aif.ru counter

Эпоха советской Античности? 20 лет назад Россия стала суверенной

Россия в этом году отмечает 20-летие независимости. По просьбе «АиФ» известные писатели, журналисты и музыкант рассуждают на тему:...

«Чёрная дыра»

Леонид Парфёнов, тележурналист: «Советское прошлое оказалось матрицей, на которую наложилась российская жизнь. Но суть множества явлений осталась прежней. В массе своей россияне по-советски получают образование, лечатся в больницах, служат в армии (или «косят» от неё), выбирают власть, продают углеводороды, получают пенсии, грозят загранице, поют гимн и много чего ещё. Конечно, страна не буквально повторяет СССР. Благодаря рыночной экономике нет товарного дефицита. И это - главное отличие. Но и в дореволюционную Россию, «которую мы потеряли», РФ не вернулась. Мы какое-то третье государство, послесоветская Россия. И ещё надо подумать, какое из двух слов в этом понятии определяющее».

Юрий Шевчук, музыкант: «Россия - это не географическое понятие, а чёрная дыра, где гуляют по кругу все времена и все эпохи: в мозгах, экономике, человеческих отношениях. Если вы отъедете от Москвы, то обнаружите не только Советский Союз, но и тысячелетний феодализм. Есть в России и тёмное Средневековье, а где-то на Рублёвке уже эпоха Возрождения. Поскольку мы находимся между Азией и Европой, то власть в России всегда бродила между двух концепций - западной и восточной. С одной стороны, мы привыкли к жёсткому администрированию. С другой - у нас мало людей, способных правильно распорядиться свободой. Я понимаю опасения нашей власти: если выпустить джинна свободы на волю, как в 91-м, в стране вообще всё может рухнуть.

После беседы с Путиным я получил много писем, в которых люди пишут о том, что мы находимся в окружении врагов. Это глубоко сидит в ментальности наших людей - кругом видеть заговоры и недругов. «Несогласные» - враги, ближайшие соседи - враги, а настоящие недоброжелатели - это те, кто обворовывает страну или качает газ и нефть, набивая свои карманы. К сожалению, от Советского Союза мы взяли самые неприятные вещи: сырьевую экономику и авторитаризм в образе одной партии. В результате этого, кстати, СССР и рухнул. Если брать эти две константы, то у нас и сегодня Советский Союз».

 Михаил Веллер, писатель: «Я боюсь, что «совковая» ментальность коренится не в историческом наследии Советского Союза, а в неких генетических особенностях народа, которые на социальном уровне проявляются так, что, какое бы государство мы ни строили, нам в нём всё равно плохо живётся. Как писал некогда О. Генри: то, что внутри нас, заставляет выбирать наши дороги. Поэтому не столько советская власть сформировала наших людей, сколько внутренние качества людей эту советскую власть сформировали.

Но вот что неприятно поражает: люди, которые родились на излёте советской власти или даже после неё,  в последние годы вдруг стали проявлять черты, до боли знакомые старшему поколению по проклятым советским временам. Чиновное хамство мельчайших функционеров по отношению к посетителям, абсолютное наплевательство государства на рядового человека, возможность устроить любые дела или решить любые вопросы, если тебе это позволяют связи, административный ресурс и деньги. Всё это словно возродилось».

«Великий скачок»

Владимир Соловьёв, телеведущий: «Я часто наблюдаю признаки советской действительности, потому что не изменилось главное: образ мышления. Мы просто привыкли считать, что как коммунистическое прошлое, так и нынешнее настоящее - это довольно привнесённые явления. Коммунизм нам занесли, как вирус из Европы, посредством учения Маркса, а нынешняя эпоха реформ - влияние Запада. Это далеко от истины. На самом деле за всем этим стоим мы - российский народ со своим специфическим пониманием своего места в истории и формы организации.

Казалось бы, откуда могли появиться «Наши»? Они ведь даже не помнят комсомол. Ан нет, эта поросль напоминает комсомол со всеми плюсами и минусами. На новом историческом витке мы видим те же привычные формы организации людей. Это что-то неизбывное. За любым искусственным образованием стоят естественные причины его возникновения.

Мы люди с общим историческим прошлым, но лишённые фамильных историй. Мы один из редких народов, существующих на Земле, который до сих пор зачастую не знает не только где могилы их прадедов и прабабушек, но даже кем они были. У нас нет даже одного поколения, которое в течение последних 100 лет завещало что-то своим детям - дело, дом, земельные угодья. Поэтому не верим, что завтра наступит. И живём сегодня и быстро, гуляем на полную катушку и тратим всё, что есть. Читаешь классиков ХIХ века и понимаешь, что у них было всё то же самое.

При этом Россия всегда находится в одном и том же положении - в предвкушении великого будущего и гигантского скачка».

Артемий Троицкий, критик: «Атрибутов пресловутого «совка» в нашей сегодняшней жизни очень много. Думаю, что Парфёнов, сказав, что «мы живём в эпоху советской Античности», имел в виду как раз такие относительно милые вещи, будь то советская эстрадная песня или всяческие рецидивы советской архитектуры, которую очень любит мэр Лужков. По крайней мере, это вещи относительно безвредные. На мой взгляд, гораздо хуже то, что наша политическая система, наша судебная власть, я уже не говорю о ментовском и вообще силовом беспределе, - всё это досталось нам в наследство даже не от более-менее уставшего «совка» брежневского типа, а ещё со времён Иосифа Сталина. Сталин тоже не был первым, кто придумал зверскую систему подавления личности. Были у нас раньше и злые цари, и подлые бояре, и тайный сыск, и опричники, и всё такое прочее. Я считаю, что это дурная наследственность нашей части суши. Но как с этим бороться, лично я не знаю».

 

Александр Проханов, писатель: «На самом деле мы живём в глубинно антисоветскую эпоху. В эпоху реализации гитлеровского плана «Барбаросса», по которому уничтожается советский строй, территория многонационального государства, социалистический принцип распределения материальных благ и организации экономики. Уничтожается советская национальная военно-промышленная и любая другая индустрия. Нивелируется мессианство советского народа, который был задуман как народ будущего, как народ, альтернативный всем остальным народам мира. Из мирового авангарда русские превратились в периферийный, жалкий, умирающий вид. Поэтому наша эпоха предельно антисоветская. А внешние признаки, которые иногда просачиваются в нашу жизнь, как, например, изображение Сталина на майках каких-нибудь потных пидера...тов, это не более чем эпатаж».

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (19)
  1. Леонид Парфёнов, тележурналист: «..Но и в дореволюционную Россию, «которую мы потеряли», РФ не вернулась..." ----------------------------------------- Г-н Парфенов, неужели вы ничего не знаете о том, как жили рабочие и крестьяне в дореволюционной России? Ей-богу, мои прадеды в гробах переворачиваются, жалея нас "потерявшихся". Как же им нас не жалеть, ведь известно, что все горе от ума. А при царе-батюшке 80% российского населения было неграмотным, и работали рабочие по 14-16 часов в сутки без разных там облегчающих их труд механизмов.. Вечером чумазые работяги возвращались в бараки и падали от усталости замертво. И в этом был огромный плюс, им некогда было читать книги и умнеть. Кстати, г-н журналист, знаете ли вы о том, что в «потерянной» вами России провинившихся крестьян пороли вплоть до 1903 г.? Не по этим ли «родным обычаям старины» вы грустите? Г-н Парфенов, вы известный журналист, займитесь возвращением "потерянной" России. Всего-то и делов, писать статьи, в которых вы начнете рассказывать о преимуществе государственного устройства монархической России, при котором 80% населения живут как полуголодные рабы, а богатая просвещенная верхушка живет в особняках, держит прислугу, прекрасно питается, учит детей заграницей, отдыхает на лучших средиземноморских курортах... Ох, пардон, ошибочка вышла. Кажется, я описываю современную жизнь российских нуворишей. Г-н Парфенов, все отменяется. Пишите гимны "найденной" России. Кстати, г-н Парфенов, вам приходилось читать статью Л.Н.Толстого "О голоде"? Мне кажется, порядочный человек, прочитав подобное достоверное описание ужасающе бедной жизни русского народа в дореволюционной России («Всегда и в урожайные годы бабы ходили и ходят по лесам украдкой, под угрозами побоев или острога, таскать топливо, чтобы согреть своих холодных детей, и собирали и собирают от бедняков кусочки, чтобы прокормить своих заброшенных, умирающих без пищи детей. Всегда это было! И причиной этого не один нынешний неурожайный год, только нынешний год все это ярче выступает перед нами, как старая картина, покрытая лаком. Мы среди этого живем!»), никогда бы не написал с таким сожалением о дореволюционном потерянном «рае».
  2. "Между людьми нашего общества и народом нет никакой любви и не может быть. Между людьми нашего общества — чистыми господами в крахмаленных рубашках, чиновниками, помещиками, коммерсантами, офицерами, учеными, художниками и мужиками нет никакой другой связи, кроме той, что мужики, работники, hands, как это выражают англичане, нужны нам, чтобы работать на нас. Зачем скрывать то, что мы все знаем, что между нами, господами, и мужиками лежит пропасть? Есть господа и мужики, черный народ. Одни уважаемы, другие презираемы, и между теми и другими нет соединения. Господа никогда не женятся на мужичках, не выдают за мужиков своих дочерей, господа не общаются как знакомые с мужиками, не едят вместе, не сидят даже рядом; господа говорят рабочим ты, рабочие говорят господам вы. Одних пускают в чистые места и вперед в соборы, других не пускают и толкают в шею; одних секут, других не секут. Это две различные касты.. Но наша связь с народом так непосредственна, так очевидно то, что наше богатство обусловливается его бедностью, или его бедность нашим богатством, что нам нельзя не видеть, отчего он беден и голоден. А зная, отчего он голоден, нам очень легко найти средство насытить его. Средство одно: не объедать его. Неужели надо искать эти midi
  3. "Разве может не быть голоден народ, который в тех условиях, в которых он живет, то есть при тех податях, при том малоземелье, при той заброшенности и одичании, в котором его держат, должен производить всю ту страшную работу, результаты которой поглощают столицы, города и деревенские центры жизни богатых людей? Все эти дворцы, театры, музеи, вся эта утварь, все эти богатства,— все это выработано этим самым голодающим народом, который делает все эти ненужные для него дела только потому, что он этим кормится, т. е. всегда этой вынужденной работой спасает себя от постоянно висящей над ним голодной смерти. Таково его положение всегда. Нынешний год только вследствие неурожая показал, что струна слишком натянута. Народ всегда держится нами впроголодь. Это наше средство, чтобы заставлять его на нас работать..» Л.Толстой «О голоде».
  4. избиратели
    |
    07:49
    16.06.2010
    0
    +
    -
    12 июня это день не зависимости России от здравого смысла!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что изменится в ЕГЭ в 2020 году?
  2. Что известно о фильме «Матрица 4»?
  3. Кто такая Александра Назарова?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ