Примерное время чтения: 6 минут
245

Тепло, вода и медные трубы. Что делать, чтобы люди не бежали из моногородов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Чаепитие: с сахаром или без? 04/03/2020

Моногорода – наследие эпохи индустриализации. Вся жизнь в них тесно связана с каким-то одним градо­образующим предприятием или группой интегрированных между собой производств. Как живётся людям в уральских моногородах?

Представитель президента в УрФО Николай Цуканов побывал в Карабаше – моногороде ­Челябинской области. Он осмот­рел социальные учреждения, побывал на градообразующем предприятии, а потом провёл совещание по вопросам развития моногородов Урала.

Где живёт треть населения?

По результатам соцопросов прошлого года, 24% жителей моногородов России готовы сменить место жительства, если социально-экономиче­ские проблемы территории не будут решаться. За последние 5 лет численность населения в таких городах сократилась на 50 тыс. человек. Как правило, уезжают молодые люди, лучшие профессиональные кадры. Основная причина – недовольство состоянием медицины, социальной сферы, городской среды, качеством оказания жилищно-коммунальных услуг.

Уральский федеральный округ, наверное, самый «густонаселённый» моногородами. Здесь их 37, и проживает в них 20% населения округа, т. е. 2,5 млн человек. На экономику этих городов приходится четверть инвестиций в основной капитал УрФО. Таким образом, вопросы их социально-экономического развития для Урала одни из приоритетных.

В Челябинской области таких городов 16, и 1,1 млн жителей региона (30% населения) живёт в них. Отсюда отправляется половина производимой в области продукции.

Для Карабаша градообразующее предприятие – медеплавильный завод «Карабашмедь» «Русской медной компании» (РМК). Вместе с полпредом в город приехали губернатор Челябинской области Алексей Текслер, председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин, руководители региональных министерств и ведомств.

Кстати
С 2004 г. РМК направила на модернизацию и повышение экологической безопасности «Карабашмеди» 22 млрд руб. От старого завода практически ничего не осталось: печь построена по австралийской технологии, миксер и конверторы с газоочистными сооружениями – по финским, в сернокислотном цехе установлено европейское и китайское оборудование.

Модернизация завершена, и теперь это самое крупное на Урале предприятие по производству черновой меди. Его мощность – 170 тыс. тонн в год. Сейчас идёт работа над расширением производства – до 230 тыс. тонн черновой меди в год.

В 2020 г. на развитие производства «Карабашмедь» направят 5 млрд руб. – на 55% больше, чем в 2019-м.

Откуда деньги?

Перед совещанием представительные гости осмотрели медеплавильное производство, побывали в городской больнице, физкультурно-оздоровительном комплексе завода, где бесплатно занимаются не ­только сотрудники предприятия, но и все остальные жители. Заехали и в детский сад, реконструированный на сред­ства РМК, а также ознакомились с планами благоустройства территории города, ходом строительства первого современного торгово-развлекательного центра – его также возводит компания.

С 2010 г. на развитие социальной инфраструктуры и реализацию благотворительных программ в Карабаше РМК направила 1,5 млрд руб. Ещё 800 млн планируется вложить в течение ­2020–2022 гг., по словам президента компании Всеволода Левина. На эти деньги построят бассейн, современный жилой квартал и газовую котельную. Кроме того, будет реконструирован уже третий дет­ский сад.

«Мы видим яркий пример социальной ответственности бизнеса, – поделился впечатлениями от увиденного полпред Николай Цуканов. – Но бизнес не может полностью взять на себя затраты, необходимые для развития городов. Каждый рубль, который выделяется как бизнесом, так и регионом, должен привлекать и дополнительные деньги, в том числе из федеральных программ».

Фото: Пресс-служба РМК

Он рассказал, что Минэкономразвития РФ до 2024 г. планирует увеличить объём финансовой поддержки моногородов до 70 млрд руб. И те средства, которые получат города УрФО, должны быть израсходованы с умом. Сохранение кадрового потенциала действующих производств и привлечение новых инвесторов в моногорода – задача государственной важности. А инвестиционную привлекательность формируют в первую очередь развитая инфраструктура и отсутствие социальных проблем.

«У нас в области 16 моногородов, и мы работаем индивидуально с каждым градообразующим предприятием, – сообщил в связи с этим глава региона Алексей Текслер. – Обращаем внимание на социальную сферу, на то, чем живут граждане этих городов. По каждому нашему моногороду разработали программу развития».

Для решения проблем моногородов, по его словам, правительство Челябинской области привлекает ресурсы, выделяемые в рамках нацпроектов. В прошлом году по этой линии моногорода Южного Урала получили 1 млрд руб. На 2020 г. запланировано 1,5 млрд руб., на 2021-й – 1,8 млрд.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Карабашу на 5 лет

За счёт федеральных и региональных средств областное правительство рассчитывает решить в Карабаше целый комплекс инфраструктурных проблем. В ходе совещания замгубернатора Челябинской области Станислав Мошаров рассказал о 5-летней программе социально-экономического развития Карабашского городского округа.

Она включает в себя ремонт городской больницы (226 млн руб.), строительство и реконструкцию двух школ (905 млн руб.) и двух детсадов (192 млн руб.), строительство нового Дома культуры (118 млн руб.), реконструкцию центральной улицы (100 млн руб.), ремонт участка транзитной дороги Кыштым – Карабаш – Миасс (281 млн руб.), возведение очистных сооружений и реконструкцию канализационно-насосных станций (582 млн руб.).

Кроме того, 1 млрд руб. в рамках федерального проекта «Чистая страна» планируется привлечь из федерации на реабилитацию объектов накопленного экологического вреда окружающей среде. Они остались в наслед­ство от бывшего Карабашского медеплавильного комбината, работавшего в советские годы, вместо которого теперь РМК построила современное производство.

«Как и все жители Карабаша, приветствуем анонсированные проекты, – прокомментировал председатель совета директоров компании Игорь Алтушкин. – Мы чув­ствуем ответ­ственность за этот город. Ещё в самом начале мы понимали, что не только модернизация завода, но и вся социальная нагрузка ляжет в первую очередь на нас. В то время у государства не было таких возможностей участвовать в жизни моногородов. Теперь они появились, и вместе нам, конечно, будет проще нести социальную нагрузку и повышать качество жизни людей».

Детский сад № 9 Карабаша. Каким он был и каким стал после реконструкции.
Детский сад № 9 Карабаша. Каким он был и каким стал после реконструкции. Фото: Пресс-служба РМК
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах