Примерное время чтения: 10 минут
21931

Подвиг «Донбасса». Что стоит за походом кораблей ВМСУ в Азовское море?

«Донбасс».
«Донбасс». / George Chernilevsky / Public Domain

Набирающая обороты, пусть пока и неофициально, предвыборная кампания президента Украины Петра Порошенко требует ярких событий, разумеется, положительного характера.

В последние дни украинцам демонстрировали зрелище под названием «Великая морская победа Украины над российским агрессором».

«Переход проходил в сложной обстановке»

20 сентября стало известно о появлении в экономической зоне России в районе берегов Крыма двух кораблей ВМСУ: поисково-спасательного судна A500 «Донбасс» и морского буксира A830 «Корец». Корабли были взяты под сопровождение катерами береговой охраны ФСБ России. Тут важно понимать, что нахождение украинских судов в 200-мильной экономической зоне России нарушением не является. Таковым бы стал вход в 12-мильную зону, но ни «Донбасс», ни «Корец» ничего подобного себе не позволяли. Эксперты предполагали, что речь может идти о возможной провокации, но на сей раз оказалось, что намерения кораблей ВМСУ не были столь воинственными. Вскоре стало ясно, что суда следуют в Керченский пролив.

Пресс-служба ВМС Украины тем не менее изображала происходящее очень ярко: «Переход к Керченскому проливу и через него проходил в сложной обстановке. На Черном море корабли украинских ВМС непосредственно сопровождались разведывательным кораблем Черноморского флота „Приазовье“ и пограничными сторожевыми кораблями РФ „Аметист“ и „Дон“. В Керченском проливе для непосредственного сопровождения было задействовано более 10 кораблей и катеров ФСБ и Черноморского флота РФ. Самолеты страны-агрессора неоднократно совершали облет наших кораблей, в том числе на предельно низких высотах... 21 сентября российский истребитель Су-27, вылетевший из Крыма, создал предпосылки к аварийному событию в воздухе, сблизившись на опасное расстояние с военно-транспортным самолетом Ан-26 Военно-морских сил ВС Украины, который выполнял плановое задание над акваторией Черного моря».

Порошенко благодарит

Представители ВМСУ опубликовали даже снимок, на котором гордые украинские суда идут в окружении армады российских кораблей. В Министерстве обороны Украины подчеркнули, что проход украинских кораблей под Крымским мостом через Керченский пролив проходил без разрешения России: «Военно-морские силы Украины не просили разрешения у страны-агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание Керченским проливом и Азовским морем согласно Конвенции ООН и международным соглашениям».

Естественно, мимо этого героического события не мог пройти и президент Украины Петр Порошенко, который на своей странице в Facebook написал: «Поздравляю наши военные корабли — поисково-спасательное судно A500 „Донбасс“ и морской буксир A830 „Корец“ — с выходом в Азовское море. Эти суда станут частью военно-морской базы украинского флота на Азове. Спасибо экипажам судов за безупречно выполненный приказ!»

Так зачем нужен был этот поход и какое значение он имеет в действительности?

В начале был «Норд»

Как уже не раз писал АиФ.ru, эскалация обстановки в районе Азовского моря началась весной 2018 года с задержания украинскими пограничниками российского судна «Норд». Ответом Москвы на подобные действия стал регулярный досмотр торговых судов, следующих в украинские порты Бердянск и Мариуполь. Киев называет действия России «блокадой» и требует от международного сообщества принятия мер против «агрессивных действий Москвы».

Проблема в том, что одновременно представители Украины признают: никаких нарушений в действиях россиян нет, все в соответствии с существующими нормами. Спикер погранслужбы Украины Олег Слободян говорил: «Де-факто каких-либо нарушений в действиях пограничников РФ нет, в то же время это опасный прецедент, который может иметь дальнейшее развитие... В данном случае РФ продолжает осматривать суда, идущие в и из украинских портов на Азовском море. В этой ситуации мы заложники Соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в Азовском море и в Керченском проливе, которое было подписано еще в начале 2004 года, поэтому любая из сторон может свободно передвигаться по всему бассейну моря и, соответственно, осматривать те суда, которые вызывают подозрение. Другое дело, что сейчас РФ использует этот досмотр судов как элемент политического и экономического давления на Украину. Но они не задерживают эти суда, они их просто осматривают. После этого суда следуют дальше своим курсом. Формально россияне ничего не нарушают».

При этом Министерство инфраструктуры Украины оценивает убытки от проведения проверок, вызывающих задержки судов, более чем в 500 миллионов гривен (около 18 миллионов долларов). Украинские эксперты фиксируют существенное снижение грузопотока в Бердянске и Мариуполе. Казалось бы, логично урегулировать конфликт вокруг «Норда» и договориться о недопущении подобных случаев в дальнейшем.

По соглашению и в порядке общей очереди: как корабли ВМСУ проплыли под Крымским мостом

Но для команды Петра Порошенко «агрессия России» — это единственный инструмент построения внутренней и внешней политики. В свете этого и с учетом надвигающихся президентских выборов решено было начать «игру на повышение ставок».

Киев заявил о намерении к концу 2018 года создать полноценную военно-морскую базу на Азовском море. Для начала в Бердянск сухим путем перебросили два малых бронекатера проекта «Гюрза-М». Теперь по морю на усиление к ним отправили судно «Донбасс» и буксир «Корец». Теперь к вопросу о «героическом прорыве» украинских судов через Керченский пролив. Дело в том, что их проходу никто и не собирался мешать. Между Россией и Украиной продолжает действовать Соглашение о сотрудничестве в Азовском море и в Керченском проливе, в рамках которого Азов признается внутренним морем двух государств. При этом военные корабли как России, так и Украины имеют право на беспрепятственный проход через Керченский пролив.

Сейчас на Украине много говорят о разрыве соглашения о дружбе между двумя государствами. Но вот с Азовским морем ситуация несколько иная. Не далее как в августе 2018 года заместитель главы МИД Украины Елена Зеркаль заявила: «О денонсации соглашения с РФ по Азовскому морю не может быть и речи: это даст возможность РФ заявить территориальный спор. Для нас это вопрос безопасности, поэтому используем имеющиеся инструменты, чтобы урегулировать этот вопрос».

Что касается того, что военные корабли Украины «не спрашивали разрешения у России» на проход под Крымским мостом, то это чистой воды лукавство. Пройти через Керченский пролив можно только через узкий Керчь-Еникальский канал, судоходство в котором осуществляется под контролем службы регулирования движения судов. Служба эта находится в Керчи, и с 2014 года она, естественно, российская. Поэтому и «Донбасс», и «Корец», как и положено, встали в очередь, запросили лоцмана, были включены в состав каравана и проведены в Азовское море под строгим контролем российской стороны.

Если верить украинским СМИ, то речь идет о «дерзкой операции украинских моряков». Но, по сути, дерзости в ней не больше, чем в оплаченном проезде в общественном транспорте.

Приключения «Донбасса»: от переименований до пожара в сауне

Что же за корабли прошли в Азовское море?

Корабль «Донбасс» был построен по заказу СССР в Польше в далеком 1969 году. В состав Черноморского флота ВМС СССР он вошел как плавмастерская «ПМ-9». Счастливые дни, связанные с боевыми походами и достойной работой, в истории «ПМ-9» завершились с распадом Советского Союза. В ходе раздела Черноморского флота корабль достался Украине и первоначально был переименован в «Краснодон». В 2001 году он получил новое имя: «Донбасс». В украинский период с кораблем происходили удивительные превращения. Командование ВМСУ решило сделать из плавучего цеха корабль управления. К слову, из буксира «Корец» украинские умельцы и вовсе хотели сделать минный тральщик, но, судя по всему, потом отказались от этой идеи.

В 2004 году «Донбасс», находясь у причала в Севастополе, пережил пятичасовой пожар. Но даже этот случай меркнет по сравнению с тем, что случилось в 2007 году. Официально происшедшее описывается так: 11 ноября 2007 года находящийся у причальной стенки в Севастопольской бухте корабль управления «Донбасс» заблаговременно не был поставлен на укрытую стоянку, во время шторма был сорван со швартовых от причальной стенки и длительное время удерживался лишь на якорях по центру бухты, имея реальную угрозу столкновения с другими кораблями ВМСУ либо выброса на берег. Отсутствие действующего главного двигателя и работающих дизель-генераторов на борту привели к тому, что корабль оказался в эпицентре пятибалльного шторма (со шквальным ветром до 40 м/с) без хода, без света и без связи. Ловить неуправляемый корабль, благодаря разгильдяйству ВМСУ представлявший опасность для всех окружающих судов, пришлось не только украинцам, но и силам Черноморского флота России.

В 2010 году «Донбасс» все-таки поставили на ремонт. В 2011 году на нем проходили ходовые испытания, после чего он вновь застыл у причальной стенки. Во время «Крымской весны» над «Донбассом» был поднят андреевский флаг ВМФ России. Через месяц, однако, корабль был возвращен Украине, причем в Одессу прибыл на буксире. Российские специалисты, успевшие осмотреть «Донбасс», нашли его состояние ужасающим. Останься корабль в Крыму, его, скорее всего, ждало бы списание в утиль, но на Украине он остается боевой единицей.

Правда, не совсем понятно, какой. Одни источники пишут о нем как о корабле управления, другие — как о поисково-спасательном судне.

Два года назад на «Донбассе» опять случился пожар. Одесское издание «Думская» утверждало, что возгорание началось в ночью в корабельной сауне. Кто и кого там так жарко парил, неизвестно, но для тушения пришлось привлекать 20 единиц пожарной техники с берега, а также пожарный аварийно-спасательный буксир «Гранит».

Пиар и провокация: для чего все это Петру Порошенко?

Говоря о боеспособности «Донбасса», нужно привести два факта. Во-первых, на нем вообще нет штатных систем вооружения (хотя некоторые украинские источники пишут, что на судне установили крупнокалиберные пулеметы). Во-вторых, «Донбасс» — судно очень тихоходное. Согласно заявленным характеристикам, он может развивать скорость до 12 узлов, но украинские источники отмечают, что во время перехода в Азовское море «Донбасс» едва вытягивал 3 узла. Если говорить грубо, то единственное, что «Донбасс» может сделать для Незалежной в Азовском море, — это гордо и медленно идти под государственным флагом.

Известный украинский волонтер Юрий Касьянов на своей странице в Facebook пишет: «Наши пропагандисты из любого информационного повода слепят очередную великую победу. Чего стоит один только героический переход двух старых ржавых калош из Одессы в Бердянск. Героический сам по себе, потому что на этих ржавых банках дальше буйков заплывать страшно. Героический вдвойне, потому что теперь в дополнение к двум бронированным катерам украинское военно-морское присутствие в Азовском море сразу вырастет многократно, а в Бердянске появится цельная „военно-морская база“!»

Создание украинской базы в Бердянске ситуацию в Азовском море принципиально не меняет: эксперты обеих стран признают, что перевес в пользу России здесь остается безоговорочным.

Пока вся история с базой — это не более чем громкая пиар-акция Петра Порошенко. Но в канун выборов 2019 года ситуация может измениться. Если Порошенко увидит, что победа на выборах от него уплывает, то вооруженная провокация может стать для него последним шансом изменить ситуацию в свою пользу. А для подобного сюжета подойдет что угодно, даже несчастная советская плавбаза, которой не повезло четверть века назад угодить в очень плохие руки.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах