Примерное время чтения: 11 минут
15239

«Дай пирожка, люби и улыбайся». Почему все так «кисло» с туризмом в России?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Боеготовность — круглый год 17/02/2021
Георгий Зотов / АиФ

Хозяин снятой мной квартиры приезжает по первому «свистку»: решает проблему с исчезнувшим Wi-Fi и извиняется за сложности. В недорогом кафе меня обслуживает вышколенный персонал, а блюда подают такие, что пальчики оближешь. В сувенирном магазине расхваливают товары, но не обижаются, когда я ничего не покупаю. В новенькой мечети не просят снять ботинки: «Поднимайтесь вверх, там специальный балкончик для туристов, посмотрите молитвенный зал». Думаете, я за границей? Нет. Это происходит в Казани — городе, который недавно вышел на третье место в РФ по популярности у туристов после Москвы и Санкт-Петербурга. За 2019 год в Казань приехали 3 миллиона 600 тысяч гостей (!), и все они в восторге от города. А ведь ещё 15 лет назад полюбоваться казанскими проспектами прибывали лишь 200 тысяч человек ежегодно. В прошлом году ввиду эпидемии COVID-19 многие российские регионы взялись за ум, начав привлекать «внутренних» туристов. Что же им требуется сделать для такого же успеха, как в Татарстане?

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Коты, идущие на экспорт

Старо-Татарская слобода у озера Кабан прямо-таки восхищает своими разноцветными домиками и аль-Марджани — мечетью XVIII века. В одном из дворов стоит памятник казанскому коту (скульптура с весьма довольной мордой): оказывается, императрица Елизавета Петровна выписывала этих животных в Петербург из Казани как лучших мышеловов. В городе возникло множество частных музеев, посвящённых какой-либо казанской фишке: от посетителей отбоя нет, нужно записываться заранее. Тут и выставка чая, и музей социалистического быта, и дом татарской национальной сладости чак-чака. Последний проект создан супружеской парой — Дмитрием Полосиным и Равшаной Сулеймановой — и уже успел получить кучу наград, в том числе стать «Открытием года». В комнатах здания, в XIX веке принадлежавшего купцу Вафе Бигаеву, девушка в татарском одеянии покажет, как именно готовят лакомство, и угостит чаем. Казанский Кремль с постройками времён Ивана Грозного переполнен туристами даже в жуткую метель: вход туда бесплатный, люди гуляют, фотографируются. Да, Казань — реально потрясающий город, способный влюбить в себя с первого взгляда. Но всё же почему из всех регионов РФ именно у Татарстана получилось наладить туризм и заработать миллиарды рублей?

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

— Мы руководствовались примером Барселоны, — рассказывает председатель Госкомтуризма Татарстана Сергей Иванов. — Там последовательно раскручивали туризм целых 20 лет. У нас всё началось с того, что прежний президент республики Минтимер Шаймиев великолепно отреставрировал «остров-град» Свияжск и город Великий Булгар: эти объекты включены ЮНЕСКО в список достояния человечества. В 2013 году в Казани провели Универсиаду — международные соревнования студентов: воздвигли новый аэропорт, провели дороги, обновили фасады, начали строить гостиницы, хотя ранее их были единицы. Так что велосипед тут изобретать не нужно: сделайте инфраструктуру, продвигайте и рекламируйте регион, улучшайте сервис. Ведь как бывает? Человеку нравится город. Но ему дали ужасный номер в отеле, плохо покормили в кафе, ещё и нахамили где-то. И он думает: «К чёрту, больше сюда не приеду». Поэтому в Казани существуют курсы повышения сервиса для работников ресторанов и гостиниц, мы даже обучили 13 000 сотрудников МВД и МЧС, чтобы те умели общаться с навыками гостеприимства. За 2019 год Татарстан заработал на туризме 29 миллиардов (!) рублей: доходы отелей, общепита, транспорта увеличились на 50%.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Иисус приснился, велел строить»

В Свияжске — крепости, заложенной Иваном Грозным специально для взятия Казани, — всё устроено очень грамотно: и недорогой ресторанчик с вкусной русской едой, и сувенирные лавочки, и великолепные экскурсоводы. Сервис намного лучше, чем в некоторых других местах по России, где турбизнес работает в стиле «отдай свои деньги и свали». Помимо отреставрированных старинных достопримечательностей, Татарстан на ровном месте создаёт новые, как тот же Храм всех религий, построенный братьями-художниками Хановыми. Ещё в восьмидесятые Ханову-старшему приснился Иисус Христос, повелев построить комплекс. Художник воспринял сон как прямое указание. «Это арт-объект, не религиозный центр, — поясняет управляющий „храмом“ Фарид Хайруллин, проводя меня через залы, посвящённые буддизму, исламу, православию, индуизму и древнеегипетским культам. — Если к нам заходят молиться, мы разворачиваем: за дверями молитесь, пожалуйста. До эпидемии COVID-19 в будни сюда приезжали сотни посетителей, в выходные — 1-2 тысячи. Я добился, чтобы власти автобусную остановку и парковку рядом сделали». Созданный с нуля Храм всех религий — на втором месте по популярности у туристов после казанского Кремля. Между тем в Китае жители десятков деревень давно превратили их в туристические центры, построив собственные достопримечательности: к ним стали приезжать миллионы людей и тратить кучу денег. Здесь — столь же успешный вариант.

«Негатив пишут охотнее»

— Мы стараемся не концентрировать туристов в одном месте, а «распределять» их по республике, — сообщает Иванов. — Раскрутиться непросто, а туризм для нашей страны важен: он создаёт самое большое количество рабочих мест в России. Считается, что расскажи туристу, как у нас классно, — и он сразу приедет. Да если бы. Доказано: в среднем человек выбирает для отпуска 12 возможных направлений. Мы использовали все каналы продвижения Татарстана: привозили туроператоров, делали рекламу, участвовали в выставках... Рынок нужно каждый год долбить. Следует учесть: негативные отзывы в интернете люди пишут охотнее, чем хорошие. Мы стараемся, чтобы проблемы не нарастали как снежный ком: турист там столкнулся с неприятностями, потом тут, и всё, у него плохие впечатления. Учитываем даже мелкие вещи: если рядом с музеем нет туалета, строим туалет.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Опасность египетского развращения

Я спрашиваю у Сергея Иванова, какие места в России нравятся ему самому. «Увы, мы забыли про свою природу, — отвечает он. — А ведь российский Север, Сибирь, Кавказ — красотища неописуемая. Но не хватает инфраструктуры. В Норвегии у любого мало-мальски популярного городка — кафешки, дороги, парковки. Не раскрыт потенциал и лечебного туризма: кому известно про Тюменскую область, где находятся термальные источники?»

Считается, что туризм развращает местных граждан: они становятся ленивыми и смотрят на гостя как на кошелёк. Тот же Египет — отличный пример такого поведения. Но Казани (по крайней мере, пока) это не коснулось. Люди дружелюбны и относятся к приезжим великолепно: им приятно осознание того, сколько жителей мира приезжают посмотреть Татарстан. Да и для города так лучше: появились деньги на ремонт, реставрацию значимых зданий... В результате улицы выглядят как конфетка.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Я вызываю такси в аэропорт. Водитель опаздывает, просит прощения. Честно говорит: «Нас учили быть вежливыми с клиентами, едва туристы появились... Брат мой выпечку делает, ему объясняли: „Дай гостям пирожка, люби их и улыбайся“». Я изрядно поездил по России в прошлом году и видел потрясающие места. Их красоту портили обшарпанные гостиницы, сервис «у меня не десять рук» и бешеные цены. «Ничего, — говорили мне местные руководители. — Узнают о нас люди, как понаедут, наш бизнес понастроит отелей, будет сервис и конкуренция». А вот ни фига. Успех Татарстана показал: для туризма нужно сперва сделать инфраструктуру, обеспечить хорошее обслуживание, многое придётся создать с нуля. В Китае, Индии и США с внутренним туризмом дела обстоят прекрасно. А у нас до сих пор проще и дешевле улететь в Таиланд или Вьетнам, чем отдохнуть на Байкале или Камчатке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах