Примерное время чтения: 10 минут
33406

Старый буксир и «катера Порошенко». Что за корабли задержала Россия?

Сюжет Корабли ВМС Украины нарушили российскую границу
Малый бронированный артиллерийский катер «Никополь» (слева) и рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины, задержанные пограничной службой РФ за нарушение государственной границы России, в порту Керчи.
Малый бронированный артиллерийский катер «Никополь» (слева) и рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины, задержанные пограничной службой РФ за нарушение государственной границы России, в порту Керчи. / Алексей Мальгавко / РИА Новости

Корабли Военно-Морских сил Украины, вторгшиеся 25 ноября в территориальные воды России и задержанные силами кораблей Погранслужбы ФСБ РФ и Черноморского флота, доставлены в Керчь.

Корабли в Керчи, моряки в больнице

Появились фото и видеоматериалы, подтверждающие нахождение украинских кораблей в российском порту. На фотографиях видно, как российские моряки накрывают бронекатера маскировочной сеткой. Внешние повреждения заметны лишь на правом борту буксира «Яны Капу», для остановки которого российские пограничники использовали тактику навала.

Бронекатера «Бердянск» и «Никополь» очевидных внешних повреждений не имеют, несмотря на то, что для остановки кораблей, не подчинявшихся требованиям пограничников, применялось оружие.

В связи со стабилизацией ситуации с 3 часов утра 26 ноября был возобновлен свободный проход судов по Керчь-Еникальскому каналу. Как сообщает портал КерчьИНФО со ссылкой на осведомленный источник, в ночь на 26 ноября в отделение травматологии керченской городской больницы № 1 были доставлены трое раненых украинских военных.

«Состояние у них стабильное, нормальное. Все в сознании. У них легкие осколочные ранения. Ребятам примерно по 20 лет», — приводит портал слова источника.

Напомним, ранее украинские официальные лица заявляли, что при задержании кораблей ВМСУ были ранены 6 моряков, двое из них тяжело.

Как уже говорилось, поход к Крымскому мосту осуществили три украинских корабля артиллерийские бронекатера «Никополь» и «Бердянск», а также буксир «Яны Капу».

Что собой представляют эти корабли?

«Яны Капу»: невероятные приключения старого буксира

Рейдовый буксир «Яны Капу» — один из самых многострадальных кораблей бывшего советского Черноморского флота. Буксир «РБ-308» проекта 498 был построен на Гороховецком судостроительном заводе в 1974 году и включен в состав Черноморского флота ВМС СССР.

Без малого два десятка лет он верой и правдой служил советским морякам, но после распада СССР, в соответствии с договоренностям о разделе флота, он достался Украине.

1 августа 1997 года буксир был включен в состав ВМСУ, получил новое название «Красноперекопск» в честь одноименного крымского города, с присвоением бортового номера «U947».

Базировался «Красноперекопск» в Стрелецкой бухте Севастополя, и активно использовался как ВМСУ, так и гражданскими портовыми службами Севастополя. 

В 2008 году «Красноперекопск» стал участником легендарной истории о том, как корабли ВМСУ пытались не пустить корабли Черноморского флота в бухту Севастополя. Все происходило во время конфликта в Южной Осетии. Президент Украины Виктор Ющенко, поддерживавший Грузию, был разгневан тем фактом, что корабли российского Черноморского флота принимали участие в операции по принуждению Михаила Саакашвили к миру. Ющенко приказал кораблям ВМСУ перекрыть путь идущему в бухту Севастополя малому ракетному катеру «Мираж».

Выполнять приказ было поручено украинскому ракетному катеру U-154 «Каховка». Посреди фарватера военных кораблей у «Каховки» заглох двигатель. Это не было военной хитростью — двигатель действительно отказал. Командир катера подал сигнал: «Стою без хода. Не могу управляться». Спасать положение отправили буксир «Красноперекопск». Но тут выяснилось, что у украинских моряков куда-то пропал буксирный конец. В итоге «Красноперекопск» стал не буксировать, а отталкивать «Каховку» к берегу. Все это наблюдали как жители Севастополя, собравшиеся на набережной, так и моряки «Миража», который проследовал к своему причалу мимо находившихся в неловком положении украинских кораблей.

В следующий раз о «Красноперекопске» вспомнили в марте 2014 года, когда во время «крымской весны» над ним был поднят флаг ВМФ России. Впоследствии «Красноперекопск» оказался в числе кораблей, возвращенных Украине, и базировавшихся в Одессе. В мае 2016 года буксир стал жертвой «заочной декоммунизации», которую Верховная Рада Украины решила провести в Крыму. Несмотря на то, что Киев попрощался с полуостровом, украинские парламентарии решили переименовать около 70 крымских населенных пунктов. Город Красноперекопск, в частности, переименовали в Яны Капу (что на языке крымских татар означает «Новые ворота»). Но если российский город это решение проигнорировал, то несчастный старенький буксир действительно сменил название. Если бы корабли умели говорить, то стоящий у причальной стенки Керчи буксир взмолился бы: «Отправьте меня на металлом, но не отдавайте больше в ВМСУ!»

Двое из «волчьей стаи»

В отличие от «Яны Капу», бронекатера «Бердянск» и «Никополь» — новейшие приобретения ВМСУ.

Украинские СМИ взахлеб писали об этих кораблях, заявляя, что они составят основу так называемого «москитного флота» Украины, который нагонит страху на «российского агрессора».

АиФ.ru подробно писал о речных бронекатерах проекта «Гюрза». Изначально эти корабли разрабатывались для береговой охраны Узбекистана. Заказ был выполнен в 2004 году, и катера «Джайхун» и «Сайхун» несут службу в Термезской речной флотилии пограничных войск Узбекистана. В 2014 году стало известно, что ВМСУ намерены до 2020 года закупить 18 катеров модернизированного проекта «Гюрза-М». Катера проекта «Гюрза» обладают только лёгкой броневой защитой, способной защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм. По сути, это что-то вроде плавающего бронетранспортёра, для которого опасность представляет даже выстрел из РПГ. 

Вооружение катеров — 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, а также две ПТРК «Барьер» с лазерной системой наведения.

В настоящее время ВМСУ располагают шесть катерами данного проекта. «Аккерман» и «Бердянск» были введены в строй в декабре 2016 года, а «Вышгород», «Кременчуг», «Лубны» и «Никополь» и вовсе вошли в состав флота летом 2018 года.

Украинские СМИ рекламировали новые катера изо всех сил. Осенью 2017 года телевизионная программа «ТСН. Тиждень» сообщала — новая тактика Военно-Морских сил Украины под названием «Волчья стая» позволит украинским морякам справиться с агрессивными соседями. «Москитный флот» и «волчья стая» — этих слов теперь стоит серьезно бояться врагам Украины. На Черном море рождается новая тактика украинского флота, — сообщали авторы сюжета. — «Волчья стая» — означает, что мы можем вшестером броситься на больший корабль противник», — рассказывал журналистам командир одного из бронекатеров Александр Регула.

«Москитный флот — это быстро, красиво и опасно. Когда „Волчья стая“ будет атаковать, российский корабль будет не в состоянии одновременно держать на мушке шесть, пять или даже четыре цели. А это значит, что, по крайней мере, один из этих бронированных „волчат“ доберется до противника. Так что теперь посмотрим, кто кого», — заявлял украинский журналист Андрей Цаплиенко.

«Они начали судорожно по палубе бегать, думать, что делать»: как украинские офицеры флота обещали победить Россию

А буквально в октябре 2018 года вышеупомянутый Александр Регула дал интервью «Украинформу», в заголовок которого были вынесены слова: «Мы не дадим россиянам сделать Азов своим озером!».

«Четыре с половиной года тому назад, в марте 2014 года, российское командование собрало курсантов Академии Нахимова на плацу для торжественной церемонии. Вместо украинского флага на флагшток был поднят российский триколор. Но была группа юношей, которые не хотели наблюдать за преступлением молча. Просто в лицо оккупантам они хором спели украинский гимн. Александр Регула был одним из юношей-курсантов на том плацу», — так начинался материал о 23-летнем украинском герое.

Катер «Кременчуг», которым командует Регула, сейчас базируется в Азовском море. Дальше следует его рассказ о том, как он подходил к Керченскому проливу: «Мы подошли вообще незамеченными. Уже потом они нас увидели, давали координаты, но мы, конечно, им не отвечали. Мы же шли в режиме „радиомолчания“. Они сначала думали, что это их собственные корабли пограничников. Тогда мы снова „потерялись“ и появились не в том месте. Они нас заметили, только когда мы уже возле „Донбасса“ шли. Я там этот тральщик от него отрезал. Когда уже возле „Донбасса“ стали, заняли позиции для конвоирования, тогда уже начали спрашивать: „Кто это такие? Откуда они вообще там взялись?“ Ну они не видели, откуда мы взялись. У нас было преимущество в том, что было темно, а мы же малозаметные визуально. На радарах тоже. Мы вот с товарищем постоянно парой ходим в море. Проверяли: отходим на милю-две, и все, видно только одно море».

Также Регула рассказывал о своей победе над россиянами: «Когда я ночью подходил к боку одного тральщика, они играли боевую тревогу. Потому что они меня увидели, когда я уже был рядом. Они начали судорожно по палубе бегать, думать, что делать, но я уже был возле них... Мешали уже только возле Мариуполя — с этим „Мангустом“. Мы его начали окружать и прижимали к берегу нашему. Но, поскольку у него скорость выше, чем у нас, он стал и спрятался за большой корабль. Если бы не это, мы взяли бы его».

Порошенко хочет вернуть катера, на которых он хорошо заработал

Эксперты предупреждали — все эти рассказы не имеют ничего общего с реальностью, и попытки ВМСУ предпринять некие силовые действия против России закончатся плачевно.

К слову, украинские катера, базировавшиеся в Азовском море, отправились было на помощь коллегам, но затем повернули назад. Реальное противостояние на море — это вам не интервью.

Сегодня Петр Порошенко потребовал от России вернуть украинские корабли моряков. «Я обращаюсь к руководству Российской Федерации с требованием немедленно освободить украинских военнослужащих, которые в нарушение международного права, грубо были задержаны и судьба которых неизвестна», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте президента Украины. Порошенко заявил, что ожидает быстрой реакции на обращение.

Главу Украины происшедшее явно задело за живое. Дело в том, что «Никополь» и «Бердянск» строились на заводе «Кузница на Рыбальском», который принадлежит Петру Порошенко. То есть на строительстве украинской «непобедимой армады» хорошо заработал лично президент. А сейчас, когда гордость украинского флота болтается у причальной стенки в Керчи, у украинцев могут возникнуть вопросы — на что потрачены средства?

Около двух недель назад украинский активист организации «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко утверждал: «Всеми шестью артиллерийскими морскими катерами командуют именно те лейтенанты, которые еще четыре года назад сами были курсантами, спели гимн. Я лично знаю многих офицеров и знаю, что они по-военному злые, хотят реванша за то унижение, которое они испытали в феврале—марте 2014 года, и у них есть тот драйв, без которого невозможна победа. Российские пограничники-ФСБшники боятся тех самых молодых лейтенантов на тех артиллерийских катерах, потому что они понимают, что получат по зубам».

Теперь же «украинские патриоты» обсуждают новость, источником которой стал журналист Андрей Цаплиенко, описывавший все достоинства «волчьей стаи» и обещавший «посмотреть, кто кого» — командир катера «Никополь» якобы принял решение сдаться российским пограничникам без боя.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах