Примерное время чтения: 12 минут
5944

Выступление Лаврова в тезисах. Ключевые направления внешней политики России

Сергей Лавров.
Сергей Лавров. Reuters

Министр иностранных дел Сергей Лавров выступил перед депутатами Госдумы и ответил на их вопросы в рамках «правительственного часа». Речь шла и о позиции России в мировой политике и, конечно, об украинском кризисе и конфликте на Донбассе.

Не надо делать нас крайними

В течение последних нескольких дней со стороны официального Киева поступили сразу два знаковых предложения. Во-первых, премьер-министр Украины Арсений Яценюк предложил провести двухстороннюю встречу между представителями Москвы и Киева на нейтральной территории с целью урегулирования украинского кризиса.

Однако у Москвы есть своё видение способов урегулирования конфликта, и оно тоже подразумевает двухстороннюю встречу, но между непосредственными сторонами противостояния — Киевом и самопровозглашёнными республиками, так как именно они были главными подписантами минского протокола. Привлечение же России к переговорам в такой роли, равно как и откладывание проведения конституционной реформы на Украине, по мнению российского МИД, делается для того, чтобы исключить ДНР и ЛНР из числа участников переговорного процесса и заставить Запад добиваться согласия России выступить в качестве стороны конфликта. Такие попытки Киева Лавров назвал контрпродуктивными и провокационными, не имеющими шансов на успех.

«В качестве ближайшего шага предлагаем наладить устойчивые контакты между Киевом и представителями Донбасса в целях выхода на взаимоприемлемые договорённости. Запад должен стимулировать этот процесс, а не стремиться безоглядно поддерживать всё, что делает партия войны в Киеве, закрывая глаза на вопиющие нарушения прав человека, откровенные беззакония и военные преступления», — сказал Лавров. Попытки же «свалить вину» за украинский кризис на Россию министр назвал бесперспективными.

«Правда о происходящем пробивает себе путь даже в ангажированных западных СМИ. Не получается спрятаться и за противоправными односторонними санкциями, которые лишь подрывают усилия по стабилизации мировой экономики и ни на йоту не приближают решение украинского кризиса», — подчеркнул министр.

Он выразил надежду на то, что окончательное формирование линий разъединения, которое должно завершиться в ближайшее время, позволит начать отвод тяжёлых вооружений на согласованные дистанции и развернуть работу представителей ОБСЕ между враждующими территориями. «Это позволит установить действительно устойчивый режим прекращения огня», — уверен Лавров.

Хотя министр и считает, что большинство достигнутых с начала года договорённостей не выполняется, он всё же уверен, что возврат к исполнению минских соглашений необходим.

«Очень важно, чтобы эти договорённости были согласованы Киевом и ополченцами. И основные внешние игроки, включая Россию, ЕС, ОБСЕ, США, Совет Европы поддержали их», — заключил глава МИД.

Говоря о месте России в украинском конфликте, Лавров напомнил, что Украина была и остаётся братской страной. «Разумеется, Россия не могла и не может безучастно наблюдать за происходящим в соседней братской стране. Как отметил недавно в интервью немецкому еженедельнику «Шпигель» бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, цитирую: "Украина всегда имела особое значение для России, и не понять этого было фатальной ошибкой", конец цитаты», — объяснил Лавров позицию России.

Он также высказал сожаление, что после распада СССР Украине уделялось недостаточное внимание, а права русских можно было отстаивать и активнее. «Но никому и в голову, откровенно говоря, не могло прийти, что возобладают радикалы и неонацисты на украинской политической арене», — сказал Лавров. Он указал и на тот факт, что западные НПО, работавшие на Украине, «которые взращивались западными коллегами», получали отличное финансирование. Во время же переворота именно пророссийски настроенная общественность оказалась под ударом, а пророссийские политики подверглись политическим «зачисткам».

Не задушат, так убьют

Во-вторых, на этой неделе было заявлено об отказе от дальнейшего социально-экономического обеспечения в мятежных регионах. Эту тему затронули уже депутаты. Так, член фракции ЛДПР Алексей Диденко заявил, что помимо «античеловеческого» характера у такой меры киевских властей есть и другая сторона. «Не кажется ли вам, что односторонний отказ от своих обязательств центральной киевской властью является небольшим шагом на пути признания особой публичной правовой субъектности ЛНР и ДНР?», — обратился парламентарий к министру.

Глава ведомства в ответ высказал мнение о том, что социально-экономическое давление на Новороссию, к сожалению, может являться предвестником готовящегося наступления на Донбасс. «Само по себе решение лишить пенсионеров пенсий, тех, кому положены социальные выплаты, лишить этих пособий, уже создаёт для людей трагедию и усугубляет их и без того тяжёлое положение. Но есть и такая школа мысли, что за этим указом стоят не только и не столько, может быть, стремление экономически и социально задушить этот регион, но подготовить почву для очередного военного вторжения и для очередной попытки силовым путём эту проблему решить», — сказал Лавров.

«Торпедированные» договорённости

Украинский кризис стал следствием проводившейся западными государствами в течение последней четверти века политики укрепления собственной безопасности в ущерб безопасности других, расширения контролируемого ими геополитического пространства, считает Лавров. По его словам, это проявлялось «в волнах последовательного расширения НАТО» вопреки дававшимся на высшем уровне заверениям и в нарушении торжественных деклараций о формировании системы равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике.

«При поддержке США и ряда европейских государств на Украине был совершён антиконституционный вооружённый переворот: национал-радикалы поставили страну на грань раскола, столкнули её в гражданскую войну. При этом шансы на деэскалацию конфликта раз за разом торпедировались западными партнёрами, имея в виду и Соглашение об урегулировании кризиса, подписанное 21 февраля украинскими властями и министрами иностранных дел трёх европейских государств, которое было предано забвению уже через несколько часов.

До сих пор не реализуются и ключевые положения Женевского заявления от 17 апреля, где зафиксировано обязательство украинских властей срочно приступить к конституционной реформе с участием всех регионов и всех политических сил Украины», — сказал глава российского внешнеполитического ведомства.

Лавров напомнил, что, согласно коалиционному соглашению, которое распространил «Блок Петра Порошенко», конституционная реформа как некий общенациональный диалог не задумана. «Она будет ограничена стенами Верховной Рады с участием администрации президента, аппарата правительства и неких экспертов конституционного права. Вовлечение всех регионов и всех политических сил вообще не упоминается, а это было обязательство Киева ещё с апреля», — подчеркнул он.

Россия в глобальной политике

«Мир становится всё менее безопасным, менее предсказуемым, а риски повсеместно возрастают», — начал своё выступление Лавров.

«Очевидно, что международные отношения переживают переходный период, связанный с объективным процессом формирования нового полицентричного мироустройства. На наших глазах возникает принципиально иная картина мира, это непростой процесс. Смена эпох, как правило, сопровождается если не глобальными столкновениями, то цепочкой интенсивных конфликтов локального характера. Усиливается конкуренция во всех сферах, включая модели социально-экономического развития и ценностные ориентиры. В этих условиях перед нами стоит задача поистине исторического масштаба, её сложность нельзя недооценивать», — заявил глава российского МИД.

По его мнению, проводимая Россией независимая политика на сегодняшний день становится всё более востребованной в мире, привлекает широкий круг партнёров в Азии, Африке, Латинской Америке и в Европе. «Россия последовательно выступает за интеграцию, позитивную повестку дня, направленную не на разъединение, а на развитие связей между государствами. К сожалению, этот конструктивный курс наталкивается на продолжающиеся попытки США и их союзников разделять и властвовать, продавливать односторонние подходы, перекраивать мир под свои конъюнктурные замыслы», — посетовал Лавров.

Депутат от КПРФ Вячеслав Тетекин заявил, обращаясь к министру, что западные разговоры о международной изоляции России — это «высокомерная чушь», ибо «мир гораздо шире США и трёх десятков их сторонников».

Не того врага надо бояться

За время своего выступления Лавров неоднократно коснулся темы террористической угрозы и конфликтов на Ближнем Востоке.

«Вызывает удивление недальновидность решений США и Евросоюза о замораживании механизмов сотрудничества с Россией, и в том числе механизмов, которые позволяли консолидировать подходы в борьбе с общими для всех нас угрозами терроризма, наркотрафика, организованной преступности. Мы не можем понять, что это: попытка какого-то нового самоутверждения, инерция имперского мышления, неспособность адекватно воспринимать современные реалии, которые уже не позволяют вертикально структурировать человечество под западные подходы? Мы, конечно же, признаём, что разногласия имеются, многие из них носят объективный характер, отражают реальные несовпадения законных интересов, но мы готовы сближать позиции, искать компромиссы», — заявил Лавров.

Позже он добавил, что производство героина в десятки раз увеличилось за время пребывания коалиционных сил во главе с США на территории Афганистана.

Он напомнил, что Россия со своей стороны продолжает оказывать поддержку правительствам Ирака, Сирии и других стран Ближневосточного региона с целью повышения их боеготовности и противостояния экстремистам. Российское внешнеполитическое ведомство предложило Совбезу ООН провести комплексный анализ угроз на Ближнем Востоке и в Африке «во всей их совокупности» для выработки коллективной стратегии предотвращения окончательной дестабилизации ситуации в этом регионе. Кроме того, Россия выступила автором тех подходов по решению «ядерной проблемы» Ирана, которые легли в основу способов урегулирования, обсуждаемых на переговорах «шестёрки».

Министр обратил внимание на то, что Африка — это ещё и богатейший регион, на который обращает внимание российский бизнес и где запускаются крупные совместные проекты (горнорудный комбинат в Зимбабве).

Говоря о внешней политике США, Лавров заявил, что «эмиссары США ездят по всему миру» и нет ни одного правительства, куда бы они не пришли и не потребовали «с разной степенью напористости» поддержать санкции против РФ. «В подавляющем большинстве случаев эти трюки не проходят, но сам факт, что великая держава занимается подобным делом, бегая по всему миру и заставляя всех следовать своему курсу, по-моему, говорит о том, что, в общем-то… Мне было бы стыдно этим заниматься, так я скажу», — сказал Лавров.

В свою очередь, глава комитета по международным делам Алексей Пушков обвинил США в том, что именно благодаря стараниям американских политиков мир погружается в хаос. «Фактически Соединённые Штаты пытаются использовать кризис на Украине в качестве инструмента искусственной поддержки шатающейся однополярности и консолидировать на этой основе всю систему своих союзов. Интересы самой Украины и её народа для авторов такой политики несущественны, гибель 4 тысяч человек, сотни тысяч беженцев их совершенно не волнуют», — сказал Пушков.

Восточный вопрос

Лавров назвал «национальным приоритетом» развитие восточных территорий. Работа МИД в 2015 году будет тесно связана с представительством России в БРИКС и ШОС, саммиты которых пройдут в Уфе. Именно тогда планируется рассмотреть заявки Индии и Пакистана на вступление в ШОС. Ещё 6 государств, включая Иран, по словам Лаврова, «на очереди».

Кроме того, в начале ноября состоялась пятая встреча глав России и Китая. «Развитие событий в мире наглядно демонстрирует, что связка Москва-Пекин является одним из ключевых факторов сохранения стабильности безопасности на планете, становления устойчивого многополярного мироустройства», — подчеркнул Лавров. Он напомнил и об углублении связей России с Индией, Вьетнамом, Монголией и другими представителями Азиатско-Тихоокеанского региона. По словам министра, восточный вектор российской внешней политики «придаёт больше устойчивости позициям страны в мире».

Одно из направлений деятельности России в рамках ШОС, в частности, касается антитеррористических программ и борьбы с наркоиндустрией, «за счёт которой в основном и финансируются многие террористические организации».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах