Примерное время чтения: 33 минуты
24276

Как бороться с дефектами речи у детей? Онлайн с логопедом

В конференции участвуют: Грузинова Татьяна Вячеславовна

Все родители с нетерпением ждут, когда их ребёнок скажет первое слово, но иногда наступление долгожданного момента затягивается. В чём могут быть причины детского молчания? Почему в одном и том же возрасте дети по-разному владеют речью? Как выявить коммуникативно-речевые расстройства и бороться с ними? Что делать, если малыш не может произносить некоторые звуки? Об этом и многом другом мы поговорили с логопедом-дефектологом, автором инновационной методики стимуляции речи не говорящих детей Татьяной Грузиновой. 

Вопрос:Татьяна Яровая 10:15 10/06/2014
Моей внучке 26 марта исполнилось 3 года. Она смышлёная девочка, но разговаривает в основном гласными звуками. Упрямства ей не занимать, поэтому повторять за нами она не хочет. Иногда у неё проскальзывают правильные слова, но она их не повторяет. Отдали её в садик, но она там постоянно болеет и чаще находится дома. Что делать? Проблемы с речью были и у старшей внучки, мы списывали на то, что она была недоношенной. А эта вынашивалась по всем правилам, разница в возрасте между ними 10,5 лет. Старшую отдавали заниматься с логопедом два раза в неделю на целый день дома. А сейчас они живут в другом городе. Сын мой начал хорошо говорить в 1.5 года .
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:24 19/06/2014
Прежде всего, нужно уточнить, разговаривает ли девочка только гласными или у неё всё-таки непроизвольно появляются в речи какие-либо согласные? Почему я обращаю на это такое пристальное внимание? Потому что в нашем языке, как и во многих других, смыслообразующую функцию несут именно согласные. Если я скажу какую-либо фразу только согласными — вы меня поймёте, если гласными — нет. Именно поэтому понимание речи человека зависит от того, насколько хорошо он выговаривает согласные буквы. С большой вероятностью проблема этой девочки — в трудностях артикуляционного праксиса, то есть управления речевым аппаратом. Нужно выяснить, все ли артикуляционные движения она умеет делать губами. Например, сможет ли она задуть свечку или выплюнуть что-то, а не вытолкнуть изо рта языком. Если эти движения у девочки не получаются — её надо им учить. Осенью у меня выйдет книга, по которой родители сами смогут заниматься с не говорящими детьми. Но, конечно же, если у малыша более серьёзная проблема — помощь специалиста всё равно понадобится.
Вопрос:Екатерина Могилев 12:03 10/06/2014
Дочке 9 лет. Не выговаривает "р" и "л", точнее плохо выговаривает. Не поздно ли обратиться к логопеду сейчас? Раньше не водила к специалисту, так как думала, что сама научится.
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:24 19/06/2014
Не поздно. Конечно, можно было бы и раньше, но и сейчас вы ещё способны изменить ситуацию.
Вопрос:Ирина Липецк 14:15 10/06/2014
Здравствуйте! Сыну 5 лет. Не выговаривает "Р", часто пропускает или ошибается "Л", "Ж", "Ш", если поправить повторит правильно. При общении путает род, число. Занимается 1 раз по пол часа в неделю с логопедом в больнице. Улучшения заметны. Плохо учит стихи. Старшая дочь 7 лет рано и хорошо начала говорить, в 2 года рассказывала стихи. Чем помочь сыну и во сколько лет отдавать в школу (д.р.в ноябре) ?
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:23 19/06/2014
В данном случае то, что мальчик не выговаривает «р» или ошибается в употреблении других звуков, — не самая серьёзная проблема. В 5 лет всё это поправимо. Но меня беспокоит, что он путает род и число. Для такого возраста это уже тревожный признак, означающий, что перед нами уже не простое нарушение, возможно, оно ближе к общему недоразвитию речи. Впрочем, не исключено, что проблема не настолько серьёзна. Некоторые дети имеют не очень хороший фономатический контроль, поэтому не акцентируются на конце слова и в результате плохо усваивают род существительных. Из-за этого у них «летят» все падежи и склонения. Что я могу посоветовать в данном случае? Конечно, посещение логопеда 1 раз в неделю по полчаса — это мало. Постановка звука — это физический навык, который нужно разрабатывать как минимум дважды в неделю.
Вопрос:Светлана, Кострома 16:50 10/06/2014
Здравствуйте! Моему сыну 3 года 2 месяца. Он не говорит. На своем языке болтает, когда в настроении. Дефектолог говорит, что он не хочет разговаривать, хотя все понимает. Мне кажется, что в жизни у него мало ярких впечатлений. Мы ходим в частный д/с, там всего 4 человека, все младше его. Скоро должны пойти в большой д/с. Мальчик с характером, если не хочет. напр., отдать игрушку, он не отдаст. Психиатр усмотрела признаки аутизма, с чем я совершенно не согласна. Мальчик любит находиться среди людей, любит танцевать. Что мне делать, как маме, чтобы пробудить у него желание говорить? Заранее спасибо.
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:23 19/06/2014
Мне это письмо показалось тревожным. Не факт, что у ребёнка есть аутизм — нередко в России этот диагноз ставят гораздо чаще, чем он действительно имеет место быть. Но могут быть другие нарушения — возможно, лёгкая задержка психического развития. Родителям однозначно следует найти хорошего специалиста-логопеда. Раз есть поведенческие трудности, я бы советовала ещё обратиться к психологу, чтобы выслушать альтернативное мнение.
Вопрос:Ольга, Самара 19:33 10/06/2014
Внучке 7 лет, не выговаривает "р" (картавит). Последний год в саду занималась с логопедом, сдвигов нет. Говорит очень много, но эта буква никак не идет у неё. Что можно сделать?
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:22 19/06/2014
Я думаю, что родителям нужно выяснить, как часто и насколько долго логопед работает с ребёнком в детском саду. Если это 2 раза в неделю по 15 минут — конечно же, этого недостаточно, и не факт, что при этом девочке целенаправленно ставили звук «р». Я бы советовала не полагаться на детский сад, а нанять логопеда самостоятельно. Занятия должны быть регулярными — 2 раза в неделю — и длиться не менее 45 минут, и перед специалистом должна быть поставлена конкретная задача — в данном случае, поставить ребёнку звук «р», автоматизировать его и ввести в речь.
Вопрос:Ирина Орел 21:14 10/06/2014
Моему сыну 23, наследственный дефект речи, можно ли исправить?
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:22 19/06/2014
Если речь идёт о нарушении звукопроизношения, можно исправить. Но здесь важно понимать, о каком именно дефекте вы говорите.
Вопрос:Тамара, гАлматы, Казахстан 12:55 11/06/2014
Внуки двойняшки, по 5,5 лет. Мальчик говорит букву "р" горлом, гортанно, а девочка вместо "р" говорит букву "в". В начале слова букву Л говорит правильно, а в середине слова - тоже вместо нее говорит "в". Подскажите, пожалуйста, можно ли позаниматься с ними дома или обязательно надо заниматься с логопедом.
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:21 19/06/2014
Конечно, родители могут почитать специальную логопедическую литературу и попробовать поставить детям звук «р» самостоятельно, но я бы всё-таки советовала обратиться к специалисту. Постановка звуков — это мастерство, которое достигается только с опытом.
Вопрос:ЕЛЕНАgr 18:31 11/06/2014
ЗДРАВСТВУЙТЕ,ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ В ПЛАНЕ КОРРЕКЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ?КОГДА ЗВ. Е ЗАМЕНЯЕТСЯ НА А?СПАСИБО.
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:21 19/06/2014
Скорее всего, здесь речь идёт о проблеме с фономатической дифференциацией твёрдых и мягких согласных, когда ребёнок, например, вместо слова «мел» говорит «мал». Это сложности слухового восприятия, и от них можно избавиться, только работая с профессионалом.
Вопрос:Константмныч 10:09 15/06/2014
Здавствуйте! Нашему сыну 4,5 года. Говорит только на своем, все просьбы жестами. Все понимает, рисует,но повторять слова не как не можем научить. Нет-нет слова проскакивают, но диалога нет. По началу списывали все на его большую активность, но после 4х лет уже пугает. Младшая дочь (1год 9 месяцев) уже пытается складывать простые фразы. Что можете посоветовать?
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:20 19/06/2014
Судя по информации, содержащейся в вопросе, можно предположить, что у мальчика алалия, и ему нужен специализированный логопед, имеющий опыт работы с такими детьми. Увы, его не так просто найти, так как не все традиционные логопеды готовы взяться за ребёнка-алалика. Я бы советовала искать алолога как можно быстрее, потому что иначе речевая задержка будет всё больше нарастать.
Вопрос:Заурбек Газдиев 12:18 15/06/2014
Моему сыну сейчас 13 лет, заговорил поздно в 5 лет,есть легкая форма аутизма. Учится успешно(закончил 6 класс), очень смышленый и толковый. Но с правильным построением предложений и окончаний до сих пор проблемы,очень часто задумывается и делает паузы перед тем как что-либо сказать.Что посоветуете? Живем в Чеченской республике, г.Грозном, со специалистами в городе проблема, особенно для такого возраста как у нас. Спасибо!
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:20 19/06/2014
Здесь нужна очень тщательная диагностика. Проблемы с падежным окончанием глаголов и существительных имеют совершенно разную природу и причины. Одна из методик развития речи у подростков — учить их рассказывать анекдоты или смешные истории. Таким образом, они стараются рассказать их как можно полнее и правильнее, ведь смысл анекдота разрушается, если что-то пропустить. Также можно предложить ему придумывать рассказы по карикатурам. Однако я не могу сказать заранее, подойдёт ли такой метод этому мальчику. Поскольку у ребёнка лёгкая форма аутизма, ему нужен специалист высокого уровня. Если его нет в вашем городе, можно попробовать связаться с хорошим логопедом по интернету — можно работать с ним в режиме видеоконференции, или (что лучше) — пусть специалист объяснит родителям, как правильно заниматься с сыном развитием речи и контролирует этот процесс.
Вопрос:Максим777 12:19 16/06/2014
Здравствуйте. Мой вопрос, возможно, немного не к месту, но всё же по вашей части. Мне 26 лет, и я не выговариваю букву "Р". Подскажите, возможно ли излечить данный дефект в таком возрасте? И, если да, то к какому врачу нужно обращаться?
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:20 19/06/2014
Да, можно. С одной стороны, взрослому человеку сложнее исправить дефекты речи, с другой — легче. Сложнее потому, что моторные схемы уже сформировались и, можно сказать, даже закостенели. Но в то же время у взрослого совершенно другой уровень произвольности, контроля и мотивации, и в каких-то моментах ему будет гораздо проще, чем ребёнку.
Вопрос:дарья_ДДД 13:00 16/06/2014
Добрый день. Моя дочка (4 года) заменяет в словах буквы к (на " т") и г( на "д"). Разницу в звучании слов, начинающихся на "к" и на "т" (например "кот" или "тот") она понимает, т.е. проблем со слухом нет. Какие упражнения нужно делать, долго ли исправляется такой деффект? Нужен ли логосад или возможна корректировка в домашних условиях? Спасибо!
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:19 19/06/2014
Я вижу несколько причин того, что девочка путает буквы, и, следовательно, несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, нужно выяснить, произносит ли ребёнок вообще звуки «к» и «г»? Может быть, у неё просто нет заднеязычных звуков, и она не может их воспроизвести, даже если правильно всё слышит. Тогда их нужно ставить — это достаточно легко, нужно просто обратиться к специалисту или попробовать самостоятельно справиться с проблемой, почитав специальную литературу. Если же девочка умеет произносить звуки «к» и «г», но всё равно заменяет их, у неё могут быть проблемы с фонематическим слухом. Родитель пишет, что она различает эти буквы в начале слова, но надо выяснить, узнаёт ли она их в конце или середине слов. Если девочка узнаёт эти буквы в любой позиции, другая возможная причина нарушений её речи — проблема с моторным контролем. Для того чтобы избавиться от неё, можно попытаться поиграть с ребёнком в специальную игру. Нужно связать в её сознании звук «к» с каким-либо жестом, например со сжиманием руки в кулачок, а «т» — с движением, совершенно отличным от него, например постукиванием ребром ладони по столу. И пытаться, чтобы она на ту или иную букву реагировала соответствующим жестом — сначала произносить их отдельно, а затем вводить слова, в которых они присутствуют. Таким образом можно помочь ребёнку улучшить моторный контроль, но этот метод работает только в случае, если девочка стопроцентно умеет произносить и узнавать эти звуки. Я бы советовала всё-таки обратиться к специалисту.
Вопрос:Анна Б 14:01 16/06/2014
Здравствуйте.Моему сыну 4 года и шесть месяцев.Он не говорит буквы л и р. С какого возраста можно посещать логопеда.
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:19 19/06/2014
Если проблема только в невыговаривании звуков «л» и «р», я бы советовала вести ребёнка к логопеду начиная с 5 лет. Почему именно с этого возраста? Потому что в 5 лет уровень произвольности совершенно иной, чем в более раннем возрасте. Если вы начнёте заниматься постановкой звуков у 4-летнего ребёнка, это займёт год, если у 5-летнего — около полугода, и при этом малышу будет гораздо легче.
Вопрос:Ольга Рендюк 15:06 16/06/2014
Здравствуйте, моему сыну 4 года 3мес. Он знает много стихов, сказок, поет, но говорит сам очень мало. Я имею ввиду, что у нас с ним нет диалога - если что-то спрошу - слово из него не вытянуть. Предложения из 2-х слов почти не строит. Может за мной слова повторить. Бывает и так что вместо ответа повторяет мной вопрос. Дело еще и в том что мы растем в двуязычной среде. Дома русский в детсаде и в обществ местах немецкий. Ходим к немецкому логопеду и на развив занятия по русскому. Все занятия 1 раз в неделю по часу. Я дома с ним тоже занимаюсь но прогресс идет ооочень медленно. Помогите советом. Это нормально? Ребенок посещает спецсад где группы по 8 человек с ними больше занимаются
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:07 19/06/2014
Это непростая ситуация. Возможно, тут небольшая проблема, а может быть, и более серьёзная. То, что с ребёнком нет диалога, и он вместо ответа повторяет за взрослым вопрос, — тревожный признак. Я бы рекомендовала показать мальчика и логопеду, и психологу. При таких симптомах есть риск лёгкого аутизма или сенсорной алалии. Делаем скидку на то, что ребёнок двуязычный, но в 4 года и 3 месяца такой проблемой действительно лучше заняться серьёзно.
Вопрос:Татьяна Г 15:23 16/06/2014
Здравствуйте, Татьяна! В 4,5 года начали с сыном занятия у логопеда (д/з сложная дислалия), отзанимались 9 месяцев, но результата нет, т.е совсем ничего не поменялось в речи. Были у стоматолога: уздечки в норме, правильный прикус. Язык подвижный - выполняет им все упражнения для языка. Как действовать дальше, может сменить логопеда или просто требуется больше времени для становления речи? Заранее спасибо!
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:07 19/06/2014
Я считаю, что автору вопроса нужно обязательно поговорить с логопедом, который занимается с ребёнком. Даже при сложной дислалии результат через 9 месяцев должен уже появиться. Другое дело, что в работе такого специалиста есть свои этапы: сначала мы ставим звуки, затем автоматизируем их и вводим в речь. Может быть, какие-то звуки уже поставлены и автоматизированы, но в речь они ещё не введены. В результате родитель не слышит их у ребёнка, и ему кажется, что никакой позитивной динамики нет, хотя она присутствует. Расспросите занимающегося с вашим ребёнком специалиста подробнее о том, чего он добился на настоящий момент — что уже сделано, что ещё планируется делать? Если логопед сам не видит изменений и перспектив, я бы посоветовала расстаться с ним.
Вопрос:Линиза 18:44 16/06/2014
Добрый день! Дочери 2 года 6 месяцев. Ребенок очень подвижный, пошла в 10 месяцев, танцует, играет с детьми охотно, дружелюбная. У нее огромный пассивный запас слов, она знает животных, показывает на картинки, времена года, атмосферные явления, бытовые предметы. Мы ее воспитываем по монтессори, она самостоятельна не по годам, убирает за собой одежду, подметает и вытирает если что-то испачкала. Но проблема - нет фразовой речи. Очень скудный активный запас слов. Мама папа баба чуть-чуть пить и еще с десять простых слов. Объясняет все на жестах и ее все понимают, нашу речь понимает, выполняет просьбы. Начинаем упражнения логопедические у нее нет терпения выполнять. Усидчивости нет, минут 3, если понравилась игра может 5-10 мин. Нам предлагает невролог пропить 1. Магний В6 (жидкий) 5 мл 2 раза в день 2. Энцефабол 2 мл 2 раза в день (утро и обед, вечером не давать) 3. Пантокальцин 250 мл - 1/2 таб 2 раза в день. Медикоментозно не хочу исправлять. Или все же стоит? Может логопедический массаж поможет? Очень жду Вашего ответа!
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:06 19/06/2014
Я не врач, поэтому медицинские назначения комментировать не имею права. Что же касается проблем, связанных с говорением, то логопедический массаж появлению фразовой речи точно не поможет. На самом деле 2 года и 6 месяцев — ещё не тот возраст, когда нужно бить тревогу и включать тяжёлую медицинскую артиллерию. Судя по информации, содержащейся в вопросе, серьёзных проблем у девочки нет — она произносит какое-то количество простых слов, в частности слово «пить», в котором присутствуют два согласных звука, и это значит, что у неё нет проблем с «переключением» с одних согласных звуков на другие. Что можно посоветовать? Прежде всего, в этом возрасте рано делать логопедические упражнения. Также мне кажется, что девочка пока что просто не открыла для себя глаголы. Скорее всего, 10 простых слов, которые она знает, — обозначения предметов. Как у ребёнка обычно происходит развитие речи? Сначала он обнаруживает, что у всех предметов есть названия, и начинает спрашивать «Что это?» про всё, что видит. Например, ребёнок запомнил, что такое юла — и вдруг мама, вертя её, комментирует: «Вертится». Так малыш начинает открывать для себя другой, более абстрактный пласт речи — глаголы, который до определённого момента был ему недоступен. Возможно, проблема этой девочки в том, что она пока ещё не освоила глагольный пласт. Я бы дала её родителям 2 задания. Первое из них — сделать своеобразное глагольное лото. Вы берёте несколько действий — например, летать, спать, есть, плыть, играть — и на каждое из них распечатываете по 4 картинки, на которых люди или животные их выполняют. Также вы находите в интернете (это нетрудно) пиктограмму, отображающую то или иное действие. И дальше вы раздаёте малышу картинки, которые он должен положить в ячейку к соответствующей пиктограмме, таким образом ребёнок учится вычленять из картинки не только субъекта, но и действие, глагол. Вторая моя гипотеза состоит в том, что у девочки пока не получается выстроить моторную схему целой фразы. В таком случае нужно проговаривать с ней те же самые стишки и песенки с недоговариванием последнего слога или целого слова (о которых я сказала выше). Эти две стратегии я рекомендовала бы попробовать, и одна другой не мешает.
AIF.RU Ведущий конференций 15:06 19/06/2014
Как помочь ребёнку увеличить активный запас слов?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:06 19/06/2014
Если ребёнку 2 года 6 месяцев, то с большой вероятностью бедность активного словаря при богатстве пассивного связана с трудностями моторного произнесения, то есть ребёнок просто ещё не очень хорошо управляет своим артикуляционным аппаратом. Пассивный словарный запас накапливается, когда с ребёнком общаются или читают ему вслух. Скорость его роста зависит от индивидуальных способностей слухоречевой памяти — у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Что касается активизации словаря, то, конечно же, ей способствует именно использование освоенных слов. Надо играть в игры, в которых ребёнок будет использовать эти слова. Я сейчас говорю о детях постарше. Если ребёнку около 4 лет, и вы хотите активизировать его словарный запас, то для этого есть прекрасная игра из нашего советского детства — «Я знаю 5 названий». Это могут быть наименования посуды, животных, способов передвижения, продуктов и т. д. Также очень хороший способ активизации словаря — рассказывать вместе с ребёнком о том, что случилось на прогулке или за день.
Вопрос:инга 79 18:51 16/06/2014
здраствуйте.. мы живем в Израиле, дома только русский язык а в садиках иврит... оба ребенка 3.9 и 2.6 хорошо говорят по русски , но старшая не слышит иногда некоторые согласные.. а младший много вставляет детский лепет (или тарабарский) между словами.. кроме этого вроде говорят хорошо только склонают пока не совсем правильно ..но это я думаю возрастное..
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:05 19/06/2014
Как я уже говорила, двуязычная среда — фактор риска для развития речевых нарушений. Нормально для двуязычия и то, что оба языка ребёнок осваивает с небольшой задержкой, которую потом скомпенсирует. Все те явления, которые волнуют автора вопроса, нормальны для детей этого возраста, находящихся в среде, где им приходится говорить на двух языках.
AIF.RU Ведущий конференций 15:05 19/06/2014
Тогда в каком возрасте у такого ребёнка задержку речи можно начинать считать проблемой?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:05 19/06/2014
В 5 лет. Насторожиться нужно, если дома постоянно говорят на русском языке, а ребёнок при этом не чувствует рода, неправильно склоняет падежи, и это не разовые ситуации, а постоянные нарушения. Также тревожные признаки, если малыш путает согласные, особенно раннего онтогенеза — такие как «м», «п», «н», «б». И обратите внимание, есть ли при этом трудности со вторым языком.
Вопрос:ЕвгенийК 21:09 16/06/2014
Здравствуйте. Дочке 2 года 7 месяцев. Говорит только мама и папа и на своем лапочет немного. При чем эти два слова начала говорить еще с года. Педиатр отправил к неврологу,невролог к логопеду. Логопед прописал пирацетам, но после курса ничего не изменилось. Ребенок все прекрасно понимает и выполняет, но говорить не хочет. Все ее ровесники уже во всю разговаривают. Что посоветуете в данной ситуации и до скольки лет считается нормой если ребенок не разговаривает?
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:02 19/06/2014
Что касается детского молчания и нежелания говорить, то, конечно, в этом вопросе всё очень индивидуально. Нужно оценивать поведение и уровень развития ребёнка в целом, поэтому заочно сказать, есть ли у этой девочки проблема или нет, я не могу. Но, судя по письму, проблемы с поведением и пониманием речи отсутствуют, к тому же она произносит слова с простой слоговой структурой без переключения согласных. Возможно, это обычная незрелость, которая через месяц – два будет преодолена, и речь запустится. Но если речь не появляется в 3 года, стоит обратиться к логопеду. Что сейчас можно сделать в домашних условиях? Во-первых, нужно проследить, произносит ли девочка какие-то другие согласные звуки непроизвольно, в игре? Если она их произносит, то с большой вероятностью серьёзных проблем нет, и вскоре она научится управлять своим артикуляционным праксисом и разговаривать. Как ещё можно ей помочь? Очень рекомендую читать стихи и петь детские песенки, не договаривая концовки. Естественно, перед этим вы не раз поёте песню или читаете стишок целиком, чтобы ребёнок их усвоил, запомнил, а затем — начинаете недоговаривать. Таким образом, вы растормаживаете его на ритмике, и, когда вы не договариваете последний слог, у малыша есть большая потребность его договорить. Наш мозг устроен таким образом, что последняя нота в музыкальной фразе всегда является устойчивой, и, если мы заканчиваем мелодию на неустойчивой ноте, он всегда будет стремиться её закончить. Очень полезны для этих целей мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, детская песенка «Далеко-далеко на лугу пасутся ко…»., где родитель будет петь в слове «далеко» только два первых слога, а ребёнок — его заканчивать.
AIF.RU Ведущий конференций 15:02 19/06/2014
Какой в идеале должна быть речь у 3-летнего ребёнка?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:03 19/06/2014
Если следовать классическим нормам, то в идеале у ребёнка уже в 2 года должна быть фразовая речь, в которой могут присутствовать лепетные слова. Но эти нормы были разработаны много лет назад, с тех пор не менялись, и, на мой взгляд, их нужно корректировать. Связано это с тем, что в современном мире преобладает зрительная информация, поэтому ребёнок поневоле начинает преимущественно пользоваться зрительной, а не слуховой модальностью, и даже у нормотипичного малыша появление речи может задержаться. Ребёнку гораздо проще обозначить вещь картинкой, а не набором звуков, поэтому он не говорит, а на всё показывает пальцем. Оградить малыша от потока визуальной информации невозможно — даже если ограничить просмотр мультиков, то от рекламы на улицах, ярких журналов и даже упаковок никуда не убежишь. Поэтому я считаю, что, учитывая сегодняшнюю ситуацию, нормы нужно менять. Но всё-таки в 3 года фразовая речь уже должна в идеале присутствовать. Это не значит, что, если ребёнок заговорил только в 3 года, у него потом возникнут какие-то серьёзные проблемы с речью. Скорее всего, он догонит своих сверстников. Но после 3 лет счёт идёт уже на месяцы, и каждый из них — серьёзное упущение. Сензитивный период развития речи у детей длится от 2 до 5 лет, и в этом возрасте устранять любые проблемы гораздо проще, чем потом.
AIF.RU Ведущий конференций 15:03 19/06/2014
Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:03 19/06/2014
В целом, есть. В силу своего генетического устройства мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. Большинство девочек более вербальны, чаще бывают ориентированы на слуховую модальность, в то время как у мальчиков преобладает зрительная. Также женщины больше склонны выражать себя через речь, чем мужчины. В связи с этим девочки раньше начинают говорить.
AIF.RU Ведущий конференций 15:03 19/06/2014
Как вести себя родителям в ситуации, когда ребёнок показывает на предметы, а разговаривать отказывается?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:03 19/06/2014
Типичный обывательский совет, который дают родителям: «А вы не понимайте его», — ошибочен. Так делать категорически нельзя. Речь — это функция, которая появляется не потому, что надо говорить, а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — это значит, он не может это делать, и пытаться заставить его — как говорить безногому: «А ну-ка, станцуй!». Возможно, у него есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Их притворным «непониманием» не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
AIF.RU Ведущий конференций 15:04 19/06/2014
Каковы другие типичные ошибки, которые совершают родители?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:04 19/06/2014
Есть два распространённых мнения. Первое из них — то, что с детьми нельзя сюсюкать, говорить детским языком. Я считаю, что его использовать полезно, особенно в игре, для того чтобы ребёнок научился повторять и произносить различные слоги. Мы, логопеды, сами применяем детский язык в своей работе, особенно с не говорящими детьми. Второй совет, который дают родителям, дети которых имеют проблемы с речью: «А вы больше с ними разговаривайте». Есть дети с базовым нарушением анализа речи на слух, которые просто «выключаются», когда вы начинаете много говорить с ними. Такому ребёнку, наоборот, рекомендован ограничительный режим, при котором взрослый разговаривает с ним максимально отчётливо. И если он о чём-то просит ребёнка, то нужно говорить не скороговоркой: «Открой-ка, пожалуйста, эту дверку» или «А ну-ка, давай, принеси мне ведёрко». А отчетливо: «открой дверь» и «принеси ведро». Не для всех, но для некоторых детей многоречивость взрослых действительно становится проблемой.
AIF.RU Ведущий конференций 15:04 19/06/2014
Что вообще должно насторожить родителя в развитии речи ребёнка?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:04 19/06/2014
Если это не первый ребёнок, то, скорее всего, родитель сам увидит какие-то трудности. Если же он первый, то родители нередко могут не заметить, что что-то идёт не так. Можно посмотреть на других детей или прислушаться к мнению посторонних людей, но не слишком тревожных и не заинтересованных. Нужно обратить внимание на поведение ребёнка — отличается ли оно от поведения других детей в этом возрасте? Насколько оно целенаправленно? Есть ли у ребёнка проблемы с концентрацией внимания? Как он устанавливает контакт со взрослыми, смотрит ли в глаза? Нужно проверять признаки аутизации. Также обязательно следует обратить внимание на понимание речи. Распространённая ошибка родителей — часто они считают, что ребёнок понимает речь, а на самом деле он догадывается о её содержании по контексту. Например, родитель просит: «Принеси мне стаканчик», — и сам показывает пальцем на стакан, не замечая этого. Дело в том, что, когда ребёнок не понимает слов, родитель бессознательно начинает дублировать их жестами. Для того чтобы проверить, способен ли 2–2,5-летний малыш понять речь, можно провести такой эксперимент. Положите мяч (любой другой предмет) в место, где он обычно не лежит, например в ванную. И попросите малыша сходить туда и принести вам его. Если ребёнок выполнит такую, чисто словесную инструкцию — значит, с пониманием речи всё в порядке.
Вопрос:Лариса Пастнова 23:32 16/06/2014
ЗДравствуйте Татьяна.Внучке 8 лет .Заикается сильно когда в школе читает на иностранном языке.или когда расстроится .Живет в Риге.Нужного специалиста найти не можем.Посоветуйте пожалуйста. С уважением.Лариса. Спасибо
Ответы:
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:01 19/06/2014
Наряду с недоразвитием речи и алалией, заикание — одно из распространённых нарушений речи, которым занимается особый специалист — логопед-заиколог. Заикание может спровоцировать комплекс проблем. Во-первых, оно может быть вызвано двуязычной средой, в которой растёт девочка, — при прочих равных условиях у двуязычных детей риск возникновения речевых проблем несколько выше. Во-вторых, я бы рекомендовала автору вопроса показать ребёнка не только хорошему заикологу и нейропсихологу, но и просто детскому психологу. Поскольку заикание может быть спровоцировано эмоциональными трудностями, раз оно появляется, когда девочка расстраивается. Также для заикающихся детей очень полезна регулярная физическая нагрузка, связанная с дыханием, например бассейн. Может помочь и некоторое снижение интеллектуальной и речевой нагрузок. В любом случае, здесь сложно давать консультацию заочно.
Вопрос:Владислав Шаматович 07:42 18/06/2014
Я считаю проблемой,что в нашей семье разговаривают на трёх языках.По этому ребёнку трудно выбрать для себя.Это правда?
Вопрос:Ираида 10:02 19/06/2014
Добрый день! Сыну 5 лет. Вместо Т и Д он говорит ПФ и Б (вместо дом - бом, вместо тук-тук - пфук-пфук). Само уже не пройдет. Заниматься с логопедом возможности нет - живем в деревне. Что я могу сделать самостоятельно, чтобы помочь ребенку? С уважением, Ираида.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах