1567

Дед Мороз и Сталин. На Украине новогоднего волшебника связали с репрессиями

Последние дни уходящего года — время приятной суеты, поисков подарков для близких, период ожидания чего-то радостного и лучшего. Но на Украине это еще и время для разоблачения тяжелого наследия советской идеологии — Деда Мороза.

«Взаимосвязанные процессы»

Украинская редакция «Радио Свобода» выпустила интервью бывшего сотрудника Института национальной памяти Украины, а ныне работника секретариата Уполномоченного по защите государственного язык Сергея Рябенко.

Господин Рябенко обличает коммунистическое коварство — по его версии, советское руководство придумало Деда Мороза для отвлечения внимания от политических репрессий.

«В 1935 году появился такой тезис, который озвучил один из соратников Иосифа Сталина Павел Постышев, что необходимо организовать новые советские традиции, — заявил Рябенко. — Если говорить о 1937 годе, то можно, конечно, говорить о появлении Деда Мороза, об обстоятельствах, в которых это произошло, по сути, для того, чтобы помнить, что в 1937 году в Советском Союзе был один из самых больших пиков политических репрессий... Поэтому эти процессы достаточно взаимосвязаны, переплетены».

Видимо, чтобы глубже донести смысл своего тезиса до читателей, редакция «Радио Свобода» сопроводила материал фото, на котором Дед Мороз представлен в виде Иосифа Сталина с посохом, увенчанным серпом и молотом.

«Он забирал непослушных детей в лес и отдавал голодным волкам»

Нужно сказать, что украинский филиал «Радио Свобода» занимается разоблачением кровавой сущности Деда Мороза регулярно. К примеру, в январе 2018 года был выпущен материал под названием «Дед Мороз — сказочный персонаж советской пропаганды».

Автор статьи Богдана Костюк напирала на то, что сказочный волшебник исторически был злодеем: «Образ Деда Мороза никогда не был однозначным, достоверных данных о его происхождении у нас нет. У древних славян он является человеческим олицетворением мороза — зимней стихии: пожилой человек с длинной белой бородой, тепло одет. А характер у того старика был тяжелый, если что-то не нравилось, то он посылал на людей холода, ледяные ветры и метели. Наши предки представляли повелителя мороза великаном с ледяным сердцем: он забирал непослушных детей в лес и отдавал голодным волкам».

Хитрость же коммунистов, по мнению автора и привлеченных ею экспертов, заключалась в следующем: «Дед Мороз — это действительно Святой Николай, который во времена советского атеизма был „замаскирован“ под „правильного“ просоветского персонажа, поставленного на службу коммунистической идеологии».

При этом журналист радостно сообщала, что теперь на Украине Святой Николай вытесняет тяжелое сталинское наследие в виде Деда Мороза.

Как возник советский Дед Мороз

Действительно, привычный всем образ новогоднего волшебника возник в СССР во второй половине 1930-х годов. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Постышев выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники. 

Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников. Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов.

1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Инициатор первого новогоднего праздника советской эпохи Постышев сам стал одной из жертв «Большого террора». Но вот на судьбе новой традиции это не сказалось никак. Причина проста — репрессии и праздник Нового года никакого отношения друг к другу не имели совершенно. Предположение о том, что новогодние торжества могли хоть как-то влиять на отношение людей к политической линии правительства, является совершенно абсурдным.

Советская «модернизация» персонажа славянской мифологии не является уникальным случаем. Известный сегодня на весь мир Санта-Клаус свой нынешний вид обрел вообще в результате рекламной кампании одной известной фирмы по продаже газированных напитков. На этом фоне советский волшебник-бессребреник смотрится куда выигрышнее. 

Да и слухи об идеологическом наполнении Деда Мороза сильно преувеличены. Несколько поколений советских детей слышали от волшебника напутствия о хорошей учебе, занятиях спортом, помощи пожилым и уважении к старшим. Что из этого, простите, может покоробить нормального человека?

«Выкидыш советского богопротивного режима»

Однако кампания по борьбе с Дедом Морозом в Незалежной идет давно. В 2012 году, 19 декабря, в День святого Николая, на мосту возле киевской станции метро «Берестейская» автолюбители могли видеть повешенных Деда Мороза и Снегурочку. По счастью, речь шла только о чучелах. Над повешенными размещался плакат: «Они хотели заменить нам святого Николая».

Ответственность за акцию взяла на себя организация «Братство», в заявлении которой говорилось: «Активисты поздравили киевлян с Днём святого Николая Чудотворца. В качестве подарка на центральных автомобильных трассах были повешены выкидыш советского богопротивного режима — Дед Мороз и его сожительница Снегурочка».

После переворота на Украине ситуация значительно ухудшилась. Лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка, которому было поручено руководить подготовкой встречи нового 2015 года в Киеве, заявлял: «Обычно праздник на Украине состоял из эклектики американского и советского Нового года и соревнования за детей между Санта-Клаусом и Дедом Морозом. Необходимо вернуть традиции Украине и вспомнить Святого Мыколу».

Одновременно с этим стало известно о закрытии находившейся под Киевом резиденции украинского Деда Мороза. В курировавшей проект «Укрпочте» заявили, что на продолжение работы резиденции нет средств.

«Дед Мороз — вымышленный персонаж, к тому же он пережиток советского прошлого»

Основатель этнокультурного проекта Folk Ukraine Игорь Добруцкий, который занимается организацией главной ёлки страны на Софийской площади в последние годы, накануне наступления нового 2017 года в интервью «Аргументам и Фактам в Украине» заявил: «Тенденция к замене Деда Мороза другими героями, я считаю, напрямую связана с политикой декоммунизации в стране. Мы долгое время популяризировали эту идею, и теперь это действительно приобрело массовый характер. Ведь Дед Мороз — вымышленный персонаж, к тому же он пережиток советского прошлого. От этого нужно уходить... Ведь выросли новые поколения детей, которые готовы воспринимать мир без тех шаблонов и условностей, которые когда-то навязывали нам».

Дело, однако, в том, что навязывают украинцам как раз отказ от Деда Мороза, причем очень настойчиво. С мест поступают сообщения о том, что родителям настоятельно не рекомендуют использовать на массовых детских утренниках образ Деда Мороза. В конце ноября 2016 года в украинских соцсетях появились сообщения о том, что в детские сады Харьковской области поступил приказ областного департамента образования, где воспитателям и заведующим рекомендуется воздержаться от приглашения Деда Мороза и Снегурочки на новогодние утренники, а также провести их на украинском языке.

Припертые к стенке чиновники, как правило, отрицали введение прямого запрета, говоря о том, что дело идет только о рекомендациях, необязательных к исполнению. При этом родители заявляли, что обязательность выполнения таких указаний определяется исключительно уровнем идеологической заряженности того или иного дошкольного или школьного учреждения.

«Предновогодний джихад не имеет аналогов»

«Этот предновогодний антикоммунистический джихад является уникальным явлением. Оно не имеет аналогов не только на Западе, но даже на территории Восточной Европы, — приводит издание „Взгляд“ слова украинского журналиста Андрея Манчука. — Я посещал под Новый год страны Балтии, бывшие республики Югославии, Албанию, Польшу — но ни разу не слышал там о репрессиях против Деда Мороза. Местные инкарнации героя советских утренников — Деда Мраз, Бабадимри, Каледу Сенялис, Салавецис, Йыулувана — по-прежнему сохраняют свою популярность, не опасаясь, что их подведут под политическую статью».

Главная причина в том, что никакого построения Украины как независимого государства за 30 лет так и не произошло. Вместо этого три десятилетия создавался проект «Антисоветская анти-Россия», в последние семь лет реализующийся ударными темпами. В его рамках предусмотрен тотальный демонтаж всего, что может в положительном плане связывать Украину с Россией. И общий новогодний волшебник, дарящий детям добро, рассматривается как серьезная угроза процессу воспитания юных украинцев в духе крайней ненависти к России.

Надо сказать, что в частном порядке Дед Мороз остается фигурой крайне востребованной. Даже официальные опросы, ориентированные на киевские власти, показывают, что 25-30 процентов украинских семей продолжают ориентироваться на Деда Мороза и Снегурочку. Те, кто работает в этом образе, на недостаток заказов не жалуются.

Тем не менее настойчивое вытеснение Деда Мороза из публичного пространства, проводимое украинскими власть имущими, приносит свои плоды. И если на Украине ничего кардинально не изменится, то в не столь уж далекой перспективе привычная нам пара волшебников действительно окажется в соседней стране реликтом ушедшей эпохи.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество