Примерное время чтения: 5 минут
3226

После Обамы

Только очень ленивый не попытался после 8 ноября предвосхитить внешнюю политику Соединенных Штатов. Одни с жаром выдавали собственные «хотелки» за прогноз внешнеполитического курса Дональда Трампа. Другие пытались нащупать некую систему, без устали сопоставляя все озвученное избранным президентом США в период его экстравагантных дебатов. Есть и те, кто начинает рассуждать, опираясь на разнообразные теории, включая небезызвестную теорию заговора.

Ясно одно — мир после 44-го президента Барака Обамы будет во многом другим. Произойдет это, думаю, не только и не столько потому, что изменится имя нового хозяина Белого дома, сколько потому, что «вся королевская рать» его предшественника настолько долго маршировала «дорогой хаоса», что мир (включая сами США) уже не мог бы пройти по этому пути тем же темпом ближайшие 4 года.

Нет, Америка еще не сойдет с военно-политического Олимпа и заокеанские политики не будут посыпать пеплом свои разноцветные головы. Да и сам Дональд Трамп вряд ли мечтает принять российское гражданство. Однако по мере того, как он вступит в должность, обновит Минфин, Госдеп, Пентагон, разведку, послов и т.д. изменения не могут не начаться. В том числе, коснутся они и знакомых нам сфер. 

К тому времени, надеюсь, уже многое в мире начнет меняться не столько из-за действий собственно администрации Трампа, сколько из-за отсутствия деструктивной деятельности покидающей Белый дом администрации Обамы, хотя заложенная этой публикой негативная инерция еще долго будет напоминать о заигравшихся неолибералах-глобалистах.

В отсутствии Обамы Порошенко и Ко вынуждены будут преданней смотреть в сторону Берлина (Лондону и Парижу теперь не до них, а от Варшавы и стран Балтии практического толку Киеву маловато). Но для фрау Меркель явно важнее настроения ее избирателей, где украинский «безвиз» на ура не проходит. В такой обстановке киевской тусовке надо либо замутить еще один Майдан или шумный штурм Донбасса, либо начинать реальный диалог с Москвой. Последнее приведет к еще одной перетасовке лиц в украинской верхушке и, в итоге, к очередному витку самостийной нестабильности. Только до Украины Западу уже былого дела не будет.

На Ближнем Востоке, при наращивании российских усилий к лету может возникнуть совсем другая военно-политическая реальность. США и Турции придется принять ее во внимание и тут, если Трамп поведет себя должным образом, возникнет возможность вернуться к серьезным переговорам по сложению антитеррористических усилий в этом измученном конфликтами регионе. Тогда же страны ЕС вполне могут с учетом новых вводных пересмотреть собственные подходы к безопасности юга Европы и начнут более конструктивно взаимодействовать с реальными силами (включая правительство Асада и Эрдогана).

С Ираном сложнее. Это государство только-только освоилось с положением страны, ослабившей свою санкционную удавку, но не оставило амбиции ключевой державы Востока. К иранцам не готовы сменить отношение ни лидеры сунитских монархий, ни вступающий в должность Трамп. Но, с другой стороны, для США при новом лидере, Иран отнюдь не единственная точка напряжения. Значит экс-бизнесмену Трампу придется вести непростые переговоры со многими (включая Москву), чтобы получить возможность действовать по отношению к Тегерану в каком-то принципиально новой ключе, либо сменить личные приоритеты.

Что касается Евросоюза, то для республиканского миллиардера там пока находятся более экономические конкуренты, чем партнеры по НАТО и «демократическим ценностям». Недаром в Брюсселе до сих пор никак не отойдут от пост-выборного шока. Тут бы ЕС очень кстати возобновить стратегическое партнерство на широких евразийских просторах, но там Евросоюзом уже столько разделительных линий создано, что быстрой перестройки может не получиться, да и в Москве за эти годы лучше поняла who is who в Брюсселе. В любом случае североатлантическое партнерство ждут при Трампе времена серьезных испытаний.

С Китаем у США также легкой дороги вперед может не получиться. Избавить США даже к следующему Рождеству от китайских товаров не выйдет ни у кого, как и избавить нынешнюю экономику мира от долларов, но начать большое перераспределение мировых рынков производства и потребления вполне возможно. Этой минуты давно ждут в странах АСЕАН и Индии, где не отказались бы потеснить бизнесменов КНР, пока те выясняют отношения с американцами. 

Если у Трампа хватит сил и средств остановить былую практику США влезать во внутренние дела суверенных стран, то это явно добавит ему возможностей в наведении мостов с самыми разнообразными правительствами и сделает более выгодным партнером в сравнении с излишне «полит-корректными» европейскими конкурентами.

Сказанное лишь один из набросков возможного хода событий. Как все сложиться практически — бог знает, но мир после Обамы внушает мне лично гораздо больше надежд на возможность создания системы в которой будет наконец услышан давний призыв России к партнерству на основе международного права и уважения наших национальных интересов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах