет, особенно в центре. На юге города ситуация получше, там хотя бы широкие тротуары. В центре тротуары узкие, и много людей. Приходится ездить в общем потоке, из-за этого очень замедляется скорость.

В разных районах Петербурга состоялись велопробеги
В разных районах Петербурга состоялись велопробеги. Фото: АиФ / Яна Хватова

Несмотря на то, что Северную столицу часто сравнивают с европейскими городами, в Петербурге нет ни одной велодорожки. В своём районе, Купчино, я заметил лишь её подобие: имеется дорожка около парка Интернационалистов, но она ненастоящая. Тротуар просто разграничили на две части белой краской — отделили пешеходную зону от велосипедной. Сейчас краска уже затёрта, а дорога побита.

Из-за отсутствия специализированных дорожек я предпочитаю передвигаться на велосипеде по тротуарам: проезжая часть в Петербурге предназначена только для самых опытных спортсменов. В центре всегда плотное движение, и автомобилисты не рады другим транспортным средствам на дороге. Прямых конфликтов с водителями не было, но когда едешь в потоке машин, надо смотреть в оба: бывает так, что некоторые автомобилисты прижимают к тротуару, особенно во время пробок.

Петербуржец предпочитает ездить на велосипеде по тротуару
Петербуржец предпочитает ездить на велосипеде по тротуару. Фото: АиФ / Яна Хватова

Константин Никоноров, Пермь: «Автомобилисты нас заметили»

Я катаюсь на велосипеде уже десять лет, для меня это не просто какое-то увлечение, а стиль жизни. Прекрасная физическая форма, отдых, новые знакомства и активная гражданская позиция по отношению к природе и окружающей среде — перечислять положительные стороны здесь можно бесконечно.

Я основал велодвижение (Velo.Perm.ru), на сегодняшний день к нам присоединилось уже около 10 тысяч человек. А начиналось всё с акции «Критическая масса», прошедшей девять лет назад. Большой группой мы проехались по проезжей части, чтобы заявить о том, что велосипедисты тоже являются полноправными участниками дорожного движения. Ведь тогда водители автомобилей абсолютно не воспринимали нас на дорогах.

Константин Никоноров, организатор сообщества ВелоПермь
Константин Никоноров, организатор сообщества «ВелоПермь». Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Конечно, велосипедистов особо не балуют качественными велодорожками (хотя в Перми их обустроили на центральных улицах, огородив столбиками), но в целом веложизнь достаточно активная. Есть и многочисленные велопрокаты, в центре уютно расположился экстрим-парк с трамплинами, а за городом можно прокатиться по крутым склонам.

Спустя столько времени автомобилисты, в целом, стали относиться к велосипедистам достаточно адекватно, даже с некой осторожностью. Однако всё равно статистика происшествий с участием двухколёсных позволяет трезво взглянуть на вещи. Ездить на велосипеде достаточно небезопасно!

Соревнования велосипедистов на одной из пермских спортивных площадок
Соревнования велосипедистов на одной из пермских спортивных площадок. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

По состоянию на конец августа этого года, на территории столицы Прикамья было зарегистрировано порядка 67 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на велосипедистов. 73 человека получили травмы, из них 30 человек — несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.

Я советую всем быть предельно внимательными на дорогах: надевать яркую, заметную одежду, не гонять и, по возможности, использовать велосипедный шлем (по статистике, в 85 % аварий он поможет сохранить здоровье и даже спасти жизнь).

На сегодняшний день в сообщество пермских велосипедистов входит около 10 тысяч человек
На сегодняшний день в сообщество пермских велосипедистов входит около 10 тысяч человек. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Ещё одна проблема велосипедистов — кража «стального коня». Никакие велотросы и камеры видеонаблюдения от этого не спасают, так как у злоумышленников, как правило, в арсенале есть все необходимые инструменты. Лучше переписать номер рамы вашего велосипеда и хранить его паспорт, чтобы заявить, если что, в полицию. Находят угнанные велосипеды крайне редко, поэтому не стоит оставлять его в неохраняемых местах. В связи с этим сообщество велосипедистов не поддерживает идею установки неохраняемых велопарковок у магазинов — за это никто не несёт ответственность!

Велосипед может и не решит всех наших проблем, но уж точно сможет сделать нас более счастливыми, здоровыми и открытыми окружающему миру! Известный урбанист Энрике Пеньялоса так описал идеальный город: «Если вы пешеход или человек с велосипедом за 30 долларов, то должны чувствовать себя так же комфортно в мегаполисе, как владелец машины за 30 тысяч долларов».

Ежегодно в Перми проводятся 5 7 мероприятий для велосипедистов
Ежегодно в Перми проводятся 5–7 мероприятий для велосипедистов. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Михаил Векленко, Ростов-на-Дону: «Помню, как меня однажды специально хотели сбить»

В городе 8 пунктов проката, только в одном — центральном — ежедневно берут во временное пользование 120 велосипедов для прогулок. Уже сформировался и тип ростовчанина, который пользуются велосипедом как транспортом, чтобы добраться до места работы или учёбы. Знаю одного человека, который на велосипеде ездит сюда из города-спутника.

Однако в городе ещё много барьеров для велосипедистов, приходится сталкиваться не только с отсутствием специальных дорожек для езды, но и с агрессией со стороны автомобилистов. Помню, как меня однажды специально хотели сбить. Ехал по правому ряду, согласно ПДД, но водитель на иномарке не хотел объезжать и громко сигналил, в итоге задел меня по касательной, поломал своё боковое зеркало и уехал.

Михаил Векленко уверен, что велопрогулки по Ростову доставят всем удовольствие
Михаил Векленко уверен, что велопрогулки по Ростову доставят всем удовольствие. Фото: АиФ / Виталий Колбасин

Несмотря на такие негативные моменты, отношение к человеку на велосипеде в городе постепенно меняется в лучшую сторону. С ним начинают считаться, в городе появилась первая велодорожка.

Общественное движение, которое я возглавляю, планирует внедрить велонавигатор, который будет помогать проехать по короткому и безопасному маршруту из одного конца города в другой.

Кроме того, ростовчане создали в соцсетях специальную группу для помощи в поисках краденых велосипедов. Кроме того, велосипедисты, по возможности, следят за велостоянками. Если рядом крутятся подозрительные личности, сообщают в полицию их приметы и дают сигнал об опасности.

Благодаря такой бдительности уже удалось найти и задержать несколько преступников. Найти краденый велосипед даже в миллионном городе — реально. Благодаря «сарафанному радио» и интернету.

Вадим Волков, Краснодар:

Вадим Волков
Вадим Волков. Фото: АиФ / Алина Менькова

Мне подарили мой первый велосипед в 12, когда я отдыхал у бабушки в Рязанской области. Это был красный «Кама». На нём скорости не переключались, тормозов не было — приходилось педали назад крутить, чтобы остановиться. Но в детстве всё весело! Кто-нибудь из моих друзей каждый раз вставал на багажник, балансировал, как на скейтборде, и я его вёз. Потом другого. Часто ребята падали, но никого это не останавливало!

Первый велосипед Вадима
Первый велосипед Вадима. Фото: Из личного архива

После «Камы» я сменил 8 велосипедов. Сейчас у меня обычный современный велик китайского производства. Я перестал «фанатеть» от дорогих велосипедов с тех пор, как лишился нескольких. Китайский не украдут точно. На нём нет титанового корпуса, рамы. Для города — самое то. Его можно спокойно прицепить на улице к забору и быть уверенным, что шнур никто не сорвёт. Вот друг у меня недавно купил навороченный велик, покатался две недели. На очередной прогулке прицепил, пошёл в магазин, вышел через пятнадцать минут, а велика нет…

Супруга Евгения на одной из велопрогулок у моря
Супруга Евгения на одной из велопрогулок у моря. Фото: Из личного архива

Для велоспорта Краснодар никоим образом не приспособлен. И это несмотря на то, что в крае активно пропагандируется здоровый образ жизни и велосипедный спорт: проводятся велопробеги, различные соревнования, в каждом парке сдаются в аренду велосипеды, в прошлом году был построен эктрим-парк для bmx-фристайла, строятся велопарковки. Но что толку, ведь безопасности они не гарантируют, там нет камер. Таких парковок мало — это «залипухи» власти, которые никому не помогают. Велосипедисты зачастую паркуются у фонарных столбов, деревьев.

Велопарковки на Театральной площади
Велопарковки на Театральной площади. Фото: Из личного архива

Город перенасыщен машинами, пробки достигают уже 8–9 баллов, через 5 лет по Краснодару невозможно будет вообще двигаться. Если ничего не делать, пробки увеличатся. Будем сутками стоять.

В Краснодаре пробки достигают уже 8 9 баллов
В Краснодаре пробки достигают уже 8–9 баллов. Фото: АиФ / Алина Менькова

Автомобилисты паркуются как угодно и где угодно. Я и сам автомобилист, поэтому понимаю причину — парковки во многих местах просто не предусмотрены, вот и приходится оставлять машины в тех местах, где должны, по идее, ехать велосипедисты.

Велосипедные дорожки в парке 40 лет Октября
Велосипедные дорожки в парке 40 лет Октября. Фото: АиФ / Алина Менькова

В итоге я езжу по тротуарам. Хорошо, если на тротуаре есть велосипедные дорожки. Но не везде, много где они уже стёрлись…

Велосипедная дорожка стёрта
Велосипедная дорожка стёрта. Фото: АиФ / Алина Менькова

На тротуарах много пешеходов, которые ходят как хотят, как им удобно. Они не видят тебя — иногда идут целой шеренгой поперёк тротуара, их невозможно объехать, или, хуже того, вообще лезут под колёса.

Вадим показывает, насколько узкие тротуары даже для пешехода, велосипедистам не уместиться
Вадим показывает, насколько узкие тротуары даже для пешехода, велосипедистам не уместиться. Фото: АиФ / Алина Менькова

А вот буквально вчера у меня спустило колесо. Подкачать шину не удалось: на одной заправке насоса не было, на другой не работала подкачка. Денег с собой не оказалось, ночью друзей беспокоить я не хотел и после рабочей смены три часа шёл до дома пешком, да ещё и катил велосипед.

Вот на машине бы такого не произошло — там всё под рукой, в багажнике. Но зато бесконечно стоишь в пробках. А на велосипеде можно и «жирок» согнать!

Оксана Кононенко, Волгоград:

Велоэкскурсии
Велоэкскурсии. Фото: Из личного архива / Оксана Кононеко

Отношение к нам на дороге нейтральное. И всё равно ездить по проезжей части очень неспокойно, качество дорог ужасает, приходится петлять иногда, объезжая ямы. Водителям, проезжающим рядом, конечно, волнительно в таких случаях. Всё это создаёт нервную, а значит, аварийно опасную ситуацию на дороге.

Езжу я часто, причём не одна, а с компанией — я организатор движения велоэкскурсий по Волгограду. Бывает, что набирается до 50 человек. Участники собираются через социальные сети в интернете, приезжают к месту сбора на своих железных конях и путешествуют по историческим местам города и области. Иногда за день накручиваем до 100 километров.

Велопарковок в городе, конечно, мало, но радует, что их число увеличивается с каждым месяцем.

Другая проблема — кражи. Велосипедов в Волгограде крадут очень много, чаще всего из подъездов. Когда я покупала своего «коня», сразу продумывала место в квартире, где его хранить, именно поэтому выбрала складную модель.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах