Примерное время чтения: 8 минут
14817

Привычка к русофобии. Что скрывает игра Call of Duty: Black Ops Cold War?

В 2020 году на фоне коронавирусных ограничений еще больше увеличилось число тех, кто предпочитает проводить свободное время за компьютерными играми. Но их смысловое наполнение вызывает немало вопросов.

Долг зовет уже 17 лет

Выход игры Call of Duty: Black Ops Cold War в России ожидался с заметным напряжением. Ее анонсы, выпущенные в августе 2020 года, не сулили ничего хорошего — сюжет был завязан на охоте «хороших» американцев на «плохого» советского агента КГБ, пытающегося своими действиями погубить планету.

То, что производители компьютерных игр в массе своей неравнодушны к нашей стране со знаком минус, известно давно. Игровая вселенная Call of Duty, что в переводе означает «Зов долга», возникла еще в 2003 году с игры, посвященной Второй мировой войне. Пока создатели находились в этих временных рамках, они более-менее лояльно относились к советским героям — союзники в борьбе с фашизмом все-таки.

Но начиная с Call of Duty 4: Modern Warfare, когда авторы перешли к современным конфликтам, началось нечто несусветное. Как, например, забыть русского националиста Имрана Захаева(!), стремящегося восстановить СССР при помощи гражданской войны в России и специально развязанного конфликта на Ближнем Востоке.

В Call of Duty: Modern Warfare 2 фантазия авторов разыгралась до того, что действие там происходит не только в России, на военной базе в горах Казахстана, в трущобах Бразилии, в Афганистане, в США и даже на орбите Земли. В этой части злобные русские высаживались в Соединенных Штатах и устраивали кровавый поход на Вашингтон в лучших традициях американского пропагандистского фильма 1980-х «Красный рассвет». Интересно, что данную часть игры раскритиковали не только в России, но и в США. Дело в том, что в одной из миссий игрокам предлагалось... расстреливать гражданских лиц в аэропорту. После возникшего скандала создателям пришлось вырезать эту миссию.

Русские солдаты в образе карателей

Вообще в нашей стране давно идет дискуссия вокруг того, как воспринимать Call of Duty. Любители игр предлагают расслабиться и не воспринимать сюжеты всерьез, обращая внимание на явную «клюквенность» содержания с вечным коверканием русского языка, поведения и привычек советских героев. Оппоненты возражают — целевой аудиторией «стрелялки» в первую очередь становятся подростки и молодежь, и им через подобные забавы внушается определенное отношение как к прошлому, так и настоящему своей страны. Советские и российские герои всегда выглядят как убийцы, кровавые маньяки, готовые ради своих целей разрушить весь мир.

В 2019 году авторы решили перезапустить серию Call of Duty: Modern Warfare и сделали это настолько «удачно», что объединили большую часть российской аудитории в неприятии своего продукта.

На сей раз действие было перенесено в некий вымышленный Урзыкстан, за котором легко угадывается Сирия. По сюжету уже двадцать лет в стране идет борьба между повстанцами и... российскими оккупантами. Солдаты России авторами были показаны абсолютными негодяями, расстреливающими и вешающими мирное население. А спасают несчастных от расправы отчаянные герои из организации «Белые каски».

«Я не знаю, как эту игру допустили на наш рынок»

В общем, получилась антироссийская пропаганда в чистом виде. Авторы, очевидно понимая, что в таком виде продукт в России вызовет скандал, попытались немного сгладить углы. В русской версии акцент делается на том, что преступления совершают солдаты подразделения генерала Баркова, который действует от своего имени. Вот только общий смысл от этого не меняется.

Создатели пошли еще дальше, «записав» на россиян убийство сотен мирных людей во время бомбардировки шоссе. В реальности же эти события действительно имели место в феврале 1991 года в Ираке, вот только данное военное преступление совершила армия США.

Известные российские геймеры сочли, что авторы Call of Duty: Modern Warfare переступили грань допустимого. Стример Илья Мэддисон отказался участвовать в рекламе игры, сказав: «Играть в откровенно преступную игру, где прямым текстом говорится, что армия нашей страны — это террористы... Это надо быть полным уродом. Я не знаю, как эту игру допустили на наш рынок, но я почти на сто процентов уверен, что этот кусок ... обязаны запретить».

Разработчик Call of Duty: Modern Warfare Джейкоб Минкофф в интервью «Медузе» пытался доказать, что в действительности никакого пропагандистского наполнения в игру не вкладывали: «Мы утверждаем, что в современных войнах, независимо от убеждений и устремлений сторон и участников, нет стопроцентно правых и стопроцентно неправых, нет абсолютного добра и абсолютного зла. Все замараны, все замешаны в эту серую, небезупречную с точки зрения морали историю — как минимум со времен войны с терроризмом. Солдатам все труднее понять, что означает поступить правильно. И наша история — об этом. Не о том, что какая-то из сторон права».

Время «серой морали»

Мистер Минкофф, мягко говоря, слукавил, на что обратили внимание даже американские геймеры. Но было понятно, что даже громкий скандал вряд ли остановит продолжение серии, и в России с напряженным интересом ждали — в каком еще виде авторы игры представят наших соотечественников?

В Call of Duty: Black Ops Cold War создатели решили уйти от современности и вернуться к старой доброй холодной войне ее позднего периода. Разумеется, главным негодяем снова стал наш соотечественник — агент КГБ под кодовым именем «Персей». Однако кое-какие выводы из прошлых ошибок авторы все же сделали. Во-первых, красной нитью проводится мысль о том, что «Персей» — самостоятельная величина, действующая независимо от советского руководства. Во-вторых, выясняется, что в это истории вообще не все так однозначно.

«Персей» охотится за управлением нейтронными бомбами, заложенными в городах Европы. Злодей намеревается взорвать их, обвинив в европейском апокалипсисе американцев. Правда, выясняется, что бомбы действительно установлены американцами и должны быть взорваны в случае советского нападения. То, что ради остановки советского вторжения придется убить миллионы европейцев, Вашингтон не слишком волнует. То есть, в отличие от прошлой игры, «серая мораль», когда нет абсолютно правых и абсолютно виноватых, прописана более отчетливо.

О чем Горбачев совещался с Имраном Захаевым?

Но, конечно, без «клюквы» в стиле «игра, матрешка, балалайка, товарищ» игра просто не могла обойтись. Одна из главных миссий игры заключается в штурме штаб-квартиры КГБ на Лубянке. Тут уж создатели даже не утруждали себя приданием происходящему хоть какого-то правдоподобия. Выглядит все как во второсортных американских боевиках 1980-х, да и к тому же советские солдаты почему-то в Москве предпочитают говорить по-английски.

За столом с Горбачевым, проводящим рабочее совещание, неожиданно оказывается тот самый националист Имран Захаев из первых игр. Но эта «пасхалка» никуда не ведет — участники совещания просто обсуждают проблему поисков «крота» в КГБ. Можно сказать, что разработчики Call of Duty: Black Ops Cold War вернулись к антисоветскому агитпропу предыдущей эпохи — тут вам и пафосная речь Рональда Рейгана, и рассуждения о исключительной роли США в защите «свободного мира». Но после адского трэша Call of Duty: Modern Warfare это смотрится даже с некоторой ностальгией.

В итоге сюжет выруливает на вариативность окончания, в одном из которых авторы даже делают намек на возможный «восход зари коммунизма над Европой».

Отвечать нужно своим продуктом. Но только качественным

В общем, подводя итог, нужно сказать: все могло быть значительно хуже. По сравнению с релизом 2019 года в Call of Duty: Black Ops Cold War на наших соотечественников не стали «вешать» военных преступлений, издевательств над гражданскими и тому подобных прелестей. Но, возможно, в этом и таится опасность. «Мягкая» антисоветчина и «мягкая» русофобия не перестают быть антисоветчиной и русофобией. Мысль о том, что наша страна является носителем зла, если в не в целом, то хотя бы в лице своих агентов спецслужб и генералов, никуда не исчезает.

Отвечать на это с помощью тотальных запретов вряд ли эффективно. В СССР Рэмбо, Рокки и «Красный рассвет» запрещали, но публика смотрела картины тайком на кассетах, и в конечном итоге этот продукт тоже внес свою лепту в развал великой страны. Бить врага нужно его же оружием — кинобоевиками, где отечественные герои борются со злом, и ничего страшного, если в этом «зле» будут угадываться американцы; компьютерными играми, сюжет которых построен на подвигах советских и российских героев.

Вот только делать это халтурно, тяп-ляп, нельзя ни в коем случае, потому что от некачественной продукции подобного рода вреда будет больше, чем пользы. В конце концов, смогли российские мультипликаторы покорить мир с помощью «Маши и Медведя». Значит, и дать наш ответ Call of Duty тоже сможем. Просто нужно работать, а не ждать, что они этакое в очередной раз выпустят про нас.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах