Примерное время чтения: 8 минут
14619

Ложка дёгтя в бочке мёда. Пора разобраться, какие патриоты нужны стране

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Кто остановит падение рубля? 20/01/2016
Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. АиФ

 Что же сказал Герман Оскарович? А сказал он вот что: «Мы проиграли конкуренцию и оказались в стане стран, которые проигрывают» (подробности о Гайдаровском форуме читайте в статье >>). В Государственной думе это заявление сочли скандальным и потребовали отправить главу Сбербанка в отставку. Между тем, кроме резкости формулировок, в словах Г. Грефа нет ничего нового. Суждения о том, что страна теряет темпы развития, проигрывает в конкуренции и опускается на уровень региональной державы, звучали и ранее из уст уважаемых экономистов и политиков. Почему же слова Г. Грефа были восприняты столь болезненно? Причин несколько.

Во-первых, они были сказаны на форуме, мнения которого очень серьёзно воспринимаются не только у нас, но и на Западе. Во-вторых, слова Г. Грефа прозвучали серьёзным контрастом (почти вызовом) тем суждениям, которые высказывал на этом же форуме глава правительства Д. Медведев. А это уже «скандал в благородном семействе». Ну и наконец, в-третьих, Г. Греф обострил диагноз болезни в тот самый момент, когда по всем канонам политики его следовало бы смягчать. Россия входит в электоральный период. В 2016 году грядут парламентские, а в 2018-м президентские выборы. Казалось бы, самое время «писать картины маслом», а не рубить зубилом по граниту.

Так кто же Герман Оскарович? Российский патриот? Или без пяти минут «пятая колонна»?

Фото: АиФ/ Андрей Дорофеев

Русский казачок

Думаю, что  без осмысления понятия «русский патриотизм» ответить на этот вопрос трудно. Особенно сегодня, когда демонстрация показного патриотизма стала чуть ли не национальной игрой и порой приобретает весьма сомнительные формы. Кое-где (пока, к счастью, в тёмных уголках России, а именно в ­Коми) чиновники в стремлении угодить начальству уже попытались сжечь книги, которые, по их мнению, «формируют в молодёжной среде искажённое восприятие истории и популяризируют чуждые россий­ской идеологии установки». В Омске местные казачки, объявившие себя патриотами, устроили аттракцион со стрельбой из лука в стенды с изображениями Обамы и Порошенко. А к какому типу патриотизма можно отнести ставшие уже привычными рекламные надписи на наших такси и част­ных авто «Вперёд, на Берлин!», «Броня крепка и танки наши быстры»? В последнее время такого рода плакаты стали появляться и на государственных автобусах и троллейбусах. Интересно, как подобные патрио­тические порывы оценивают приезжающие в Москву немецкие туристы?

Слов нет: россияне в массе своей привержены чувству патриотизма, и им не нужны навязчивые подсказки. Но проблема в том, что люди далеко не всегда понимают, а что же это такое - настоящий, цивилизованный патриотизм. Патриотические чувст­ва порой проявляются в весьма экстравагантной форме. Особенно в глубинке, где уровень политической культуры (и просто культуры) не слишком высок. Ведь для многих быть патриотом - значит превозносить всё своё и оплёвывать всё чужое. Особенно американское. Региональная пресса полна описаниями самых нелепейших ситуаций. В деревне Бреховская Ярославской области один из жителей (естественно, по пьянке) забил соседа до смерти, заподозрив его в том, что тот работает на американскую разведку. 

Грани патриотизма

Многие россияне не осознают, что патриотизм лишь тогда является настоящим, когда он проявляется не в виде хулы в адрес «врагов народа», а в созидательной, трудовой  форме. Патриотизм укрепляется не когда о нём сочиняют поэмы или читают лекции «о национальной гордости великороссов», а когда люди из своего окна видят, как улучшается их жизнь, жизнь их улицы, как крепнет страна, как открываются новые заводы, строятся хорошие дороги и дома. Когда растёт численность населения, а в детских садах и школах появляются новые места. 

Сегодня, полемизируя о патриотизме в СССР и РФ, нередко говорят о том, что советский патриотизм искусственно насаждался сталинской пропагандой. Да, пропагандистский напор был действительно серьёзным. Страна просыпалась с гимном, отходила ко сну с «Широка страна моя родная», а в промежутках были рапорты об успехах. Но Сталин, будучи прагматиком, понимал, что одними парадами и рапортами об успехах народного энтузиазма не поднимешь. Ведь солдаты-победители, вернувшиеся из Европы в Россию, слышали не только песни. Они видели разорённые города и деревни, опустевшие поля, разрушенные заводы, тысячи сирот, нищих и безутешных вдов-солдаток. И, наверное, неслучайно, проведя грандиозный Парад Победы на Красной площади в 1945 г., Сталин уже на следующий год все парады отменил. Их возобновили лишь 20 лет спустя. Это был строгий посыл и чиновничеству, и военным, и народу: хватит маршировать, пора строить, пора пахать. И действительно, послевоенный этап ускоренного восстановления народного хозяйства стал реальным драйвером развития страны и народного энтузиазма.

*   *   *

К сожалению, пафосные трактовки патриотизма носят, в сущности, исторический характер. Особого расцвета практика затушёвки проблем и выпячивания «небывалых успехов» достигла в России при Николае I. Хрестоматийным является высказывание главного николаевского «силовика» графа Бенкендорфа: «Прошедшее России удивительно, её настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение». Увы, безудержно охранительская трактовка состояния страны привела к катастрофе. Развитие России было настолько приторможено, что армия оказалась неприспособленной к современной войне. Россию ждало поражение в Крымской кампании. Царь, считавший себя патриотом и, в сущности, бывший таковым, не перенёс поражения. Смерть его (от простуды) была скоропостижной. По некоторым свидетельствам, Николай I покончил с собой.

«Дон Кихот самодержавия». Как Николай I боролся с вольнодумцами >>

К сожалению, традиции пафосного патриотизма не умирают. Подмена дела бахвальст­вом остаётся любимой игрой чиновничества и драйвером карьеры. Кто громче крикнет «ура!», тот уже и патриот и при новой должности. А между тем ложка горького дёгтя в барреле сладкой нефти была бы очень полезна. Я бы Герману Грефу памятник поставил… 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Оцените материал
Оставить комментарий (282)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах