Примерное время чтения: 11 минут
6215

Канал «по вызову». «Дождь» уволил журналиста за «пророссийскую» оговорку

Алексей Коростелев.
Алексей Коростелев. Кадр YouTube

В классическом советском шпионском фильме «Ошибка резидента» русский эмигрант, работающий на иностранную разведку, говорит своему сыну, тоже разведчику: «Меняются хозяева, меняются страны, и всюду мы не дома, всюду мы чужие... Как шлюхи, мы шли на содержание к одним, к другим, к третьим, не брезговали даже гестапо, а им было всем плевать на нас, на наши идеалы. Кто мы им? И кто мы теперь России?»

Это высказывание старого графа Тульева отлично описывает состояние, в котором к началу декабря 2022 года оказался признанный иноагентом в России телеканал «Дождь».

От рождения до опроса: как все начиналось

Запущенный в 2010 году «Дождь» считался чрезвычайно модным среди так называемой «продвинутой» аудитории. Да и власть не скрывала симпатий к телеканалу, представителей которого приглашали на пресс-конференции с высшими руководителями государства.

То, что «Дождь» был главным рупором протестов на Болотной, не имело для него фатальных последствий, хотя это, безусловно, усилило радикализацию отношения в обществе к ресурсу — для одних он стал «глотком свободы», для других — «вражеским голосом».

«Выстрелом в голову» для «Дождя» стал опрос, проведенный в канун 70-летия снятия блокады Ленинграда: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» Не все, правда, помнят, что появился он в программе, где были собраны практически все мифы о блокаде, включая пресловутые «ромовые бабы товарища Жданова». То есть соответствующую позицию задавал даже не сам опрос, а вся программа.

«Дождь» явно переборщил, ибо даже в либеральной среде многие сочли такое недопустимым. На фоне общественного возмущения телеканал был исключен из пакетов кабельных каналов и потерял большую часть своей аудитории, из-за чего от него отказались рекламодатели, и он лишился львиной доли рекламных доходов.

«Призывы к экстремистской деятельности и насилию в отношении граждан России»

Канал, тем не менее, продолжил свою работу, собирая деньги за счет подписки зрителей. Кроме того, «Дождь» получал зарубежное финансирование, в частности от ЕС. Гендиректор Наталья Синдеева* объясняла это так: «Они заказывают нам программы “Россия — это Европа”, которые продвигают европейские ценности. И мы рассказываем о разных проектах, которые ЕС реализует в России».

20 августа 2021 года Минюст РФ внес «Дождь» в реестр СМИ — «иностранных агентов».

Тем не менее телеканал продолжал свою работу до начала специальной военной операции. 1 марта 2022 года Генеральная прокуратура России потребовала ограничить доступ к информационным ресурсам «Дождя». В тот же день Роскомнадзор заблокировал сайт канала. Причиной решения в Генпрокуратуре назвали: «целенаправленное и систематическое размещение на этих сайтах информации с призывами к экстремистской деятельности и насилию в отношении граждан России, массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, участию в массовых публичных мероприятиях в нарушение требований действующего законодательства, а также к насильственному свержению конституционного строя».

Переезд в Ригу

Большинство журналистов «Дождя» после этого уехали за рубеж. 6 июня 2022 года гендиректор Наталья Синдеева* и главный редактор канала Тихон Дзядко* сообщили, что «Дождь» получил от национального совета по электронным СМИ Латвии европейскую лицензию на вещание. Редакция телеканала стала располагаться в Риге.

И это изначально выглядело очень странно. Из всех европейских государств либеральный «Дождь» решил разместиться не где-нибудь, а в государстве с действующим институтом «неграждан», тотальным закрытием русских школ, маршами в честь ветеранов СС, штрафами за использование русского языка и прочими «радостями жизни».

Это уже не оппозиционность, это откровенная демонстрация к готовности работать в интересах врагов твоей страны и твоего народа. Вот это то самое — «не брезговали даже гестапо».

Боссы «Дождя» не учли одного — в Латвии ныне царят настолько радикальные настроения, что даже их контент может вызвать серьезное недовольство.

«Это тот же старый русский шовинизм»

Первый громкий скандал с «Дождем» в Латвии случился в августе, когда интервью каналу на русском языке дал мэр Риги Мартиньш Стакис. Градоначальник объяснял, почему памятник советским воинам, освободившим Ригу от нацистов, нужно снести.

И хотя журналистка Екатерина Котрикадзе* была максимально предупредительна к Стакису, сам факт разговора по-русски вызвал у некоторых граждан Латвии недовольство. Некоторые посчитали, что «Дождь» вообще не должен касаться латвийских тем.

Так, латвийский театральный режиссер Алвис Херманис, сам ранее работавший в России, разразился гневным постом в соцсети: «Месяц назад меня тоже порадовало, что tv.rain переехал в Латвию. Всем рекомендую посмотреть сегодняшнее интервью, в котором журналистка Котрикадзе беседует с мэром Риги. Это уже не журналистика, а жестокая политическая манипуляция, которая абсолютно не в интересах Латвии. Я уже не говорю об элементарной вежливости по отношению к стране, которая приютила их. Это уже очень опасно. Создается впечатление, что их цель — разрушить нашу страну изнутри. Возможно, они делают это неосознанно, и это тот же старый русский шовинизм. Но это не меняет результата. Я настоятельно рекомендую латвийским органам безопасности отменить все разрешения на их работу и пребывание здесь. И чем раньше, тем лучше».

За «Дождем» стали внимательно наблюдать, и вскоре последовали наказания в виде штрафов. Но это были еще цветочки.

«Надеемся, что многим военнослужащим смогли помочь»

Самый громкий скандал приключился накануне. «Дождь» освещает СВО, мягко говоря, с критической точки зрения — с удовольствием рассказывает о потерях армии, о недостатках и т. д. 1 декабря в эфире программы «Здесь и сейчас» ее ведущий Алексей Коростелев, говоря о плохой экипировке и вооружении ВС РФ, произнес следующую фразу: «Если у вас есть сведения и свидетельства о том, как проходит мобилизация, как мобилизованные служат на фронте и отправляются на передовую, и вы хотите об этом рассказать, отправляйте сообщения к нам на почту. Многие из этих историй мы публикуем и надеемся, что многим военнослужащим смогли помочь. В том числе с оснащением и элементарными условиями на фронте».

Разумеется, Коростелев не имел в виду пожелания успеха бойцам-антифашистам — такого у журналистов «Дождя» и в мыслях не бывает. Он имел в виду то, что оснащение может помочь военному выжить и чувствовать себя комфортно.

Но даже такая благожелательность к русским солдатам привела руководство «Дождя» в ужас — Коростелева уволили практически в прямом эфире. После чего боссы канала побежали каяться.

«Мы приняли решение прекратить сотрудничество с Алексеем Коростелевым»

Глава информационной службы Екатерина Котрикадзе объявила: «В эфире недопустимы формулировки, которые могут зародить сомнения в нашей позиции, поэтому мы приняли решение прекратить сотрудничество с Алексеем Коростелевым с сегодняшнего дня. Мы приносим извинения за высказывания, прозвучавшие в эфире накануне».

Далее Котрикадзе добавила: «У некоторых наших зрителей сложилось впечатление, что телеканал занимается отправкой снаряжения российской армии. Это не так. Канал этим не занимается, не занимался и не будет заниматься в дальнейшем никогда. Мы знаем, насколько двусмысленно могли звучать слова нашего коллеги. Особенно для тех, кто на себе ощутил ужасы этой чудовищной войны, особенно для украинцев».

Сам Алексей Коростелев в своем Telegram-канале так прокомментировал случившееся: «Мне бы не хотелось стать человеком, который закроет телеканал — я благодарен за все восемь лет с небольшим перерывом, что я на нем работал. И увольнению, если оно спасет телеканал и позволит моим коллегам и дальше работать, я не противлюсь и принимаю его без скрытой обиды и чего-то там еще. Отдельно. То, как это было оформлено в дневном эфире “Дождя” — не совсем соответствует реальному положению дел. Я оговорился в эфире, я готов к увольнению ради решений проблем канала (от появления украинских спикеров до административных в Латвии), но я не призывал к убийству прямо или косвенно. Я не призывал убивать или покупать средства для войны для любой армии мира. Так что виновным в преступлении против человечности себя не признаю».

«Я считаю, что “Дождь” должен уехать работать в Россию»

Впрочем, даже готовность к публичному унижению еще не гарантирует «Дождю» прощение. Глава Национального совета Латвии по СМИ Иварс Аболиньш объявил, что у канала уже два предупреждения: «За три серьезных нарушения нацсовет по СМИ может аннулировать лицензию телеканала на вещание».

А вот министр обороны Латвии Артис Пабрикс не собирается ничего ждать. Чиновник написал у себя в соцсети: «Чаша нашего терпения переполнена... Я считаю, что “Дождь” должен уехать работать в Россию, а вид на жительство должен быть аннулирован... Мне сообщили, что процесс начался».

«Дождь» оказался в такой непристойной позе, что мимо это не смогла пройти даже Ксения Собчак. Ксения Анатольевна, в свое время поработавшая на «Дожде» и даже задававшая вопросы президенту РФ на большой пресс-конференции именно как представитель этого ресурса, в своем Telegram-канале иронизирует: «С одной стороны, нам твердят про коллективную ответственность, про то, что все русские виноваты в том, что происходит с Украиной. Но с другой стороны, получается, что вина — “наша”, ответственность — “наша”, а за “нашу армию” (а работают на “Дожде” российские граждане) получите штраф и распишитесь. То есть если это не наша армия, тогда и ответственность не наша получается? Или не получается? Я запуталась, расскажите, как хорошие рукопожатные русские сейчас рассуждают, плз».

Их собственный выбор

Да, «Дождь» не щадят и не жалеют даже те, кто некогда находился с ним в одной лодке. Но в этом не виноват никто, кроме боссов канала и журналистов. Принимая «Дождь» в Латвии, никто там не собирался видеть его в качестве оппозиционного ресурса. Те, кто «ужинают» эту «девушку», желают «танцевать» ее в качестве жесткого и грубого антироссийского агитпропа. За любую оговорку, за любой выход за рамки на «Дождь» обрушивают кары.

К информационной проституции никто не испытывает уважения. Как заметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, «предателей нигде не любят».

*Внесены Минюстом России в список физических лиц, выполняющих функции иноагентов

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах