Примерное время чтения: 9 минут
344

«Человеческая ошибка». Иран признал, что украинский «Боинг» был сбит

Сюжет Украинский пассажирский самолёт разбился в Иране

Иран официально признал, что украинский «Боинг», потерпевший катастрофу под Тегераном, был сбит силами ПВО.

«Самолет оказался в непосредственной близости от военного объекта»

«Вследствие непреднамеренной человеческой ошибки самолет был случайно сбит, что, к сожалению, привело к гибели соотечественников и иностранных граждан, — говорится в заявлении Генерального штаба Вооруженных сил Ирана, распространенном агентством ISNA, — Во время полета самолет оказался в непосредственной близости от одного из важных военных объектов Корпуса стражей исламской революции и по форме и высоте полета напоминал вражеский объект... Через несколько часов после ракетных ударов значительно увеличилось количество полетов американских военных самолетов... Это обстоятельство стало причиной повышенной чувствительности среди подразделений противовоздушной обороны».

Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф написал в Twitter: «Грустный день. Предварительные выводы внутреннего расследования Вооруженных сил: человеческая ошибка, допущенная в кризисный период из-за авантюризма США, привела к катастрофе».

«Иран глубоко сожалеет об этой трагической ошибке»

Президент Ирана Хасан Роухани заявил: «Я был глубоко опечален, узнав об этом за несколько часов до завершения расследования катастрофы украинского пассажирского самолета.

В атмосфере запугивания и агрессии со стороны американского режима против иранской нации после убийства командующего Касема Сулеймани, иранские военные готовились на 100% отразить возможные новые атаки со стороны США.

Это, к сожалению, привело к непоправимой ошибке и гибели десятков невинных людей. Иран глубоко сожалеет об этой трагической ошибке, и я выражаю глубочайшие соболезнования семьям жертв этой трагедии. Я также выражаю свои глубокие соболезнования и сочувствие народам, правительствам и семьям неиранских жертв.

Государственный департамент полностью сотрудничает в опознании жертв о возвращении тел погибших их семьям.

Этот несчастный случай будет трудно преодолеть. Необходимо проводить дальнейшие расследования, чтобы выявить все причины этой трагедии, а также привлечь к ответственности совершивших эту непростительную ошибку.

Необходимо также принять необходимые меры для устранения слабых сторон систем обороны страны, чтобы такая катастрофа никогда не повторялась.

Я еще раз выражаю свои соболезнования семьям жертв этой трагедии».

Катастрофа под Тегераном

Авиалайнер Boeing 737-8KV авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, потерпел катастрофу 8 января 2020 года спустя несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана. Погибли 167 пассажиров и 9 членов экипажа.

Среди погибших оказались граждане Ирана, Канады, Швеции, Украины, Великобритании, Германии и Афганистана.

Вечером 8 января агентство Reuters со ссылкой на источник в спецслужбах Канады сообщило, что западные разведывательные службы полагают наиболее вероятной версией случившегося техническую неисправность. Собеседник агентства сообщил, что имеются свидетельства перегрева одного из двигателей самолета.

Однако позднее официальные лица США, Канады и Великобритании заявили со ссылкой на информацию разведслужб, что украинский лайнер мог быть сбит по ошибке силами ПВО Ирана.

Официальный Тегеран не подтверждал эти данные вплоть до сегодняшнего дня.

«Мы признаем всю ответственность»

Командующий Воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) бригадный генерал Амир Али Хаджизаде в эфире ТВ Ирана объявил, что КСИР берет на себя всю ответственность за случившееся: «Мы признаем всю ответственность и готовы следовать любым распоряжениям, которые примут власти... Я захотел умереть, когда услышал о крушении украинского самолета, чтобы не быть свидетелем этой трагедии.

По словам генерала, в ночь трагедии силы ПВО Ирана находились в состоянии максимальной готовности. Украинский «Боинг» был «идентифицирован как крылатая ракета».

В условиях отсутствия связи со штабом решение об открытии огня принимал лично командир расчета ПВО. «У оператора было 10 секунд, чтобы принять решение, и он сделал эту ошибку», — сообщил бригадный генерал Амир Али Хаджизаде.

По словам командующего ВКС КСИР, Вооруженные силы Ирана «несколько раз делали запрос о том, чтобы в это время воздушное пространство страны было очищено от самолетов», однако по каким-то причинам данное решение принято не было.

Иранские военные намерены провести тщательное расследование всех обстоятельств, приведших к трагедии.

«Настаиваем на полном признании вины»

«Утро сегодня не было хорошим, но принесло правду, — отреагировал на сообщения из Ирана президент Украины Владимир Зеленский, — Еще до окончания работы международной комиссии Иран признал свою вину в сбивании украинского самолета. Но настаиваем на полном признании вины. Мы ожидаем от Ирана заверений в готовности к полному и открытому расследованию, привлечении виновных к ответственности, возвращении тел погибших, выплаты компенсаций, официальных извинений по дипломатическим каналам. Надеемся, что расследование в дальнейшем будет происходить без искусственных задержек и препятствий. Наши 45 специалистов должны получить полный доступ и взаимодействие для установления справедливости».

Жесткий тон Зеленского можно было бы счесть уместным, если бы не собственный украинский опыт в аналогичной ситуации. Если у властей Ирана, как военных, так и гражданских, хватило мужества открыто признать ответственность, то официальный Киев не пошел на такой шаг после гибели российского Ту-154 над Черным морем в 2001 году.

Как Украина уничтожила российский самолет

Утром 4 октября 2001 года из Международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в Израиле вылетел Ту-154М с бортовым номером RA-85693. Самолет, принадлежавший российской авиакомпании «Сибирь», выполнял рейс SBI 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. На его борту находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

В 13:45 мск самолет, находившийся на высоте 11 000 метров примерно в 200 километрах юго-западнее Сочи, исчез с экранов радаров. Практически сразу диспетчеры получили сообщение от находящегося в том же районе Ан-24 авиакомпании Armavia. Летчик доложил, что наблюдал на более высоком эшелоне яркую вспышку.

Поисковыми службами на поверхности Черного моря были найден обломки Ту-154 и тела погибших людей. При этом большая часть конструкций самолета, а также останков погибших ушла на дно.

Вскоре американские СМИ со ссылкой на источники в спецслужбах сообщили: российский лайнер, очевидно, был сбит ракетой украинского комплекса ПВО С-200, запущенной во время военных учений. Первоначально российская сторона, опираясь на информацию, полученную из Киева, подобную возможность отрицала.

«Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно... В любом случае, нет оснований не доверять украинской стороне», — заявил в день катастрофы президент России Владимир Путин.

«Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию»

Однако уже 5 октября премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что версия о попадании ракеты в самолёт «имеет право на существование».

Вместе с российскими специалистами работали и израильские эксперты. Особое внимание привлекли данные, записанные магнитофоном центра автоматизированного управления воздушным движением «Стрела».

В 13:45 магнитофон зафиксировал сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В течение последующих секунд кнопку внешней связи нажимали еще несколько раз, благодаря чему были зафиксированы шум и крики на борту. Удалось разобрать и фразу «Куда попала?!», которую прокричал кто-то из пилотов.

9 октября представитель комиссии по расследованию катастрофы заявил: анализ пробоин в фюзеляже показал, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200 «земля-воздух», так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса.

Реакция официального Киева в ситуации, когда сомнений в виновности украинских военных практически не осталось, была неожиданной.

Президент Украины Леонид Кучма заявил: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе... мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».

Киев заплатил, но вину не признал

Несмотря ни на что, официальная Москва решила, что Киеву нужно позволить сохранить лицо.

26 декабря 2003 года Россия и Украина подписали договор «Об урегулировании претензий», согласно которому для выплаты родственникам погибших российских пассажиров было перечислено 7,8 миллионов долларов. Аналогичный договор Украина подписала и с Израилем, которому было выплачено 7,5 миллионов долларов.

Выплата компенсаций осуществлялась ex gratia, то есть без признания юридической ответственности. Таким образом, Израиль и Россия согласились на то, что Украина сохранит лицо, не признав вины за уничтожение Ту-154 официально.

В сентябре 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны.

Последующие иски родственников погибших, а также авиакомпании «Сибирь» к Украине были отклонены.

В 2008 году украинские эксперты по заказу Минобороны Украины провели исследование, по итогам которого было заявлено, что комплекс С-200 не мог сбить Ту-154. Эксперты не исключили, что источник поражения самолёта мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолёта» и его внешней оболочкой.

А позднее украинские СМИ и вовсе стали публиковать «сенсационные расследования» — Ту-154 якобы сбили не украинские, а российские военные.

Так, может быть, Зеленскому и украинскому генералитету самое время покаяться за трагедию 2001 года? Тогда Киев мог бы с чистой совестью призывать Иран к ответу.

А иначе президент Роухани может ответить Украине цитатой из Леонида Кучмы: «Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба».

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах