aif.ru counter
6048

«Русские питаются водкой». Почему мы не раскручиваем оливье и борщ в Китае?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Как мошенники крадут у пенсионеров накопления? 04/12/2019
В Китае едят всё – и змей, и мороженое из России.
В Китае едят всё – и змей, и мороженое из России. © / Фото: Георгий Зотов / АиФ

Китайцы обожают наши сладости, хотят покупать российскую свинину, готовы приобретать больше молочки. Но отчего-то их деньги уходят производителям из других стран – хотя Россия могла бы зарабатывать в КНР миллиарды долларов.

На выставке «Экспо» в Шанхае рекламируют российскую пастилу одного очень известного бренда. Китайцы подходят, пробуют, и всем жутко нравится – попросту не желают уходить от прилавка. Отечественные сладости вообще переживают бум в КНР – местные жители возлюбили наши мороженое, мёд, конфеты. В супермаркетах Шанхая, едва завозят шоколад из России, плитки моментально расхватывают. После выставки производители пастилы сидят на пресс-конференции, жалуясь чуть ли не со слезами – вот, интерес-то у народа есть, но трудно пробиться на китайский рынок. Так ли это? Ну, всё зависит от желания. В Шанхае заграничную кухню легко вкусить на каждом углу – есть и американ­ские «дайнеры» с гамбургерами, и вьетнамские закусочные, и индийские рестораны. Зато при попытке отыскать что-то русское я нашёл пару заведений: одно недавно закрылось, другое позиционировало себя как «советское», но в основном с узбекской кухней. И в самом деле, почему мы упускаем уйму денег, не поставляя еду в Китай? Ведь гигантский рынок КНР включает полтора миллиарда покупателей: он может поднять наше сельское хозяйство на такую фантастическую высоту, что нам и не снилось.

Оккупация свининой

– Подобное поведение россий­ского бизнеса и нам самим кажется загадочным, – на прекрасном русском языке удивляется Лю Сюэсун, заместитель гендиректора департамента по делам Евразии в министерстве торговли КНР. – Ведь у китайцев развился огромный интерес к российским продуктам. Обычные куриные лапки в России не едят, кормят ими домашних животных. А наши рестораны готовы закупать тоннами: лапки тушат на пару в соевом соусе с острым перцем, посетители это блюдо обожают. Полагаю, своего потребителя в Китае найдут и красная икра, и слабосолёная сёмга. Никто не будет против, если в КНР откроются точки российского фаст-фуда, где станут подавать борщ, блины, салат оливье. У нас не так хорошо обстоят дела с производ­ством молока, масла и сметаны. Вот же возможность, верно? Но бизнесмены России поставляют нам мало молочки – поэтому мы обращаемся к Белоруссии.

В ресторане города Ханчжоу мне приносят популярное в Китае кушанье – свинину в кисло-сладком соусе. «А мясо местное?» – спрашиваю я. «Увы, – печально разводит руками хозяин ресторана. – Импортное, из Калифорнии. Летом в Китае вспыхнула эпидемия свиной чумы, 40% всех животных погибли. Пришлось срочно закупать в Америке». Вот интересно вообще. Жаркое из хавроньи – самое любимое блюдо в КНР, и даже на дни рождения тут желают: «Чтоб ты всю жизнь ел только жирную свинину!» Китайцы ею полностью себя обеспечивают, и свиноферм здесь предостаточно. Но если соседям срочно понадобилось мясо, почему наш бизнес так и не проснулся? Зато американцы моментально подсуетились и поставили в Китай аж 400 тысяч (!) тонн свинины. Хочется спросить – и где были наши аграрные гиганты? Всюду слышны стоны: мол, свинины в России стало в избытке, она дешевеет, и производить её уже невыгодно. Ну вот, Китай же под боком, свиней везти самолётами и пароходами через море не надо. Не сообразили – и потеряли миллиарды долларов, ушедшие в карман к фермерам США.

Псевдорусская колбаса

– Китайцы всегда обожали свою еду, но, едва страна разбогатела, проснулось желание пробовать что-то экзотиче­ское, – считает владелец французского бистро в Шанхае Цзун Чжанмэй. – Раньше моими посетителями были в основном ино­странные туристы, а сейчас 90% гостей – граждане Китая. Я бывал в России и скажу: русская кухня в КНР почти не представлена. Спроси китайца, чем питаются русские, – он задумается и промолчит. В крайнем случае ответит в шутку: да водкой! Кстати, водка – по­пулярнейший русский алкогольный напиток, но в Китае она продаётся плохо. Зайдите в магазин – там сплошь виски и коньяки. Англичане и французы убедили наших граждан – пить их продукцию модно. Россия могла бы получать десятки миллиардов долларов от экспорта своих вкусностей в Поднебесную: запросы по продуктам со стороны китайцев растут, и любопыт­ство к натуральной еде из-за границы – тоже.

Порыскав по супермаркетам Шанхая, я не без труда обнаружил на прилавках продовольствие российского производства: муку, кукурузу, сою. Куриные наггетсы в местном «Макдоналдсе» тоже сделаны из птицы, импортированной из РФ. И хотя экспорт российского продовольствия в Китай в 2018 г. увеличился на 42%, этого недостаточно. К счастью, наши производители принялись проводить ярмарки «русской еды» в различных городах КНР – там китайцы могут познакомиться с пастилой, селёдкой и бужениной: посольство Китая в РФ такие мероприятия активно поддерживает. Сами же китайские бизнесмены ловко используют любопытство своих соотечественников насчёт России. Например, в некоторых забегаловках подают «русские» бутерброды с колбасой непонятного качества, а в продаже появился «йогурт с русским характером» – с добавлением топлёного молока. На этом мы тоже теряем деньги. Да и с по­ставками в Китай сельхозпродукции из России не всё ладно. Ту же сою часто выращивают китайские фермеры-арендаторы на российской земле (аренда участков в РФ обходится им в 20 раз (!) дешевле, чем в Поднебесной) и продают её в КНР. Почему мы сами этого не делаем?

Хлеб китайцам не «зашёл»

– Случайно попав на китайские рынки, российская еда зачастую идёт нарасхват, – просвещает меня бизнесмен Ван Чжэнь­чжан. – Даже вот такой «нестандарт», как берёзовый сок, – его и в России далеко не все пьют. Пробные поставки на юг Китая показали: наши покупатели с радостью разбирают новый напиток. Сливочное масло и макароны полюбились китайским хозяйкам. Понятно, далеко не всё продовольствие «заходит» потребителю Поднебесной. Российский хлеб – вещь у вас простая и понятная, а у нас его не приняли, предпочитают брать муку и зерно. Китайцы пока только начинают пробовать ваши кушанья. Я в целом уверен: русскую кухню обязательно оценят.

Я беседую с очередным китайским бизнесменом в американском кафе, специализирующемся на продаже мороженого. Посетителей столько, что яблоку упасть негде. Хотя наш пломбир китайцы обожают, увы – никаких заведений, предлагающих его гражданам КНР в вазочках, с орехами и шоколадом, здесь нет. Согласно отдельным предположениям, мы могли бы экспортировать на рынок Китая еды на $50 миллиардов (!) в год – куда больше, чем РФ выручает от продажи в Поднебесную нефти и газа. Американцы же попросту завалили местные магазины своими продуктами, зачастую довольно низкопробными. Сейчас у России период взаимной любви с КНР, и председатель Китая Си Цзиньпин проделал большую работу для улучшения двусторонних отношений. Это отличный повод для того, чтобы познакомить китайцев с российской едой. 

В период финансового кризиса, пока цены на нефть по­стоянно снижаются, следует использовать любые возможности для повышения уровня жизни наших людей. Я искренне надеюсь в ближайшее время увидеть, как жители Шанхая с удовольствием едят блины и  салат оливье вместо гамбургеров. Отдавая тем самым деньги в российский бюджет.

Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы