Примерное время чтения: 9 минут
209912

Мэр Риги Нил Ушаков: «Мы наблюдаем драматический спад туристов из России»

Мэр Риги Нил Ушаков.
Мэр Риги Нил Ушаков. Рижская дума

2015-й стал не самым простым годом в отношениях Латвии и России: санкционные войны, заявления отдельных политиков о необходимости построить стену на границе двух государств, а также составление списков невъездных граждан РФ. АиФ.ru встретился с мэром Риги Нилом Ушаковым и узнал у него, как наметившийся кризис в партнёрстве двух стран отразился на столице прибалтийской республики.

Анастасия Анушевская, АиФ.ru: Господин Ушаков, этим летом в Риге прошёл фестиваль «Кубана»*. О его переносе из России в Латвию стало известно в последний момент, как вы на это решились?

Нил Ушаков: Начало истории нашего общения с генеральным продюсером «Кубаны» Ильёй Островским (главный организатор и идеолог «Кубаны» — прим. АиФ.ru) датируется, по-моему, ноябрём – декабрём прошлого года, когда после закрытия фестиваля в Краснодарском крае организаторам пришла идея провести его на Балтийском побережье. Илья тогда обратился ко мне, и я пригласил фестиваль в Ригу. Мы серьёзно обсуждали эту возможность, но как раз тогда начался рост курса евро по отношению к рублю, и организаторы испугались, что в Европу российским зрителям будет сложно приехать. В итоге «Кубана» выбрала Калининград. 

Организатор «Кубаны» Илья Островский. Фото: Виктор Никишов

Но когда по ряду причин провести фестиваль в Калининградской области не удалось и мероприятие оказалось под угрозой срыва, со мной снова связался Илья. Мы вошли в ситуацию и предложили «кубанцам» помощь.

— Насколько сложно было меньше чем за месяц всё организовать?

— Разумеется, организовать такое масштабное мероприятие за месяц было очень и очень непросто. И моя команда, и команда Островского работали в авральном режиме. Но мы справились. Открою вам небольшой секрет. У Риги ещё задолго до появления «Кубаны» были планы по созданию в южной части острова Луцавсала большой открытой площадки, где можно было бы проводить различные мероприятия под открытым небом всего в 20 минутах ходьбы от Старого города. Мы планировали начать благоустройство уже в следующем году, и «Кубана» лишь ускорила наши планы. В итоге «Кубана» стала, наверное, первым в мире рок-фестивалем, территория проведения которого после его окончания стала выглядеть лучше, чем до. Теперь на южной части Луцавсалы появилась новая зона отдыха с пляжами, доступная всем рижанам. А в следующем году там станет совсем красиво.

Мэр Риги Нил Ушаков. Фото: Рижская дума

— Можно ли сказать, что «Кубана» для Риги — это долгосрочный проект?

— Рига заинтересована в мероприятиях подобного формата по целому ряду причин. Во-первых, благодаря «Кубане» имя Риги прозвучало исключительно в положительном ключе в многочисленных материалах в самых разных российских СМИ — от федеральных телеканалов и крупных радиостанций до региональных газет и интернет-ресурсов. Реклама Риги в российских СМИ, конечно, не замена шпротам. Но в этот непростой период отношений между Европой и Россией Луцавсала стала островом мира. Где латыши, русскоязычные жители нашей страны и россияне вместе слушали выступления европейских, латвийских и российских музыкантов, вместе радовались и вместе отдыхали. Если мы на таком уровне можем сохранять самые тёплые отношения между нашими народами, то и шпроты вернём. 

Во-вторых, за четыре дня фестиваль посетили около 15 000 зрителей. Это, конечно, скромная цифра. Но около 6 000 были из России. Если каждый из них за эти 4 дня потратил хотя бы по 500 евро, то это уже 3 миллиона, которые остались в Риге. 

Мы не только надеемся на то, что продолжим наше сотрудничество с «Кубаной», но и рассчитываем привлечь в Ригу другие как российские, так и европейские фестивали. Рига открыта к постоянному и долгосрочному сотрудничеству со всеми. 

— Идею «Кубаны» Вы подсмотрели у венгерских соседей? Ведь знаменитый будапештский фестиваль «Сигет»** также базируется на острове...

— Мы сразу понимали, что альтернативой «Сигету» мы не станем. Будапешт — это Центральная Европа, а мы — Балтия, у нас другой рынок и другой радиус доступности. Но, безусловно, идея фестиваля в центре города, на острове посреди реки — да, она нас вдохновила, мы ориентировались на неё. И мы хотели бы повторить успех «Сигет».

— Почему, по Вашему мнению, на фестиваль пришло так мало рижан?

— Причин несколько. Во-первых, «Кубана» возникла в Риге совершенно внезапно. За столь сжатые сроки организаторы просто не успели провести достойную рекламную кампанию, сориентироваться на незнакомом рынке и привлечь местную аудиторию. Я имею в виду не только латвийцев, но и зрителей из Литвы, Эстонии, Польши, Финляндии, Германии и прочих стран ЕС. 

Во-вторых, латвийский зритель по-хорошему разбалованный. На даты проведения «Кубаны» в Балтии традиционно приходится целый ряд фестивалей различной направленности, концертов и прочих увеселительных мероприятий. У местной публики очень большой выбор. 

И, наконец, в-третьих, цены на билеты для жителей Латвии были слишком высокие. Билет на все дни «Кубаны» стоил 100 евро, на один — 40 евро. Плюс, опять-таки повторюсь, у нас много своих фестивалей, которые местный зритель привык посещать каждый год. То есть он уже заплатил N-ое количество денег за свой традиционный фестиваль, а тут его просят выложить ещё 100 или 40 евро, чтобы посетить ещё один, ему неизвестный. Получилось слишком дорого. 

— Если говорить о туризме, то как санкционные войны вместе с обвалом курса рубля отразились на Риге?

— По нашим прогнозам, общее число туристов в Риге к концу 2015 года останется приблизительно таким же, как и в прошлом году, то есть порядка двух миллионов человек. По итогам летнего сезона мы видим даже позитивную динамику — за три летних месяца Ригу посетили 334 048 гостей, что почти на 8% больше, чем в тот же период годом ранее.

Однако изменился национальный состав туристов. Если раньше абсолютное первое место среди приезжающих в Ригу держали россияне, то сегодня мы наблюдаем драматический спад потока туристов из России — минус 35% только за летний период! 

Гости из Западной Европы позволяют нам сохранить позитивную тенденцию, летом резко возросло число туристов из Дании (37,3%), Испании (36,2%), Нидерландов (33,9%), но потеря россиян очень чувствительна.

Всегда считалось, это подтверждают и статистические данные, что российские туристы оставляли больше денег. И если пообщаться с представителями бизнеса в городе, торговли, ресторанов и гостиниц, то они подтвердят, что российские туристы всегда были более платежеспособными. Поэтому спад их числа — очень больно с точки зрения экономики.

— Вы приезжали на «Кубану» на выступление «Ленинграда», насколько вам понравился этот концерт и в целом организация фестиваля?

— Фестиваль прошёл на очень хорошем уровне. Звук, сцена, свет, работа организаторов — всё соответствовало уровню хорошего европейского фестиваля. Группа «Ленинград», как и обычно, отыграла замечательно. Сергей Шнуров — частый гость в Риге, и здесь у него много поклонников. 

Выступление «Ленинграда» на фестивале «Кубана». Фото: Виктор Никишов

— А Мурис и Кузя*** ходили на концерты?

— Нет, на рок-концерты мы их не отпускаем. Опасаемся, что продюсеры предложат нашим котам более выгодный контракт и уведут. С такими-то голосами! Но Кузя с Мурисом принимали самое непосредственное участие в организации «Кубаны». Встречались лично и с Ильёй Островским, и со Шнуром. 

Мурис и Кузя. Фото: Рижская дума

* Кубана — международный музыкальный фестиваль, которому летом 2015 года пришлось переехать из России в Латвию. О причинах смены локации читайте в статье >>

** Фестиваль «Сигет» (венг. Sziget — «Остров») — один из крупнейших европейских музыкальных фестивалей. Проходит на острове Обуда в Будапеште.

*** Мурис и Кузя — официальные коты Рижской Думы. В 2011 году Ушаков по случаю Дня защиты животных решил взять из приюта пару котят, которых поселил в здании городской администрации. Благодаря Facebook жителям латвийской столицы удалось выбрать им имена. Полосатый котёнок стал Кузей, считается, что он «консультирует» Ушакова по проблемам русской общины Риги, чёрно-белого же кота нарекли Мурисом, он представляет в думе интересы латышей. По узнаваемости и народной любви эти усато-полосатые «консультанты» сегодня соперничают с первыми лицами республики.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах