Примерное время чтения: 8 минут
5156

Ленина мазали кровью козла. Как коммунисты из Африки представляли себе СССР

87-летний Джулиус Кампонго из зулусской деревни в 300 километрах от Йоханнесбурга уже 60 лет состоит в Коммунистической партии ЮАР.

«Непростое раньше было время, — вспоминает он. — Партийный билет я закопал глубоко в поле, где пасли буйволов, еле потом отыскал. Найди полиция „книжечку“, мне полагалось бы 10 лет тюрьмы».

В 1950 году в Претории приняли закон «О подавлении коммунизма», запретив любые выступления, митинги и пропаганду «марксистской идеологии». Партия ушла в глубокое подполье и была официально разрешена только в 1990 году, когда в Южной Африке начали демонтаж системы апартеида. Самое забавное, что какое-то время «у руля» юаровских коммунистов, распространяя среди африканского населения учение Ленина и Маркса, стояли... белые еврейские переселенцы из Российской империи. А сами племена зулусов и коса, которым активно рекламировали «новый путь», представляли Ленина «тёмным колдуном» и «грозным могучим воином». Впрочем, давайте по порядку...

Чёрный Ильич и евреи-африканцы

...Компартию ЮАР в 1921 году основал белый: уроженец Британии, слесарь и шахтёр Уильям Генри Эндрюс. Затем борьбой за светлое будущее руководили африканцы: например, генсек Мозес Котане, умерший в 1978 году в Москве и похороненный на Новодевичьем кладбище. С 1984 шефство над местными коммунистами приняли Джозеф Слово (как генсек) и Рональд Касрилс (как глава партийной разведки — да, случались там и такие должности). Оба происходили из еврейских семей Литвы: их родители уехали из Прибалтики (бывшей тогда частью Российской империи) в конце XIX и начале XX века, спасаясь от антисемитских погромов. Правда, русским языком (на чём настаивала государственная пропаганда ЮАР, объявившая лидеров коммунистов «генералами КГБ») ни Слово, ни Касрилс не владели. Обоим пришлось сбежать из республики: до падения апартеида они жили в эмиграции в Анголе и Мозамбике.

Кстати, коммунистическая идеология на удивление легко «заходила» среди южноафриканских обитателей резерваций и зулусских деревень. Крестьянам объясняли: вот есть такой Ленин далеко-далеко в одной северной стране. И он за то, чтобы белые и чёрные были равны, у каждого было много скота и свой дом и бедные ели досыта. Один журналист в ЮАР сказал мне: «Да при такой рекламе, разреши у нас свободные выборы, все бы тогда проголосовали за коммунистов». Другой человек, состоявший в восьмидесятых в КП ЮАР, поведал мне: «В пятнадцать лет я часто представлял себе Советский Союз. Я полагал, что там всегда стоит замечательная тёплая погода, но обязательно дожди, чтобы нормально росли рис и пшеница. Ленин живёт в хижине в центре Москвы, разводит рогатый скот, и к нему съезжаются люди со всего государства. Почему-то я думал, что у вас существуют свои чернокожие, но к ним все относятся уважительно, даже лучше, чем к белым. Какого цвета Ленин? Извините, я тоже представлял его чёрным. Я тогда рос в деревне и не знал другой жизни. Белые казались мне воплощением злобы».

Жир для «духов коммунизма»

Забавно, однако, что в компартию вступали не только скотоводы или обитатели трущоб, но даже «народные целители» и колдуны. Известный знахарь бантустана (резервации) Сискей ещё в 1982 году славился своими обрядами, обмазывая небольшой бронзовый бюст Ленина кровью только что зарезанного козла и жиром антилопы, прося «духов коммунизма» помочь крестьянам собрать лучший урожай. Он же провозгласил Ленина «тёмным колдуном и грозным могучим воином». Другие провинциальные колдуны изрядно прославили «партию трудящихся», призывая носить изображения Владимира Ильича на шее, под одеждой: они отпугивают демонов болезни и приманивают деньги. Несмотря на угрозу тюрьмы, зулусы и коса охотно брали медальоны с Лениным.

К чести компартии ЮАР, она с этим явлением постоянно боролась, объясняя: дорогой наш Ильич к жертвоприношениям не имеет отношения, долой суеверия, демонов не существует. Однако в Африке чёрная магия (и вообще потусторонние силы) в большом почёте, поэтому просто так от почитания Владимира Ильича в магическом контексте избавиться не удалось. «А каким-то другим изображениям вождей в племенах приносили жертвы?» — спросил я ради интереса пожилого коммуниста-африканца в Кейптауне. «Да, конечно, — охотно признался тот. — И Сталину, и Брежневу. Но Ленин работал лучше Сталина, через него с ходу связывались с духами. А Брежнев вообще не помогал, козлов для него резать перестали».

Ну и, как уже говорилось выше, СССР являлся для угнетённого чёрного большинства Южной Африки молочной рекой с кисельными берегами. «Вот что мне виделось: в Советском Союзе африканцы могут брать в жёны белых девушек, а у нас за такое убивают, — объяснял мне, широко улыбаясь, член компартии ЮАР в Блумфонтейне. — Всем желающим вдоволь раздают пива. Мяса каждый ест столько, сколько захочется. И, конечно, везде растут кокосовые пальмы».

«Большевик отгоняет демонов»

Немудрено, что коммунисты при режиме апартеида (до 1994 года) имели огромную популярность: они работали в связке с аналогично запрещённой партией «Африканский национальный конгресс» Нельсона Манделы. Позднее Мандела заявил: «Говорят, что коммунисты нас использовали в своих целях... Но кто сказал, что мы не использовали их?» В 1993 году новый генсек южноафриканских коммунистов Крис Хани (принявший бразды правления вместо ушедшего в отставку по состоянию здоровья Джозефа Слово) был застрелен в своём доме ультраправым боевиком из польских иммигрантов. Скотоводы и жители трущоб в ярости вышли на митинги по всей стране, предлагая «убить тысячу белых террористов за жизнь одного коммуниста». Их с трудом удалось успокоить. С конца девяностых Компартия ЮАР официально отказалась от прославления Сталина, сейчас в её рядах 220 тысяч (!) человек. И это число растёт.

Многие функционеры-коммунисты входили в правительство ЮАР, как нынешний генсек Блейд Нзиманде, работавший министром образования в 2009-2017 гг., или тот самый еврейский иммигрант из России Рональд Касрилс, бывший в 2004-2008 гг. министром разведки и контрразведки. Правда, оба постоянно клянут власти за «плохое отношение к трудовому народу» и требуют скорейшего установления настоящего социалистического строя. «Бюст Ленина всегда со мной, он в моей комнате, — гордо информирует 87-летний Джулиус Кампонго. — И вы можете смеяться, но это чистая правда: если изображение Христа бережёт от злых сил, то почему бы борцу за счастье рабочих и крестьян не отгонять демонов от трудящихся? Я верю, что Ленин смотрит на нас с неба». Я спрашиваю с некоторой иронией: зарежет ли он для Ленина козла, если потребуется? «Дорогой мой товарищ, — грозно отвечает Джулиус. — Да хоть слона, разве мне жалко?»

Кстати, в соседнем с ЮАР маленьком государстве Свазиленд (всего 1 миллион 185 тысяч населения), тоже есть своя Коммунистическая партия, которая сражается в подполье против короля Мсвати III. Коммунисты ЮАР помогают младшим братьям, переправляя через границу революционную литературу и бюстики Ленина. А антилоп для нужных жертвоприношений, следует думать, в Свазиленде наверняка хватает и своих...

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах