Примерное время чтения: 6 минут
1027

Скандал с колбасой. Надо ли нам учиться у Польши, как продавать еду?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. УдАлёнушка 25/03/2020
На рынке в Кракове.
На рынке в Кракове. www.globallookpress.com

В условиях эпидемии корона­вируса, когда закрыли границы и прекратили п­ерелёты, огромное значение имеет вопрос производства своих качественных продуктов. Обозреватель «АиФ» решил разобраться, стоит ли нашим фермерам следовать примеру поляков, яростно защищающих «родное» сельское хозяйство.

Обычный польский супермаркет поражает количест­вом товаров, произведённых в стране. Весной только одних помидоров 5 видов, включая и розовые. Своя колбаса, сосиски – на упаковке красуется строгая «нашлёпка»: изделие содержит 85% мяса. Огурцы тоже свои, никакой Турции, даже селёдка не норвежская, сугубо польская. По мясу – всюду мест­ная говядина и свинина, разве что баранины не найдёшь: у поляков этот вид мяса не особенно популярен. Молочки польской завались – и сливки, и сметана, и творог. На выходе из супермаркета замечаю отдельную стойку с фермерской продукцией – сырами, копчёностями, варениками ручной лепки. «Наши фермеры обходят с инспекцией крупные магазины: если видят, что польских продуктов мало, – устраивают демонстрацию на входе, – рассказывает журналист Мачей Вишневский. – Мол, вы должны класть на свои полки польскую колбасу, а не итальянскую или немецкую. Начинается скандал, бизнес идёт на уступки». Ещё в 2002 году Польша импортировала огромное количество продуктов, продавая за границу ягод, фруктов, мяса и молока лишь на 3 млрд долл. Но уже через 15 лет польские фермеры завалили едой весь мир – экспорт вырос до 30 млрд долл. (!) в год. А ведь у поляков климат такой, как и у нас в среднерусской полосе, бананы и ананасы не вырастут, да и земли пригодной для сельского хозяй­ства куда поменьше. Каким же образом Польша обеспечила себя едой?

Злые овощи и мутанты

Мы идём вдоль поля Янека Каминьского – одного из 500 тыс. польских фермеров, производящих еду на экспорт. «Скоро клубника пойдёт, – радуется Янек. – Эх, как я её раньше отлично в Россию продавал, но у вас санкции ввели, стало сложнее». Сладкая клубника Янека на рынке Варшавы стоит в полтора раза дороже, чем привезённая из Испании. Ягода из-под Мадрида напичкана химикатами, почти безвкусная. С конкуренцией испанцев Каминьский борется благодаря дотациям ЕС для польских фермеров – 1650 евро в год (примерно 143 тыс. руб.) плюс доплаты от правитель­ства  почти на такую же сумму. Он получает скидки при покупке сельхозоборудования и может взять банковский кредит на развитие фермы под смешные проценты – 2,85% годовых. «Мой сосед тоже получает деньги, но уже за разведение скота, – сообщает Янек. – За каждую корову ему ежегодно платят 75 евро (6500 руб.), за свинью – 10 евро (870 руб.), иначе нашим «мясникам» не выжить. Из Евросоюза на польские прилавки идёт вал зловредной еды – без качества, без вкуса: помидоры, выращенные на физрастворе, куриные грудки, расползающиеся, когда их режешь, бледные свиньи, похожие на мутантов. Но стоят копейки, и соперничать с такой продукцией трудно». Оказывается, фермерам власти помогают деньгами, а нам-то в самом начале 90-х объясняли, что «рука рынка расставит всё по своим местам». Вот поэтому наше сельское хозяйство столь долго лежало на боку, пока его не принялись восстанавливать 6 лет назад.

«Мои пчёлы передохнут»

Польша очень жёстко отстаивает права своих фермеров в спорах с Евросоюзом. Она знает плохой пример: в той же Болгарии сельское хозяйство (знаменитое в советские времена)  уничтожено ЕС – в супермаркетах Софии я видел французскую картошку, греческий лук и испанский «болгарский» перец. Много колбас и ветчины, но опять же сделанных не из болгарского, а из импорт­ного мяса. В центре Варшавы я встречаю фермеров, разворачивающих пикет: «Против чего вы протестуете?» «Я мёд произвожу, – с солидностью отвечает 58-летний Генрик Павлак. – А в последнее время на рынке много мёда с Украины… Если не снизят поставки, у меня пчёлы передохнут». Такая же проблема и с ягодами, и с яблоками – поляки борются с украинскими товарами. Фермеры не стесняются выходить на уличные митинги, требуя компенсаций от правительства. У польских крестьян всё просто – случись форс-мажор вроде массовой гибели свиней от «чумы» или гибели посевов по причине заморозков, проблему должны оплачивать политики. Иначе не избежать «экологических протестов» – крестьяне притащат к офису министра тачку с «благоухающим» навозом и выворотят её прямо под ноги чиновникам. 

«Мы скот для Запада»

Торговые сети боятся связываться с фермерами и во избежание разборок закупают их продукты, разрешая открывать «точки» в виде киосков. Покупатели довольны: и копчёности, и молочка потрясающего качества. Поляки, не останавливаясь на внутреннем сбыте, активно продвигают свою еду во Франции и Германии: в местных магазинах я встречал отдельные полки с польской ветчиной, консервами, смальцем. В супермаркетах самой Польши «родное» производство маркировано яркими надписями: «Польский продукт», дабы покупатель заметил издалека. «Естественно, я знаю – наше будет дороже, но и повкуснее, – рассуждает пенсионерка Малгожата, выбирая в супермаркете Катовице свиные отбивные. – Массовая продукция с Запада – по виду и вкусу как комбикорм для скота». В Польше действует программа развития деревенских районов, на неё идёт 33% дотаций на сельское хозяйство: деньги тратятся на повышение квалификации фермеров, внедрение новой техники, помогая получить больше мяса, молока или тех же яблок от одной фермы. Производить еду в стране стало престижно – ведь фермер теперь зарабатывает больше, чем средний клерк в офисе. «Мой сын тоже хочет заниматься сельским хозяйством – выращивать особую породу свиней, – с гордо­стью сообщает фермер Янек Каминьский. – Пусть хлопотно и в грязи придётся повозиться, но денежно. Многие молодые люди переезжают и пробуют себя в фермерстве. Результат разный: однако я рад, что они поехали из города в деревню».

Гладко, естественно, нигде и никогда не бывает. Скажем, 800 тыс. фермерских хозяйств Польши вообще не продают продукты – работают чисто на себя. Но успех остальных  впечатляет. Постоянно идёт поиск новых покупателей: за последние 5 лет для польских деликатесов нашли 30 (!) новых рынков – в арабских странах, Азии, Латинской Америке. Государство делает всё, чтобы цены на продукты снижались, а посредники не грабили покупателя: в большинстве случаев продукция поставляется от производителя напрямую в магазин. В России же в сельском хозяйстве заняты 4 млн человек (в 8 раз больше, чем в Польше), но экспорт еды за границу меньше польского. В среднем 20 млрд долл. в год – при наличии соседа Китая, готового тысячами тонн закупать российские продукты: разве это не решение проблемы с падением цен на нефть? Да, за последнее время сделано многое – и у нас появились отличные фермерские сыры и колбасы… Вот только стоят они, как крыло от самолёта.

 Эпидемия вируса COVID-19 показала: когда границы способны закрыться за 1 час, нам позарез нужны свои качественные продукты. Наверняка правительству следует распечатать «кубышку» Стабфонда, финансируя сельское хозяйство, а фермерам – погромче отстаивать свои права. В любом случае у поляков нам сейчас есть чему поучиться: как побыстрее избавляться от импорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах