Примерное время чтения: 6 минут
4446

Разноси и наблюдай. Эксперт — о том, как можно заработать на выборах

Сюжет Выборы президента России в 2018 году

О том, на что претенденты на президентский пост тратят деньги и кто может их заработать, АиФ.ru рассказал руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

Екатерина Барова, АиФ.ru: На что кандидаты тратят такие огромные деньги: сотни миллионов рублей?

Николай Миронов: Денег на предвыборные расходы у них не так много, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, кандидаты покупают эфирное время на негосударственных каналах и печатные площади в газетах. Плюс расходы на выпуск листовок, найм людей, которые будут их разносить, аренду помещений для встреч с избирателями. Есть банальные транспортные расходы, чтобы доехать до избирателей и встретиться с ними... Сейчас модно стало ещё и в Сети рекламироваться: кандидаты делают всякие анимашки, мини-ролики, нанимают блогеров. (Известно, например, что ставку на соцсети сделал даже штаб коммунистического кандидата Павла Грудинина: там покупают более или менее раскрученные паблики в соцсети «ВКонтакте» с целью их превращения в агитационные. Специалист по продвижению в соцсетях Андрей Шербин утверждает, что кандидат от КПРФ на пиар в Сети уже потратил минимум 20 млн рублей — Прим.авт.).

Довольно большая часть расходов приходится на избирательный штаб: политтехнологов, медийщиков, дизайнеров, административный персонал и т. д. Нужны, например, юристы, потому что по ходу кампании возникает много вопросов: законная или незаконная агитация и пр. Дизайнеры, режиссеры, монтажёры и прочие узкие специалисты могут быть востребованы для изготовления печатных и видеоматериалов. 

Ещё одна статья расходов — сбор подписей. Зарплату платят не только сборщикам, но и тем, кто проверяет каждую подпись. На это всё уходит примерно 100 млн рублей. 

Доверенные лица тоже иногда могут что-то получать, хотя и неявно. К слову, об использовании средств из неофициальных источников. Это не совсем законно, но доказать что-либо в такой ситуации очень сложно. В этом «теневом» бюджете заложены зарплаты, которые платятся наличными и на порядок выше официальных. Таким образом что-то доплачивается специалистам: политологам, социологам и т. д.

— А блогеры получают из легального бюджета? Или вся агитация в Сети оплачивается налом?

— Вполне возможно официальное оформление, заключение договоров и т. д. Тут есть нюанс: если текст чисто агитационный, то его, конечно, легально оплачивают, чтобы потом не было претензий у конкурентов и ЦИК. Но тексты же бывают разные. Если пишется какой-то негатив на оппонентов или раскручиваются те вопросы и проблемы, которые затронуты в программе кандидата, без упоминания фамилии, то здесь возникает широкое поле возможностей, чтобы нанять людей не за счет официального избирательного фонда. Блогеры с именем, лидеры общественного мнения стараются прямо не работать на того или иного кандидата. Обычно это делается более или менее завуалированно: идёт сравнение кандидатов, обсуждаются какие-то пункты программ. И в таком контексте можно выгодно «подсветить» конкретного политика. 

— А на чём в этой кампании могут заработать простые люди, далекие от медиабизнеса и пр.?

— Сбор подписей уже позади, но сейчас горячая пора у тех, кто пойдет работать агитаторами. Нужны люди на раздачу листовок, те, кто разносит их по почтовым ящикам, клеит на подъезды и т. д. На роль агитаторов чаще приглашают людей среднего возраста и преимущественно женщин, а вот на пикеты и расклейку — молодежь. Кстати, школьники (до 18 лет) не могут участвовать в этой работе по закону. Пенсионеры у нас довольно бойкие, всегда востребованы, и поэтому некоторые иногда умудряются работать на два штаба. Если агитатора берут на оклад, то платят примерно 25-35 тысяч рублей в месяц. Но часто за разноску или расклейку продукции идет разовая оплата. Четких расценок нет, тут кто как договорится. Отдельно оплачиваются опросы: из расчета от 100 до 800 рублей за одну анкету. Эту работу обычно поручают студентам: они обходятся дешевле. Еще один вариант трудоустройства — это наняться на поквартирный обход избирателей. Эта технология агитации —«от двери к двери» — сейчас очень часто используется. Тут, конечно, надо уметь звонить людям в двери и рассказывать о программе своего кандидата, его достоинствах и т. д. Работа нервная, психологически тяжелая, — могут ведь и «послать» — но и оплачивают ее лучше.

— Есть ли у граждан возможность подзаработать, войдя в состав избирательной комиссии? 

— Постоянные члены комиссий назначаются на 5 лет, все составы УИК уже сформированы. Но возможность для заработка все-таки есть. Сами кандидаты назначают в УИК наблюдателей и членов комиссии с совещательным голосом. Ставки разные: от одной до двух тысяч рублей, всё зависит от кандидата и региона. За эту сумму надо будет в день выборов прийти в 7 утра, вместе с комиссией осмотреть урны для голосования, чтобы ничего не было вброшено. В течение дня нужно сидеть на участке и следить, чтобы голосование шло без нарушений закона. А после закрытия участка нужно присутствовать при подсчете голосов и подписании протокола. Аналогичная история — с территориальной избирательной комиссией. Там тоже сидят члены комиссии с совещательным голосом и наблюдатели. 

Наблюдателей всегда не хватает, здесь очень высокая текучка. Так что немного подзаработать на этом поприще вполне реально. Очень часто этим занимаются студенты, пенсионеры. На должности членов комиссии с совещательным голосом спрос меньше: у них больше полномочий, обычно берут людей более опытных. Эта работа сложнее, но и платят за неё лучше. 

— К кому из кандидатов лучше идти за заработком?

— Сейчас есть несколько штабов с хорошо развитыми партийными сетями. У них уже имеются базы контактов агитаторов, сборщиков, наблюдателей, причем многие работают не за деньги, а за идею. Но есть и кандидаты без такого багажа, у них в штабах можно найти подработку. Например, у Ксении Собчак. В ее региональных штабах, я полагаю, вакансий гораздо больше, чем у других. Павел Грудинин и Владимир Жириновский опираются на большой партийный актив, хотя, скорее всего, и там дополнительные люди для «полевой работы» потребуются. Причем, по моим данным, в ЛДПР платят щедрее. Со штабами Владимира Путина, в общем-то, всё понятно: там в работе весь актив «Единой России», региональные общественные организации. Дефицита в кадрах нет. 

— Для кого ещё есть возможности на этих выборах?

— Участковые избирательные комиссии приглашают сотрудников для сборки и разборки оборудования, оформления стендов, распространения среди избирателей приглашений на выборы, уборки, наконец. Также можно устроиться временным водителем.

А у молодежи, как я уже говорил, есть масса возможностей подзаработать в соцсетях. Платят ведь не только именитым блогерам, но и так называемым ботам: за комментарии, «разжигание» дискуссии и т. д. Думаю, молодым не стоит упускать этот шанс. Конечно, на выборах не озолотишься, но зато реально получить ценный опыт, который может пригодиться в будущем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах