Примерное время чтения: 6 минут
4303

Военный флот Киева пойдет в утиль. Морской державы из Украины не получилось

 Недостроенный военный ракетный крейсер «Адмирал Лобов», который был заложен для ВМФ СССР в 1984 (был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину»). Николаев, Украина, 02.12.2013
Недостроенный военный ракетный крейсер «Адмирал Лобов», который был заложен для ВМФ СССР в 1984 (был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину»). Николаев, Украина, 02.12.2013 / Сергей Мамонтов / РИА Новости

История украинского военного флота, насчитывающая три десятка лет, может вскоре завершиться. Агрессивная позиция Киева, отказывающегося принимать меры по демилитаризации и денацификации страны, заставляет Россию действовать решительно.

«Многие из них уже не подлежат даже буксировке»

Пока приходится заниматься вопросом военных судов Украины, оставшихся в российских территориальных водах с 2014 года.

«Многие из них уже не подлежат даже буксировке. В большинстве своем эти единицы технически неисправны, их боевые возможности давно устарели, — приводит ТАСС слова источника в силовых структурах Крыма. — Судьба кораблей ВМСУ, которые находятся под российским контролем с весны 2014 года, будет окончательно решена сразу после завершения специальной военной операции». Наиболее вероятно, что после специальной военной операции начнется их утилизация.

После присоединения Крыма к России на нашей территории осталось около 50 судов ВМСУ. Москва выразила готовность передать их Киеву, и данный процесс начался. Суда выводили за пределы 12-мильной зоны от Севастополя, откуда украинская сторона осуществляла буксировку кораблей в Одессу. Однако этот процесс был свернут после того, как Украина начала карательную операцию против населения Донбасса.

Раздел флота сверхдержавы

Черноморский флот ВМС СССР к 1991 году он насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В составе Черноморского флота находились 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей.

В соответствии с заключенными между Россией и Украиной соглашениями Киев получил 18,3% судов Черноморского флота. Под его юрисдикцию перешли 138 различных судов. Большинство из них вышли из строя еще до 2014 года. 

Куда плывет «Запорожье»?

Примером того, как Украина обращалась с тем, что ей досталось после раздела Черноморского флота, может служить судьба ракетного крейсера «Адмирал Лобов». Этот корабль являлся однотипным с погибшим в 2022 году флагманом Черноморского флота ВМС России ракетным крейсером «Москва».

«Адмирал Лобов» находился на судостроительном заводе в Николаеве в состоянии 90-процентной готовности. Попав в руки Украины, корабль был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину». С переименованиями дело шло не в пример лучше, чем с достройкой судна. В итоге несостоявшийся крейсер превратился в груду металлолома.

50 кораблей ВМСУ, поднявших Андреевские флаги во время «Крымской весны», военного интереса для Москвы не представляли. Речь шла об устаревших судах, которые на протяжении многих лет не проходили должного ремонта.

Классическим примером этого стала подводная лодка «Запорожье», построенная в Ленинграде еще в 1970 году. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 в советские годы осуществила 14 дальних походов, неоднократно несла боевую службу в Атлантическом океане, Средиземном и Баренцевом морях, принимала участие в широкомасштабных учениях ВМФ СССР, посещала с дружественными визитами Кубу, Марокко, Сирию.

В 1997 году после передачи Украине субмарина, ранее известная как Б-435, получила имя «Запорожье». Многократные попытки Киева провести ремонт своими силами не увенчались успехом. В итоге восстанавливал в 2012 году «Запорожье» 13-й судоремонтный завод Черноморского флота России. Благодаря этому, лодка смогла выходить в море и даже совершать погружения, однако для выполнения серьезных боевых задач она оставалась непригодной.

В 2014 году российские специалисты изучили «Запорожье» и пришли к выводу, что ввиду фатальных технических неисправностей возвращение субмарины в боевой состав флота невозможно. Украинская сторона забирать лодку отказалась — ее транспортировка в Одессу вполне могла закончиться плачевно. Сегодня субмарина ждет своей окончательной участи в российских водах. Но уже понятно, что под флагом Украины единственная субмарина ВМСУ больше ходить не будет. 

На дне

К началу 2015 года в состав ВМС Украины входило 3 боевых корабля, 1 десантный корабль, 18 вспомогательных судов и 26 катеров. 

В последующие годы состав ВМСУ пополнялся за счет строительства малых артиллерийских катеров, а также путем передачи Украине списанных патрульных катеров Береговой охраны США.

Что же касается боевых кораблей, то их к началу СВО в составе ВМСУ было всего четыре. Причем три из них — рейдовый тральщик «Геническ», минный заградитель «Балта» и десантный корабль «Юрий Олефиренко» — были возвращены Украине после «Крымской весны». Как показали последующие события, совершенно напрасно.

Флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный» был затоплен в порту Николаева 24 февраля 2022 года самими украинцами. Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности Украины официально сообщил: «Флагман ВМСУ “Гетман Сагайдачный” подтопили в порту Николаева. Так нужно. После войны быстро поднимем и восстановим».

Сегодня с высокой долей вероятности можно говорить о том, что судно восстановлению не подлежит. Да и относительно судьбы ВМСУ в целом существуют большие вопросы. Украинские журналисты говорили, что «подтопление» (а по факту — просто затопление) было выгодно украинской стороне, желавшей скрыть многомилионные хищения средств, выделенных на ремонт корабля. Причем деньги эти из бюджета получала (а ремонта по факту никакого не производила) компания, бенефициаром которой является украинский экс-президент Петр Порошенко. Так что под лозунгом «все спишем» — концы в воду.

Занавес, господа!

После перехода Бердянска и Мариуполя под контроль союзных сил история украинских военных кораблей на Азовском море завершена.

У Киева были большие планы увеличения флота за счет получения новых судов от США, а также строительства новых кораблей при помощи Британии. Местом их базирования должна была стать Одесса.

Враждебная политика Лондона и коллективного Запада в целом не оставляет сомнений, что Одессу хотели бы превратить в антироссийскую базу на Черном море. Что, разумеется, никоим образом не устраивает Москву. И варианта в этой ситуации остается только два: либо в рамках демилитаризации Одесса и Николаев превращаются в сугубо мирные порты, либо новая Украина вообще перестает быть морской державой. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах