Примерное время чтения: 3 минуты
1629

Евроразворот на восток. ЕС планирует маршруты в Среднюю Азию в обход РФ

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Lightspring / Shutterstock.com

Глава евродипломатии Жозеп Боррель призвал среднеазиатские страны расширять сотрудничество с Евросоюзом и, в частности, прокладывать новые транспортные коридоры в обход России. В своем официальном блоге чиновник написал, что признает ведущую роль России и Китая в Средней Азии, но считает, что «руководство стран этого региона стремятся диверсифицировать международные отношения и видят в ЕС подходящего партнера. Лидеры среднеазиатских государств осуществляют различные программы реформ. Как ЕС, мы, очевидно, заинтересованы в том, чтобы воспользоваться этими переменами», — отметил Жозеп Боррель.

Развивая тему расширения сотрудничества, глава европейской дипломатии фокусировался на «энергетических поставках, поставках критически важного сырья и новых транспортных коридорах, которые не зависят от России». В качестве примера был приведен Транскаспийский транспортный маршрут, который соединяет Китай и Европу через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию.

К Средней Азии традиционно относятся пять постсоветских государств — Туркмения, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Все эти страны, кроме Туркмении, входят в российский оборонный союз ОДКБ.

Американский мотор европейских инициатив

Призыв Жозепа Борреля уже услышан в Средней Азии. Например, Казахстан за первые 10 месяцев 2022 года увеличил экспорт своей продукции по Транскаспийскому транспортному маршруту в 6,5 раз, импорт — почти вдове. В то же время страна сократила транзит через Россию черных и цветных металлов, химикатов, соды и удобрений.

Еще одним транспортным коридором, связывающим Европу с Азией в обход России, может стать учрежденный еще в 1993 году проект TRACECА (Европа — Кавказ — Азия). Он изначально задумывался как альтернатива российскому Транссибу и финансировался Евросоюзом при мощной дипломатической поддержке США. Главным препятствием в его реализации сначала стали неуступчивые позиции кавказских стран в вопросах единого тарифообразования и таможенной политики, а позже Китай стал продвигать собственную концепцию «Один пояс — один путь», которая могла бы отобрать львиную долю грузопотока у TRACECA. Но китайская стратегия включала в свою орбиту и российские логистические мощности, поэтому в нынешней геополитической ситуации Брюссель, и особенно Вашингтон, постараются стряхнуть пыль с давнего проекта, и вдохнуть вторую жизнь в строительство коридора в Азию через Кавказ.

«Это такой своеобразный поворот на Восток со стороны Евросоюза, — поясняет политолог Алексей Мухин, — но в несколько извращенной форме, потому что главные инициаторы этой идеи находятся не в Брюсселе, а в Вашингтоне. Нужно понимать, что устами Борреля говорят американские власти, транспортные коридоры в обход России ЕС будет формировать под влиянием США. Это может обернуться целой серией конфликтов с РФ, из-за которых, как рассчитывают американцы, находящиеся в плачевном состоянии экономики европейских стран ослабнут еще больше.

При этом основная цель Вашингтона — гарантированно рассорить ЕС и Россию, разорвать между нами вообще все связи, включая транспортные. Ведь наша страна сейчас располагает всей необходимой логистической инфраструктурой и мы готовы ее предоставить. Чтобы в будущем “транспортная коммуникация” не стала некоей “точкой схода” Москвы и Брюсселя, США и стремятся построить маршруты в обход России».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах