Примерное время чтения: 7 минут
4931

Испортили себе праздник. Почему Швейцария не пустила Россию на своё авиашоу

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Пилотажная группа «Русские витязи» на четырех истребителях Су-27 во время показательных выступлений на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2009» в Жуковском.
Пилотажная группа «Русские витязи» на четырех истребителях Су-27 во время показательных выступлений на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2009» в Жуковском. / Антон Денисов / РИА Новости

Пилотажной группе «Русские Витязи» отказано в участии в швейцарском авиасалоне AIR14. Такое решение было принято Федеральным департаментом обороны Швейцарии в связи с «политикой сдержанности в области военных контактов с Россией». Ранее российскую делегацию не пустили на международный британский авиасалон Фарнборо-2014. АиФ.ru узнал у экспертов, что означают демонстративные запреты на участие России в европейских авиасалонах.

«Полёты "Русских Витязей" в Швейцарии — акт "обмена" между странами. На прошедшем МАКСе летал швейцарский F-18, а полёты "Русских Витязей" были ответным жестом российской стороны. Отказ Швейцарии принять российскую пилотажную группу — политический шаг, который нанесёт больше вреда швейцарской стороне, чем российской: наша страна на протяжении всей своей истории никогда не поставляла в Швейцарию никакой авиационной техники. Таким образом, они могут себе позволить такой жест и ничего при этом не потерять», — считает Владимир Карнозов, аналитик содружества авиационных экспертов Aviation EXplorer.

 

«Швейцария сама лишила себя праздника, — считает Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства "Авиапорт",авиашоу проводятся в том числе и для того, чтобы привлечь как можно больше зрителей, а без "Витязей" швейцарский салон явно потеряет в зрелищности». По мнению эксперта, запрет на участие в выставке «Русских Витязей» не нанесёт никакого урона российскому авиапрому. Единственный интерес, который имеет авиационная отрасль в Европе, — техобслуживание и ремонт МиГ-29, оставшихся в небольшом количестве в бывших советских республиках после распада СССР.

В целом, срыв участия России в «Фарнборо-2014» и AIR14 является исключительно политическим жестом, который не несёт за собой никаких последствий для сторон. В тех сферах, где Европе выгодно сотрудничество с Россией, на данный момент речи о запретах не идёт.

 

Сорванные выступления

«Русские Витязи» и «Стрижи» — самые известные пилотажные группы России. Связано это с тем, что полёты выполняются на боевых истребителях Су-27 и МиГ-29, и поэтому их выступления на международных авиасалонах это демонстрация не только мастерства пилотов, но и мощи российской военной авиации. Именно поэтому выступления «Витязей» и «Стрижей» нередко срываются.

В 2012 году «Русские Витязи» не смогли выступить на британском авиасалоне в Фарнборо из-за проблем с документами: российская делегация успела получить визы, но документы на самолёты не были оформлены в срок. Некоторые эксперты обвиняли британскую сторону в том, что она не пустила «Витязей» на авиасалон. Представители британской стороны, в свою очередь, отвечали, что виновата сама российская делегация: документы на самолёты были поданы слишком поздно.

В 2014 году ни «Стрижи», ни «Русские Витязи» также не участвовали в Фарнборо, и в этот раз выступление было отменено из-за фактически полного срыва участия России в выставке. Перед открытием выставки 14 июля выяснилось, что многие члены российской делегации не получили визы и не поедут в Лондон. В связи с этим российские чиновники заявили о срыве переговоров с потенциальными заказчиками российской авиатехники.

 

С парада на Красной площади в Ле Бурже

Пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» были сформированы в 1991 году на базе 1 авиационной эскадрильи 234 гвардейского Проскуровского авиационного полка ВВС России.

До конца 1980-х годов лётчики полка не участвовали в международных фестивалях: СССР предпочитал не показывать за рубежом военную технику. Впервые лётчики полка продемонстрировали своё мастерство на самых современных на тот момент советских самолётах МиГ-29 в 1986 году на финской авиабазе Риссала. В 1988 году два МиГ-29 посетили авиасалон Фарнборо, а через год их продемонстрировали на крупнейшем мировом авиасалоне Ле Бурже.

 

С распадом СССР ситуация изменилась: для того, чтобы выжить, оборонный комплекс должен был выходить на международный рынок, продвигать свою продукцию на крупнейших авиасалонах. Поэтому и было принято решение о создании пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи», самолёты которых получили характерную окраску в виде российского флага. Особый интерес на международной арене вызвали «Русские Витязи», которые и по сей день остаются единственной в мире пилотажной группой, выполняющей высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель», которым является Су-27.

С 2003 года выполняются регулярные совместные полёты «Русских Витязей» и «Стрижей» в разных пилотажных порядках по восемь, девять и десять самолётов. Такие выступления требуют огромного мастерства пилотов: Су-27 и МиГ-29 принципиально разные самолёты с разными техническими характеристиками и взлётным весом, и поэтому совместные полёты двух пилотажных групп на таких машинах — сложнейшая задача.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах