Примерное время чтения: 5 минут
5490

Гуд бай, «Хельге Ингстад». Утонувший фрегат НАТО списали в утиль

Фрегат «Хельге Ингстад».
Фрегат «Хельге Ингстад». Commons.wikimedia.org

Один из самых современных кораблей ВМС Норвегии — фрегат «Хельге Ингстад» — будет отправлен на утилизацию, как сообщает NRK.

«Золотой» ремонт

«Правительство решило, что лучше утилизировать фрегат, чем ремонтировать его», — заявил министр обороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен.

Решение было принято оборонным ведомством Норвегии после получения отчета специалистов, оценивавших стоимость ремонта корабля. Выяснилось, что для возвращения «Хельге Ингстада» в строй понадобится 12-14 миллиардов норвежских крон, в то время как постройка нового корабля обойдется в 11-13 миллиардов.

Фрегат «Хельге Ингстад».
Фрегат «Хельге Ингстад». Фото: Commons.wikimedia.org

Фрегат «Хельге Ингстад» с бортовым номером F 313 был четвертым кораблем серии фрегатов типа «Фритьоф Нансен», построенных для нужд ВМС Норвегии в 2006-2011 годах. Конструкция была разработана на базе испанских фрегатов типа «Альваро де Базан». Постройку кораблей осуществляли совместно испанские и норвежские верфи. Фрегаты этого типа предназначены для замены устаревших фрегатов типа «Осло», снятых с вооружения в конце 1990-х — начале 2000-х. Основными задачами фрегатов типа «Фритьоф Нансен» являются противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями.

Фрегат «Хельге Ингстад» был введен в строй в 2009 году. Он оснащен четырьмя торпедными аппаратами и восемью противокорабельными крылатыми ракетами, а также американской системой противоракетной обороны «Иджис». Этот фрегат считался одним из самых передовых кораблей ВМС Норвегии.

Встреча с танкером

Осенью 2018 года «Хельге Ингстад» принял участие в учениях НАТО Trident Juncture 2018 («Единый трезубец-2018»).

Учения НАТО подобного рода проходят раз в три года, и на сей раз они были проведены у берегов Норвегии с 25 октября по 7 ноября 2018 года. В учениях приняли участие более 45 тыс. военнослужащих из 31 страны, 250 самолетов, 65 кораблей, а также свыше 10 тысяч единиц боевой техники. Согласно легенде учений, объединенные силы ведут оборону от войск вымышленного государства Муринус. Проводилась отработка нанесения ударов с воздуха, переброски войск по морю, а также высадки десанта.

Утром 8 ноября «Хельге Ингстад» возвращался на базу после окончания учений. Около 4 утра по местному времени в районе норвежской коммуны Эйгарден фрегат столкнулся с греческим нефтяным танкером «ТС Сола». По данным международной Системы автоматической идентификации судов AIS, «Хельге Ингстад» шел с выключенным транспондером, который включился только после столкновения. Военный корабль двигался наперерез курсу танкера, экипаж которого не заметил фрегат.

Груженное 650 тысячами баррелей сырой нефти судно нанесло фрегату тяжелые повреждения, при этом практически не пострадав. 

Семь моряков норвежского корабля получили ранения. Вскоре с фрегата был эвакуирован практически весь экипаж, за исключением десяти человек, в задачу которых входила борьба за живучесть судна.

Дабы избежать полного затопления, корабль посадили на мель у берега. Однако, несмотря на все усилия, к 13 ноября 2018 года фрегат практически полностью скрылся под водой.

«На корабле не было чёткого понимания обстановки»

В ходе расследования ЧП выяснилось, что экипаж «Хельге Ингстада» несколько раз был проинформирован об опасном сближении с танкером. При этом военным морякам прямо указывалось, в каком направлении можно совершить безопасный маневр.

«Экипаж не предпринимал необходимых мер для недопущения столкновения. На корабле не было чёткого понимания оперативной обстановки в той акватории, в которой „Хельге Ингстад“ находился. „ТС Сола“ несколько раз сообщал „Ингстаду“, также дублируя сигналы об опасном сближении береговым службам», — гласил отчет комиссии по расследованию происшествия.

К концу 2018 года был составлен план подъема фрегата. Планировалось начать работы в январе 2019 года, однако их пришлось отложить из-за сложных погодных условий. В итоге поднимать «Хельге Ингстад» начали только в конце февраля. 

К 3 марта корабль был полностью спрямлен и поднят на поверхность, после чего его стали готовить к транспортировке на базу при помощи специальной баржи.

5 марта «Хельге Ингстад» был приведен на главную базу ВМС Норвегии Хааконсверн, где началась оценка его состояния. Общая стоимость спасательных работ составила около 770 миллионов норвежских крон.

Экипаж переведут служить на парусники

После трех месяцев работ по оценке полученных повреждений эксперты пришли к выводу, что лучшее, что можно сделать, — это снять с фрегата все доступное оборудование, а сам корабль списать.

В Министерстве обороны Норвегии пока размышляют над тем, каким образом будет восстанавливаться потенциал ВМС страны, ослабленный потерей корабля.

Пока известно, что для поддержания боеготовности экипажа «Хельге Ингстада» будут использоваться парусные суда и другие фрегаты типа «Фритьоф Нансен».

Возможно, в дальнейшем речь пойдет о заказе на строительство нового корабля, но решение еще не принято.

Есть и те, кто все-таки хотел бы сохранить «Хельге Ингстад», переоборудовав его в учебное судно или сделав музей. Правда, оба варианта требуют вложений, а норвежское правительство, кажется, не хочет тратить на фрегат-«утопленник» больше ни одной кроны.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах