7422

«Голден мэн». Оливер Стоун снял фильм о Назарбаеве и опять взбесил Запад

Оливер Стоун и Нурсултан Назарбаев.
Оливер Стоун и Нурсултан Назарбаев. Кадр YouTube

Знаменитый американский режиссер Оливер Стоун снова вызвал недовольство тех, кто считает себя адептами либеральных ценностей. Поводом для гнева стал новый фильм режиссера, посвященный многолетнему главе Казахстана Нурсултану Назарбаеву.

«История золотого человека»

Если говорить точнее, то Стоун выступил одним из создателей ленты, получившей название «QAZAQ History Of The Golden Man» («QAZAQ: история золотого человека»).

На своей странице в Facевооk режиссер около недели тому назад сообщил: «Еду в Казахстан на двухчасовую премьеру нашего документального фильма „QAZAQ History Of The Golden Man“, который в общей сложности длится восемь часов, о Казахстане и его правителе последние 30 лет — Нурсултане Назарбаеве. Называйте его, как хотите: диктатор, сильный человек, тиран, основатель, но в итоге вы обнаружите скромного человека, рассуждающего о развале Советской Империи и важном переходе страны к Независимости, включая отказ от ядерного оружия».

Режиссером ленты выступил Игорь Лопатенок, с которым Стоун уже работал на предыдущих проектах. Сам же лауреат «Оскара» выступил в качестве продюсера, а также интервьюера, беседовавшего с Назарбаевым. Как и во многих других лентах Стоуна, это интервью и легло в основу фильма.

«Я убедился, что могу задать любые вопросы Назарбаеву»

Издание NUR.KZ приводит слова Стоуна о впечатлениях от разговора с многолетним лидером Казахстана: «Я убедился, что могу задать любые вопросы Назарбаеву. Особенно те, что касаются баланса между Россией, Китаем и США. Я считаю, что в сегодняшнем миропорядке это очень важная вещь. Позиция, которая имеется у США, немного враждебная позиция к России и Китаю, мы это видим все больше и больше. Поэтому мне было интересно узнать о балансе сил в мире... Я считаю, если США будет контролировать мир, это будет опасная ситуация для всех. Важно, чтобы существовал определенный баланс. Я вижу, что господин Назарбаев также заинтересован в этом балансе, заинтересован в мире. Он хочет видеть этот баланс... «Назарбаев — человек, который может идти по этой „канатной дороге“ и найти пути для диалога между людьми, народами без каких-либо трений. Он участвовал в переговорах по Украине с Россией, что было очень полезно».

Стоун сказал, что Назарбаев произвел на него приятное личное впечатление: «Нам было очень весело. У него прекрасное чувство юмора. Он мне очень понравился, и я надеюсь, что я ему тоже понравился. Я знаю, что он знает многих людей, он прожил достаточно долгую жизнь, и в целом, я хотел сказать, что он мне очень понравился. Я бы с удовольствием любой вечер с ним провел».

«Отдайте ему должное за то, что он строил страну, а не превратил ее в такую же мусорную кучу, как Украина»

На Западе Стоуна уже обвинили в потакании культу личности Назарбаева. Издание The Guardian приводит мнение британского репортера Джоанны Лиллис, автора книги «Темные тени: внутри тайного мира Казахстана»: «Это можно охарактеризовать только как пропаганду... этот фильм, очевидно, направлен на иностранную аудиторию, чтобы улучшить репутацию Назарбаева».

«Я не собираюсь приходить и читать лекции этим людям о том, как управлять своей страной и как строить демократию, — заметил сам Стоун в беседе с The Guardian, — Что плохого в том, чтобы отметить 30 лет правления Назарбаева? Отдайте ему должное за то, что он строил страну и хранил мир, а не превратил ее в такую же мусорную кучу, как Украина».

Британские журналисты дали слово казахстанским оппозиционерам, которые также раскритиковали Стоуна. Основатель новостного сайта Vlast.kz Вячеслав Абрамов заявил: «Конечно, Стоун не хотел снимать честный фильм о Казахстане. Это не было его целью, его желанием. Он обычный, как я полагаю, позорный пропагандист. По крайней мере, в такого он превратился».

При этом Абрамов признался, что, поскольку, считает фильм пропагандистским, то его портал об этой работе Стоуна не написал ни строчки.

Герой войны, рассказавший о ней правду

Оливер Стоун, трехкратный обладатель «Оскара», человек с очень непростой биографией. Сын американского военного, он, бросив университет, несколько месяцев проработал учителем английского в Южном Вьетнаме, а затем был призван на военную службу. Снова во Вьетнам он попал в составе 3-го батальона 25-й стрелковой дивизии армии США. За полтора года вьетнамской кампании он был ранен и неоднократно за проявленную доблесть отмечен наградами: медалью «Бронзовая звезда» с литерой «V», медалью «Пурпурное сердце» с пучком дубовых листьев, Воздушной медалью, Похвальной медалью Армии, медалью «За службу национальной обороне», медалью «За службу во Вьетнаме», медалью вьетнамской кампании, знаком боевого пехотинца.

Тема войны для него, ветерана, стала одной из главных в творчестве. В 1971 году дебютной лентой Стоуна стала картина «Последний год во Вьетнаме».

В 1986 году его «Взвод» взорвал американское общество. Картина о войне во Вьетнаме, во многом автобиографическая, не только завоевала четыре «Оскара», но и имела огромные кассовые сборы при весьма скромном бюджете.

Стоун же четко заявил о себе как о человеке, опирающемся только на свои взгляды и на свою картину мира и не стремящегося угодить ни коллегам, ни публике. Это касалось и фильмов, где Стоун выступал в качестве режиссера, и тех, где он был продюсером.

От «Прирожденных убийц» до «Команданте»

Тут тебе и ставшие культовыми «Прирожденные убийцы», и, возможно, лучший в истории кино фильм о спорте «Каждое воскресенье» с неподражаемым Аль Пачино в главной роли, и дилогия «Уолл-Стрит».

Поворот Стоуна к документальному кино начался в 2000-х, когда режиссер снял ленту «Команданте», основой которой стало его интервью с Фиделем Кастро. И далее режиссер раз за разом снимал ленты о тех, кого поборники либерализма заносили в главные враги человечества, будь то Уго Чавес, Эво Моралес или Рауль Кастро.

Но по-настоящему звериную ненависть у определенных кругов Стоун стал вызывать в 2016 году, выпустив ленту «Украина в огне», где он взглянул на историю украинской государственности, а также на причины так называемой «Революции Гидности» с точки зрения, кардинально расходящейся с официальной позицией Запада. В том же году он представил игровую картину «Сноуден», основанную на биографии человека, разоблачившего секреты тотальной слежки американских спецслужб.

Режиссер против агитпропа

В 2017 году Стоун выпустил четырехсерийную ленту «Интервью с Путиным», которая представляла из себя беседу режиссера с российским лидером, в ходе которой были затронуты все самые острые вопросы современности. И хотя Стоун сопроводил ленту эпиграфом «Знай врага своего», западные СМИ хором обвинили его в «подобострастии» и «подыгрывании» президенту России.

Издание Neue Zürcher Zeitung отозвалось о фильме следующим образом: «Так много агитпропа мы давно не видели».

Здесь западные журналисты, конечно, слукавили. Вся проблема взаимоотношений Стоуна с современным американским, да и не только американским обществом заключается в том, что он не пожелал встроиться в мейнстрим. Лауреат «Оскара» и ветеран Вьетнама идет своим путем, предлагая взглянуть на мир с другой стороны. Однако парадокс в том, что сегодня такое вольнодумство осуждается на Западе куда жестче, чем это было в поздний период «Холодной войны».

Стоун не изменится и не сломается, как бы на него ни давили. Хуже другое: те, кому его позиция не нравится, стараются превратить режиссера в маргинала, чьи работы недостойны внимания. Чтобы люди не смотрели и не думали.

Вот только навязываемое единомыслие вряд ли приведет западное общество к успеху. Наверное, можно замолчать Оливера Стоуна, но проблемы от этого никуда не денутся.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество