С приближением нового года мы по традиции подводим итоги года уходящего. взвешиваем его достижения и утраты, радости и невзгоды. Подводить итоги 2022 г. трудно. Хочешь не хочешь, но на весах успехов и неудач оказываются и события на Украине, и бесконечная череда санкций, и растущее взаимное отторжение России и Запада.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
Объективных данных для оценок уходящего года явно не хватает. Картину событий мешает понять и то, что анализы политиков, социологов и СМИ (как наших, так и западных) не просто расходятся, а расходятся кардинально. Впрочем, некогда «святая вера» россиян в то, что западные «голоса» говорят правду и ничего, кроме правды, давно уже иссякла.
Составлять картину происходящего часто приходится по косвенным свидетельствам, по случайно «протекшей» наружу информации.
Правда «по крупицам»
Марку добытчиков правды «по крупицам» стараются держать социологи. В преддверии Нового года интересные замеры провёл, например, Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Тема опроса оказалась весьма необычной — «Эмоции населения по отношению к стране». В фонде не скрывают, что, начиная опрос, испытывали определённые опасения. Очень уж сложным и болезненным для всех выдался уходящий год. Не слишком ли мрачными будут оценки? Но, судя по опросу, нервы у населения оказались достаточно крепкими, эмоции — весьма сдержанными, а оценки — скорее позитивными. Гордость в отношении России испытывают 37% населения, доверие — 28%, любовь — 13%, благодарность — 13%.
Негатив, конечно, тоже есть, но его относительно немного. Стыдятся страны 4%, раздражены тем, что происходит, — 6%, не доверяют власти — 7%.
Сходные замеры, проводимые в США и в Западной Европе, показывают куда менее лестные для властей результаты. По данным исследования Всемирного экономического форума, «индекс доверия» правящей элите (с градацией от 0 до 7) в США и Великобритании составляет 4,8, во Франции — 3,6, в Чехии — 2,6, в Польше — 2,3. По сравнению с прошедшими годами этот показатель заметно снизился. Одним из самых низких индекс доверия властям оказался на Украине — 2,5. Это, впрочем, не помешало западным СМИ присвоить президенту Зеленскому звание «Человек года».
Общий знаменатель
Российские социологи не отрицают того факта, что в последние годы они стали избегать острых вопросов. Работать им сегодня заметно сложнее. Некоторым чиновникам очень хотелось бы найти с помощью социологии подтверждение тезисам о «неуклонном росте» народной любви к власти. Но мечта о «монолитном единстве», похоже, осталась лишь в песнях советских лет. Помните одну из самых навязчивых — «Партия — наш рулевой»? Звучала «из каждого утюга» каждый день...
С нами сегодня идут миллионы,
Наше единство растёт.
Мудростью партии путь озарённый
Нас к коммунизму ведёт.
Путь к коммунизму для страны, народа и партии оборвался в 1991 г. Несмотря на песенное «великое единство».
Очевидно, что в беднейших слоях населения негатива значительно больше, чем у элиты. Исследования показывают, что среди тех, кто живёт на МРОТ, несмотря на «гордость за страну», заметно нарастают разочарование, раздражение и обида. А согласно опросу одной из газет, многие россияне в этом году планируют при встрече Нового года экономить. Поменьше деликатесов — побольше селёдки под шубой.
Если же говорить о некоем «общем знаменателе» чувств, которые выявляются в ходе последних соцопросов, то это (независимо от материального и социального статуса людей) «страх перед будущим». Его испытывают и те, кого у нас называют элитой, и те, кто живёт с самой скромной потребительской корзиной. В ФОМ боящихся будущего насчитали 24% от всех опрошенных. И неудивительно, что медики говорят о резком увеличении числа людей, обращающихся к врачам за психологической консультацией.
Тревожное уточнение понятия «страх перед будущим» внесли социологи Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ). По их данным, за последний год опасения большой войны вытеснили у россиян даже такие «вечные» факторы тревоги, как падение доходов и рост цен.
* * *
Но в преддверии Нового года появляются и хорошие новости.
На днях в СМИ обсуждали забавный факт: дескать, к праздникам в России подешевела чёрная икра. И, понятно, начались споры: с чего бы это? Одни говорят, что возросло искусственное разведение осетровых, а следовательно, и производство чёрной икры. И это очень хорошо. «Жить стало лучше, жить стало веселее», — как говорил тов. Сталин.
Но есть и другая версия, почему снизились цены: дескать, главные потребители чёрной икры «подальше от греха» уехали за границу и наслаждаются теперь бутербродами с зернистой в Париже и Лондоне.
Какая версия более правдива, сказать сложно. Но если оставшиеся в России смогут теперь позволить себе за новогодним столом наряду с селёдкой под шубой хоть чайную ложечку чёрной икры, то можно будет только порадоваться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции