Примерное время чтения: 38 минут
1736

К чему приведёт объединение школ? Онлайн с главой Департамента образования Москвы

В конференции участвуют: Калина Исаак Иосифович

28 февраля в студии АиФ.ru побывал руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Иосифович Калина. В рамках беседы мы обсудили электронную запись в первые классы и электронные учебники. Поговорили об открытости образования Москвы для родителей и учителей, объединении школ и многом другом.

Ответы:
Калина Исаак Иосифович 18:28 04/03/2013
Ведущий конференции: Здравствуйте! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Бычкова Екатерина, я - редактор «АиФ. Москвы». А в гостях у нас сегодня Исаак Иосифович Калина, глава Департамента образования города Москвы. И начнем мы, Исаак Иосифович, с электронной записи в первый класс. Насколько она удобна, на Ваш взгляд, какие преимущества дает, и как вы боретесь с трудностями, с которыми сталкиваются родители при записи? Калина Исаак Иосифович: Добрый день. Рассказывать только про электронную запись было бы неправильно, потому что сущность заданного вопроса гораздо глубже. Дело в том, что было бы бесполезно вводить какую-либо электронную запись в первые классы школ, если бы перед этим предварительно не решались гораздо более сложные и важные задачи. А именно: когда 100-200 школ удовлетворяют образовательные потребности, тогда все равно будет так, как было 3-4 года назад, когда 1 апреля вы, уважаемые журналисты, бегали по Москве, снимали костры перед школами, в которые стремились москвичи и которых было мало. А остальные учебные заведения были или казались москвичам неприемлемыми. Поэтому правительством Москвы была утверждена государственная программа развития образования в городе, главной задачей которой стало не только создание передовых школ, которые в Москве были, есть и будут, а подтянуть, выровнять по ним все остальные школы города. Для этого было выровнено по высшей планке, во-первых, финансирование школ. Мы с вами прекрасно понимаем, что когда одна школа получает 150 тысяч в год на ученика, а другая – 50 тысяч, то у той, которая получает 50 тысяч, рождается чувство самооправдания: «А чего вы от нас хотите?» И тогда в лице этой школы мы получаем учебное заведение, не нужное москвичам. А задача была, чтобы каждая школа Москвы стала нужной московской семье. С 1 апреля 2011 года (сначала в пилотном режиме в определённом количестве школ, сейчас уже в подавляющем большинстве учебных заведений Москвы) финансирование идёт за учеником в равной для всех школ города сумме. Поэтому никаких оправданий, что мы хуже, потому что мы - беднее, сегодня нет ни у кого. Во-вторых, было проведено огромное количество ремонтов. В первую очередь мы вкладывали деньги в ремонты тех школ, которые были хуже по своим условиям. У нас даже родился такой неофициальный термин «финансирование на выравнивание условий». Более того, было поставлено огромное количество компьютерной техники, опять же для выравнивания по высшей планке условий. Прошло массовое повышение квалификации учителей, были ужесточены требования по аттестации педагогов и по аккредитации школ. В начале 2011 года была лишена аккредитации школа № 874. Это послужило мощным толчком к тому, что окружные управления стали гораздо жёстче относиться к аккредитации школ. Школа в Москве должна быть такая, чтобы она была нужна москвичам. Вся эта огромная работа по выравниванию условий создала систему, в которой уже не только передовая часть московских школ удовлетворяет москвичей. Сегодня нет в Москве микрорайона, в котором не было бы школы, которая входит в первые 300 по рейтингу, или в этой школе обязательно есть победители или призеры городского уровня всероссийской олимпиады. В этом году уже 571 школа (почти половина московских школ) работают на таком уровне, что их ученики становятся победителями и призерами городских олимпиад. Это не цель школы, но это очень хороший показатель того, какая учебная атмосфера создана. Резко выросла доля школ, которые готовят победителей заключительного тура Всероссийской олимпиады. Два года назад это было 74 школы, сейчас 126 школ. Расширение числа школ, соответствующих требованиям москвичей, появление таких школ в каждом микрорайоне (под микрорайоном мы понимаем естественные границы). Если посмотреть на карту Москвы, то она делит автомобильными широкими дорогами, железной дорогой делит город примерно на 600 микрорайонов. Сегодня наша задача (и мы все ближе и ближе к её решению), чтобы в каждом микрорайоне были школы, которые обеспечивают ученику выбор профиля, что это качественный выбор. Если ты выбрал профиль математики, то сможешь очень хорошо сдать ЕГЭ, участвовать на достаточно высоком уровне в олимпиадах. Если ты выбрал профиль история, то это опять же тебе обеспечит и высокий результат ЕГЭ, и участие в олимпиаде на высоком уровне. Можно говорить много слов, но все измеряется цифрами. Очень интересный показатель – количество школ, в которых дети набирают, например, 200 баллов по 3-м предметам на ЕГЭ. Это очень хороший показатель. Хотя в рейтинг мы завели еще более высокий показатель – 220 баллов. Все время растет доля школ, в которых дети показывают такие результаты. Теперь, когда городская система не разделена на полюсные вещи: 200 сильных и огромное количество слабых школ, когда произошло подтягивание к уровню лучших всех школ, появилась возможность предложить московским семьям выбирать школу в своем микрорайоне. Ведущий конференции: А привычка, а «сарафанное радио»? Калина Исаак Иосифович: Вот для этого я сегодня здесь, чтобы люди осваивали новые привычки и пользовались информацией, а не слухами. Поэтому появилась возможность предложить московским семьям выбирать школу в своем микрорайоне. После этого появился приказ о закреплении, строго в соответствии с федеральным законом, территорий, то есть домов определенного микрорайона за определенными школами. Причем, если в 2011 году мы закрепляли каждый дом только за одной школой, то опыт 2012 года нам показал, что это не совсем хорошо, что мы можем расширить выбор москвича. И в этом году все школы микрорайона закрепляются за тем домом, в котором живет гражданин, и он уже может выбирать из нескольких школ закрепленного за ним микрорайона. Это резко повысило выбираемость основной школы, будем называть эту школу основной. Если в прошлом году у нас примерно 32% выбрали точно ту школу, которая за ними закреплена, то в этом году уже 64%. Я думаю, что этот показатель был бы намного выше, если бы все москвичи жили по месту фактической регистрации. Сегодня электронная система записи подавляющему количеству москвичей очень удобна. Мы это видели и по прошлому году, но в этом году это более наглядно видно, что люди спокойно смотрят перечень школ, который закреплен за их домом. Есть микрорайоны, где есть до 5 школ на выбор. Он выбирает ту, которая его интересует, регистрируется, дальше к нему обращается школа с предложением прийти познакомиться. Он знакомится со школой, с программой школы, с коллективом и принимает решение. Если его эта школа устраивает, то он сдает заявление и его зачисляют. Буквально в декабре уже было зачислено достаточно большое количество человек. Сейчас уже более 50 тысяч первоклассников зачислены в школы. Если же ни одна из школ микрорайона родителя не устраивает, что вызывает большое удивление, я все время говорю, что надо больше верить в способности своего ребенка, чем в способность какой-то школы сделать из ребенка что-то другое, что он есть. У каждого ребенка есть способности, только они разного вида. Главное – помочь вместе со школой определить, какой вид одаренности у ребенка, к чему эта одаренность, и дальше, еще раз повторю, в каждом микрорайоне есть возможность развивать этот вид одаренности, получить общее качественное образование. Если же ни одна из школ микрорайона родителя не устраивает, то он может по месту фактического проживания зарегистрироваться в школу, которая ему нужна, но она будет уже так называемой дополнительной в список. По федеральному порядку принимать по долнительному списку мы имеем право только с 1 августа, но на заседании правительства я докладывал ситуацию, и Собянин поручил нам рассмотреть каждую школу и принять все меры к тому, чтобы еще до 1 августа максимально возможно удовлетворить выбор московских семей и дать возможность зачислить уже ребенка в школу. Поэтому такую работу сегодня директора школ, департаменты образования месте с нами уже ведут. Думаю, что уже в марте мы обязательно откроем в большую часть московских школ возможность зачисления и из дополнительного списка, в первую очередь детей из тех семей, которые зарегистрированы в другом районе, но фактически проживают в микрорайоне данной школы, куда они записались по допсписку. Думаю, что весной подавляющее количество москвичей зачислит своих детей в те школы, которые они для себя выбрали. В каждом микрорайоне, ограниченном естественными границами, есть сегодня что выбирать. И это, наверное, главный результат тех двух лет, которые прошли по реализации программы. Я уверен, что рисковать временем, здоровьем, безопасностью своего ребенка для того, чтобы найти для первоклассника какую-то особенную школу, которая только одна сможет работать с вашим ребенком, это родительское недоверие своему ребенку. Я уверен, что в вашем микрорайоне есть школа, в которой ваш ребенок сможет успешно развивать свои способности и добиваться высоких результатов. Рисковать безопасностью, вынуждая первоклассника, пусть и вместе с вами в машине, не имеет смысла. Надеюсь, что большинство московских школ окажутся востребованными у московских семей, а для московских школ востребованность московскими семьями – главный показатель качества их работы. Сегодня все московские школы понимают, что никаких самооправданий не существует. Финансирование выровнено, все условия выровнены, все возможности для того, чтобы работать не хуже других, есть, поэтому сегодня московские школы борятся за ученика из московской семьи. Те, кто в этой конкуренции проигрывают, понимают последствия таких проигрышей.
Вопрос:Карлик нос 16:17 26/02/2013
Для чего это придумано всё - это объединение школ?
Вопрос:Ивлева Ирина Александровна 19:35 26/02/2013
Для чего объединяют школы??? Это глубокая душевная травма для учителей, родителей и,конечно, детей!!!!
Вопрос:Мирзалиева ИВ директор школы № 1141 23:42 26/02/2013
Небезызвестный в истории Генрих Мореплаватель настойчиво и страстно отправлял путешественников в неведомые плавания, провожая словами: «Плывите так далеко, как сможете; не тревожьтесь ни о чем, и Божьей милостью обретете славу и выгоду!» Х.Колумб представил свой план и отправился в путь через …6 лет. Объединение школ – интересный и перспективный путь, но почему этот процесс происходит на скорую руку? Неужели нет планов у «педагогических Колумбов» и тем, кто создает учебно-воспитательные комплексы, заново предстоит открывать Америку?
Вопрос:Возмущена 08:59 27/02/2013
Здравствуйте, допустим, вы решили внедрить электронные книги и учебники, а кто-нибудь думаете о глазах детей? Педагоги будут делать зарядку для глаз? Они хотя бы знают что это такое?
Ответы:
Калина Исаак Иосифович 18:46 04/03/2013
Наверное, любое новое устройство, любой новый инструмент вместе с новыми возможностями несет и какие-то новые риски. Автомобиль появился. Он же не только удобство перемещения принес, но еще и опасности, связанные со скоростью. Но представьте себе, что наша страна сказала, что нам привычней на повозке, мы так и будем. Нет, конечно. Поэтому сегодня то, что приносит более качественные результаты - это необходимость. К сожалению, медленнее, чем нам бы хотелось, идет разработка электронных учебников, поэтому в прошлом году правительство Москвы объявило конкурс среди компаний-разработчиков. Было подано 88 заявок. Наши эксперты смогли отобрать всего 11, с которыми мы теперь проводим апробацию. 60 школ согласились апробировать эти учебники. Думаю, что в ходе апробации все эти учебники претерпят огромные изменения, доратоку, улучшение. Дойдут ли все 11 до практического использования? Для этого и вводится режим апробации. Мы обязательно подключим к апробации медиков, которые помогут нам выработать технологию и методику использования этих учебников в школе. Конечно же все соответствующие рекомендации будут даны. Так как новый стандарт уже содержит достаточно много работы с электронными устройствами, то всех учителей первых классов, которые работают в режиме нового стандарта, уже на курсах обучали тому, как не сделать вредным то, что должно быть очень полезным. Насколько каждый учитель это использует, зависит от ответственности и других качеств этого учителя. Надеюсь, что администрация школ старается как-то это дело контролировать. И конечно же, мы поэтому все время и говорим об участии родителей в управлении, с тем, чтобы родители тоже не стеснялись, напоминали. Мы же – счастливая система. У нас есть, если не среди нас, то рядом с нами, специалисты по любому вопросу. Среди родителей всегда есть грамотные медики, работники Роспотребнадзора, экономисты и т.д. Очень хотелось бы, чтобы эти люди использовали свои профессиональные знания в помощь детям всей школы. Вопрос очень правильный, но это не означает, что мы не должны идти вперед только потому, что мы боимся рисков. Их просто надо предусматривать. Мы еще раз обратим на это внимание.
AIF.RU Ведущий конференций 18:49 04/03/2013
Насколько система открыта для того, чтобы родители принимали в ней участие? Когда обращаются по какому-то одному вопросу, это понятно. А когда родители все время вмешиваются в образовательный процесс? Я не знаю директора, который был бы этому рад.
Калина Исаак Иосифович 18:49 04/03/2013
Родители, к счастью, в учебный процесс практически не вмешиваются. Не надо школе помогать преподавать математику. Это специальность. А вот, как жить, как сформировать уклад школы, я уверен, что здесь родительское сообщество в какой-то мере гораздо больший специалист, чем учителя в формировании уклада жизни школы. Поэтому сегодня во всех школах созданы управляющие советы, где-то они удачные, где-то менее удачные. Они вмешиваются в управление школой, в формирование отношений между учителями и учениками, между учителями и родителями. Этот процесс не может быть без участия общества. Не зря в законе появилась замечательная фраза, что образование – это общественное благо, и создаваться оно может только с участием самого общества. Мы стараемся, чтобы система была открытой. Не могу сказать, что нам это удалось на 100%, но движение в эту сторону идет огромное. Мы все больше и больше используем решения управляющих советов при принятии управленческих решений. Когда управляющие советы понимают, что от них зависят в том числе и управленческие решения, то у них появляется мотив, что они в самом деле влияют на принятие решения. Мы много встречаемся с управляющими советами. Они пока разного уровня, иногда даже разной направленности деятельности, но идет большая совместная работа. При Департаменте создан родительский экспертно-консультативный совет, хотя фраза «при Департаменте» уже ушла, то есть родительский экспертно-консультативный совет стал достаточно самостоятельным. Сегодня для нас его слово имеет огромное значение, они оказывают нам огромную помощь. Мы не всегда стартово совпадаем во мнениях, но, двигаясь навстречу друг другу, мы находим некое общее интегративное решение, которое и становится важным. В смысле открытости сам Департамент является достаточным примером открытости, потому что, поняв, что все в этом мире теперь прозрачно, мы даже наши управленческие совещания с директорами школ ведем в режиме селектора, а с ноября мы предоставили возможность любому желающему подключиться в интернете к нашим совещаниям, в качестве зрителя, конечно. Для меня было неожиданным откровением, когда приехали коллеги из Киева и сказали, что они слышали, как мы на селекторе говорили об этом. Из Новосибирска звонят коллеги, говорят, что слышали на селекторе, что я сказал, просят подробнее рассказать, как мы это делаем. То есть селектор Департамента стал абсолютно открытым, надеюсь, что это станет примером и для наших окружных департаментов. Каждую неделю мы проводим встречу с журналистами, она тоже идет в режиме открытой трансляции. Есть сайт Департамента, на который мы получаем 50-60 обращений в день. К сожалению, до сих пор граждане очень боятся подписаться под обращением, дать свои обратные координаты, чтобы с ними можно было свериться. Пока, я бы сказал, закрытость гражданская присутствует.
AIF.RU Ведущий конференций 18:51 04/03/2013
Боятся, ведь учителя имеют массу способов психологически воздействовать на детей.
Калина Исаак Иосифович 18:51 04/03/2013
Если мы действительно хотим помочь нашим детям, то нам всем надо перестать бояться. Мы реагируем в открытом доступе на те сообщения, которые имеют подпись, обратные реквизиты. А что касается обращений, которые можно отнести к разряду анонимных, то мы реагируем только там, где есть явная информация о какой-то опасности, грозящей детям, но эти обращения мы не можем публиковать, тем не менее, эта информация иногда становится очень важной. Хотелось бы сказать нашим зрителям, что если хотите решить какую-то задачу, то не бойтесь. Но при этом не могу не сказать, что 99% обращений на сайт Департамента, это задачи, легко решаемые на уровне школы. Поэтому приходится их возвращать для решения на уровень школы. Неадекватный масштабу задачи уровень, куда обращаются, это наша общая проблема, требующая разъяснения.
Вопрос:Дятловы 09:44 27/02/2013
Проясните, пожалуйста, информацию с платным образованием, мы пойдем в школу через два года, значит ли это, что мы пойдем в уже ПЛАТНОЕ учебное заведение?
Вопрос:Лидия К 10:03 27/02/2013
Здравствуйте, хочу узнать про запись в школы через интернет, где яко бы можно выбрать любую школу, но ведь может случится так, что все разом захотят в одну и ту же школу, что тогда делать, школа будет проводить кастинг?
Ответы:
Калина Исаак Иосифович 18:36 04/03/2013
Отбирать учеников, даже не отбирать, а вместе с семьей определиться, нужна ли эта школа ребенку, имеют право те образовательные учреждения, которые ведут прием не в первый класс. Это гимназии, лицеи, которые ведут прием в 5 или 7 классы. Там это абсолютно понятно. Возможно, к пятому классу ваш ребенок чем-то занимается так серьезно и глубоко, что в микрорайоне пока для такого ребенка мы не сумели создать такой уровень, который бы его удовлетворял и помогал ему развиваться дальше. Тогда имеет какой-то смысл школе вместе с семьей определиться, что да, именно эта школа нужна. Мы сейчас будем активно развивать учебные учреждения, которые ведут на очень глубоком уровне изучение отдельных предметов. Но это уже более старшие классы, с 8-го класса. Что касается первоклассников, то никакого смысла, ни педагогического, ни социального, ни просто человеческого, не имеет соревнование этих семилетних ребятишек за место в школе. Мы сейчас видим в режиме живого времени, какие предпочтения у семей. Должен сказать, что во многих микрорайонах очень равномерно между школами распределяются дети. Есть микрорайоны, где какая-то одна школа имеет явное преимущество, но это одновременно означает, что в другие школы этого микрорайона родители не идут. Тогда, конечно же, педагогические коллективы вместе с органами управления образованием начинают смотреть, как более эффективно и рационально использовать возможности системы. Собственно, отсюда идут начавшиеся процессы объединения некоторых школ. Когда школа не востребована, значит она входит в состав более востребованной. Можно сказать, что это некая система антикризисного управления, когда администрация школы, доказавшей большую степень востребованности москвичесей, берет на себя некое шефство по развитию той школы, которая не была востребована. Напомню, что ситуация со школой № 874 разрешилась как раз таким образом. Она вошла в состав более востребованной школы. Руководство школы № 874 было отстранено, и новый директор, кстати, даже не пришлось менять большое количество педагогов, ведь люди работают так, как их организовывают, вывел школу на тот уровень, на котором работала школа, которая их к себе присоединила. Сегодня это происходит в десятках случаев. Выбор семей и становится основанием для некоторых управленческих решений. Мы могли бы часами объяснять одному педколлективу, что они работают слабее, чем соседние, но электронная запись продемонстрировала это в две секунды. Открываем микрорайон и там четко видно, сколько людей записалось, сколько зачислено. Это видно нам, это видно семьям, педколлективам. Сейчас достаточно много случаев, когда мы вынуждены предлагать образовательным учреждениям, которые не пользуются спросом у семей, предоставить свои мощности, площади для той школы, которая пользуется спросом. Причем бывают варианты, что принимают коллективы решение о слиянии, бывает более медленная процедура. У нас есть случаи, когда очень востребованной школе передавали крыло или этаж в школе менее востребованной. Они в течение года работали на территории той школы. Но, как правило, это все равно заканчивается присоединением школы целиком. Поэтому востребованность школы у москвичей и есть главный аргумент для принятия управленческих решений.
AIF.RU Ведущий конференций 18:38 04/03/2013
А со стороны сильных школ Вы не встречаете противодействия? В редакционной почте много писем от родителей по этому поводу. Они скорее сомнения высказывают, ведь что значит объединение для слабых школ понятно. А для сильных? Не ухудшится ли качество образования? Родители привыкли к определённой среде.
Калина Исаак Иосифович 18:38 04/03/2013
При грамотном и разумном руководстве ничто не происходит в одну секунду. Как правило, сначала централизуется только система управления. При этом все мы прекрасно понимаем, что когда вместо трех директоров остался один, два бывших директора расстроены. Генерация их расстройства распространяется. Наверное, здесь каждый должен трезво понимать, что его судьба была в его руках. Это естественно и не происходит какого-то одномоментного смешения коллективов, детей, укладов. Это должен быть процесс очень аккуратный, осторожный. Как правило, интегрируется вначале только система управления. Это родителей мало касается. Это тревожит тех, кто работает в системе управления. Было бы бесполезно вводить электронную запись, если бы не была проведена огромная работа по выравниванию по высшей планке всех школ Москвы. Мы сегодня в большинстве микрорайонов видим равномерное распределение, особенно там, где это укрупнение прошло до того, как начался электронный прием по микрорайонам. Там уже это абсолютно равномерно. Там, где сохраняются маленькие, не пользующиеся спросом школы, там это видно наглядно на карте электронного приема. Уже никаких контраргументов не остается, кроме как принять управленческое решение. Родители своим выбором диктуют это решение, нам остается только его оформить.
Вопрос:Галина Елена Николаевна 12:50 27/02/2013
Здравствуйте. Я очень рада, что в свете нового закона об образовании моему сыну учиться осталось только 1 год. 4 базовых предмета, а дальше придется платить родителям. И даже если у тебя вундеркинд или еще какое-либо юное дарование, но если нет денег, хоть застрелись. Кажется, что из нас и нашего подрастающего поколения делают не понятно что. Только не понятно что будет со страной через 50лет. Хотя кто и когда это думал о будущем страны и тех людей которые живут в этой стране. Все подспудно руководствуются принципом после нас хоть потом. Но и ведь сильные мира сего забывают ведь они тоже и дети их тоже живут в этом мире. А образования сейчас как такового и нет. Если не вкладывать в ребенка, то и отдачи не получишь, а школа сейчас и не дает ни чего.
Вопрос:Наталья Андреевна 13:32 27/02/2013
Скажите, пожалуйста, что делается для обеспечения безопасности детей в школах? Хочется отправить своего ребенка на учебу и чтобы сердце не болело, но к сожалению, так не получается...
Вопрос:Семенов Николай Петрович 13:52 27/02/2013
В практике нашей страны было много проектов, предполагавших грандиозные "слияния". Одновременно, были и так называемые "неперспективные деревни". Не получится ли так, что программа слияния и укрупнения школ на деле сделает образование и менее доступным, и менее качественным?
Вопрос:Ермакова Инга Петровна 13:55 27/02/2013
Я прошла через всевозможные реформы школ, начиная с 1984 года, сначала в качестве ученицы, затем учительницы, а теперь родительницы. И всякая новая реформа приводила к ухудшению качества образования. Слияние школ в огромные, плохоуправляемые "учебные комбинаты", где каждый ребенок просто растворяется в массе - вам не кажется, что этот проект больше финансовый, нежели образовательный?
Ответы:
Калина Исаак Иосифович 18:43 04/03/2013
Это очень хороший вопрос. Когда-то, лет 25 назад, Москва была первым регионом в стране, в котором началось формирование учебно-воспитательных комплексов. Огромное количество знаменитых учреждений типа школы Рачевского, школы Ямбурга - это комплексы, созданные 25 лет назад. Они стали тогда появляться, потому что был небольшой этап финансовой свободы образовательных учреждений. Финансирование шло не по штатному расписанию, а по деятельности. Тогда стало понятно, что задача - не раздувания штатов и под них деньги, а задача – формирование качественных, больших, солидных комплексов, и деньги давались на это. Потом, и это не вина управленцев образования, а скорее беда нашей системы, что финансовые органы лет через 5 прервали эту систему, все стало опять финансироваться по смете, по штатному расписанию, поэтому разумные, прагматичные работники образования поняли, что чем больше количество учреждений, чем больше директоров, заместителей, тем больше их будут финансировать. Поэтому прекратился процесс формирования комплексов, хотя все комплексы, созданные в то время, прекрасно работают и прекрасные результаты в Москве показывают. В 2011 году, когда начался пилотный проект, первым решением мэра и правительства Москвы было решение о том, что новое увеличенное финансирование дается не на количество штатного расписания, а на количество детей, поэтому никакие изменения не имеют финансовых аспектов. То есть, если в одной школе 500 учеников, в другой – 300, и они объединяются, то их бюджеты складываются автоматически, потому что учеников осталось 800. То, что вместо двух директоров остался один, то, что вместо двух завхозов остался один, вместо 15 заместителей осталось 5, это ни на одну копейку не уменьшает суммы этих учреждений. Поэтому никакого финансового аспекта для бюджета это не имеет. Разделятся они на 5 школ, им все равно никто ничего не увеличит, объединятся – никто ничего не уменьшит. Как только у системы появилась уверенность, что от того, что они создадут более эффективную педагогическую систему, у них не отберут деньги, собственно и начался процесс педагогического укрупнения. Цель его – создать солидное учреждение, в котором московская семья может найти то, что ей нужно независимо от того, маленький у них ребенок или школьник, девочка интересуется литературой, мальчик интересуется техникой, второй мальчик – спортом, потому что только в солидной школе можно сформировать солидный спектр выбора для семьи независимо от возраста, интересов, направлений и т.д. Поэтому объединение в солидное учреждение – это задача чисто педагогическая. Департамент сегодня никому ничего не раздает и ничего ни у кого не отбирает. Школа получает столько, сколько московские семьи ей через московский бюджет своим выбором принесли. Бюджет идет вслед за ребенком, которого родители привели в школу. Поэтому сегодня и идут эти изменения. Когда приход ребенка в школу означал увеличение работы без увеличения финансирования, у школы, может быть, и был какой-то мотив сказать, что вы нам не подходите. Поэтому семьи и шли «на поклон» в школу. Сегодня педагогическая ситуация благодаря изменению механизма финансирования изменилась. Сегодня школа в буквальном смысле слова заинтересована в каждом ребенке, потому что вслед за этим ребенком в школу придет очень солидное московское финансирование. Наш норматив – 123 тысячи рублей на одного ученика-старшеклассника - кратно превышает нормативы финансирования в остальных субъектах Российской Федерации и позволяет приглашать на работу качественных учителей, создавать качественные условия. Главный результат, который скажется через несколько лет обязательно, это то, что ни у одного директора, ни у одного педагогического коллектива сегодня нет и не может быть самооправданий, почему у него в школе меньше выбор для семьи, почему ниже качество, почему хуже условия. Все основано на том, что московская школа за каждого ребенка получает очень солидный ресурс, поэтому она заинтересована в этом ребенке, и после этого нет никаких самооправданий в том, что она что-то этому ребенку обеспечивает хуже, чем соседняя школа.
Вопрос:Петров Валентин Павлович 13:58 27/02/2013
Кому и зачем понадобилась кампанейщина по слиянию школ? На местах недовольным родителям затыкают рот, грозят проблемами "несогласным". Школы сливают так, как удобно чиновникам Департамента, а не детям и родителям. Скажите, "народное образование" - это образование для народа или для проформы, для отчетности?
Вопрос:Илья Семенов 14:08 27/02/2013
Исаак Иосифович, кого благодарить за объединенную школу номер 2077? В чью голову пришла мысль слить воедино три обычных школы, школу для подростков с девиантным поведением (опасных хулиганов) и школу для умственно отсталых? То, что родители давали согласие на объединение - ложь. Их вообще не слушали и не слышали. Особо недовольным советовали переезжать в другой район. Довольна только директриса, которая стала распоряжаться большими средствами, а учителя и родители в ужасе. Дисциплина и порядок держатся на честном слове уже сейчас, но поговаривают, что вскоре и нормальных и хулиганов и умственно отсталых начнут объединять в одном классе. Вы своего ребенка не хотели бы отдать в этот ад?!
Вопрос:Беспокойный 14:10 27/02/2013
Насколько сегодня школьники в столице защищены от педофилов? Как Департамент образования обеспечивает невозможность поступления на работу в школы лиц, склонных к преступлениям подобного рода?
Вопрос:Последний романтик 14:13 27/02/2013
Что вы можете сказать об оттоке и школ учителей-мужчин, которых и так-то там немного? Почему борьба с педофилами превратилась в кампанейщину? Теперь каждый мужчина в школе виноват уже тем, что мужчина. Девочки-подростки терроризируют взрослых мужиков - не поставишь нужную отметку, заявлю, что ты меня домогался. И тут же вся администрация встает на ее сторону. Мужчине-учителю теперь надо постоянно ходить с видеокамерой?
Вопрос:Самойлов Владимир 14:14 27/02/2013
Правда ли, что со следующей осени родителям придется платить за "дополнительные образовательные услуги"? Что в них войдет? Сколько это будет стоить?
Ответы:
Калина Исаак Иосифович 18:56 04/03/2013
К сожалению, стало модным всякое новое законодательство воспринимать: а насколько дороже все станет. И не только в образовании. С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый федеральный закон об образовании. Там много новел, которые, наверное, нужно разъяснять, более того, которые сегодня требуют достаточно большого количества нормативно-правовых актов, которые сейчас разрабатываются на федеральном уровне. И система образования Москвы активно участвует в их разработке, потому что министерство образования всю разработку ведет в очень открытом режиме. На сайте министерства образования и науки размещены все проекты нормативно-правовых актов и у каждого жителя страны есть возможность высказать свои замечания, предложения. Но у московской системы образования есть особая возможность, потому что к нам раз в неделю приходят наши уважаемые коллеги из министерства, встречаются с нашими директорами. В прямом диалоге директора предлагают те решения, которые считают правильными. Министерство охотно их слушает и слышит. Надеюсь, что в таком диалоге нам удастся повлиять на разработку этих документов. Более того, сегодня в Москве создана рабочая группа по разработке московского закона об образовании. Думаю, что, может быть, вы захотите об этом поговорить с Виктором Михайловичем Кругляковым, председателем комиссии городской Думы по вопросам образования, который координирует разработку московского закона. Мы можем помочь пригласить наших коллег из Минобрнауки. И общими усилиями мы должны рассказать правду о законе, потому что ничего сверхнеприятного закон не несет, там много полезных пунктов, но нужны еще нормативные акты, по котором закон будет идти. Закон – это же некие общие тенденции. Мне кажется, что на вопрос читателя надо отвечать шире и более системно.
AIF.RU Ведущий конференций 18:56 04/03/2013
Устроим отдельное обсуждение, договорились. На этой замечательной ноте мы закончим сегодняшний разговор. Напомню, у нас в гостях был глава Департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина. Спасибо, что пришли. До новых встреч.
Вопрос:Марат Исхаков 14:19 27/02/2013
Раньше говорили, что все проблемы от того, что у учителей маленькие зарплаты. Теперь они в Москве приличные, плюс в том или ином виде родители продолжают доплачивать школе. Скажите, почему теперь учителя не в состоянии дать детям тот уровень образования, который позволит им поступить в вуз без дополнительных "курсов", репетиторов и прочих "дополнительных услуг"? У нас окончательно добили настоящих педагогов-профессионалов?
Вопрос:Родитель 14:24 27/02/2013
Исаак Иосифович, у нас в школе сложилась неловкая ситуация. Во время урока учитель биологии вызвал ученика, и на нем объяснял особенно строения пищеварительного тракта. После объяснения педагог поцеловал мальчика в живот и отпустил на место. Родители не знают, что думать. Часть хочет подать заявление в полицию, но директор уговаривает нас этого не делать. Посоветуйте, что делать в данной ситуации?
Вопрос:Папа Иван Ревяко 14:39 27/02/2013
Вся Россия против ЕГЭ в школах !! Когда в России в школах отменять ЕГЭ??
Вопрос:учитель в школе 22:49 27/02/2013
Вы знаете, сколько сейчас заполняет документов учитель? Я подсчитал время, сколько нужно для этого времени - примерно 1,5 часа в день. По поводу зарплаты учителя, у вас есть точные данные? Ставка учителя за 18 часов в неделю (уроков) - 19 000 рублей. Но если не халтурить, то к урокам нужно готовиться, проверять тетради, получается - приходишь в 8 утра, уходишь в 6 вечера. За урок учитель получает чуть больше 100 рублей, вы об этом знаете? Средняя зарплата по школе считается как, знаете? Если вы все это знаете, и ничего не меняете в Москве в лучшую сторону, то все ваши разговоры ничего не стоят!
Вопрос:Константин Окуньков 22:55 27/02/2013
1. Если существует возможность финансовой помощи отдельным школам (для одарённых детей, коррекционные, и др.) - то почему год назад всем рекомендовали объединения/слияния школ именно с угрозой финансового невыживания? Если это законно (с учётом исключительно подушевого финансирования по ФЗ-83), то может ли расчитывать на возможность финансовой поддержки любая из государтвенных школ, не выживающей по ФЗ-83, и на каких основаниях? 2. Известны ли вам финансовое состояние школ, отказавшихся от объединения/реорганизации ? Как Вы объясните их выживание вопреки прошлогодним аргументам о невозможности этого?
Вопрос:Мэрион 04:03 28/02/2013
Есть два типа родителей: требующие учителей-"дрессировщиков" и родители настроенные на развивающее гуманное обучение. Среди детей это обычно выражается в настрое на конкуренцию или сотрудничество. Будут ли разделены школы в рамках образовательных комплексов на школы "дрессировки" (типа старых советских школ) и развивающие школы, где детей не прессуют, возможен диалог с учителем, свободная демократичная атмосфера и т.п.? Т.е. можно ли будет выбрать в одном комплексе направление с подходящей ребенку атмосферой? Будут ли они разнесены по разным зданиям? Многие дети теряют способность к обучению даже если слышат крик учителя из соседнего класса.
Вопрос:Мэрион 04:45 28/02/2013
В г.Москве есть школы надомного обучения, где учатся дети-инвалиды и дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это школы мягкой инклюзии, которые позволяют детям-инвалидам учиться и социализироваться в среде детей с не столь тяжелыми заболеваниями, детей, относящихся к инвалидам с пониманием. Обычно это небольшие школы с маленькими классами и тремя формами обучения (классно-урочной, групповой и надомной). Классы в таких школах обычно не более 9-10 человек. Как выживать таким школам в условиях объединений в комплексы? При переходе на подушевое финансирование дети-инвалиды финансируются с повышающими коэффициентами, дети с ОВЗ получают обычное подушевое финансирование, как здоровые дети. 1. Слияние с соседними школами грозит поглощением школ надомного обучения соседями. Родители и администрация соседних школ мечтают перераспределить деньги ШНО среди своих учителей. Если ближайшие школы находятся не в шаговой доступности (совсем рядом), инвалидам (особенно ДЦП) сложно посещать занятия в углубленных группах, находящихся в соседних зданиях, если же углубленные группы делать в зданиях ШНО, группы получатся слишком маленькими, что экономически не выгодно. 2. Сливаться экстерриториально с аналогичными школами? Проблема углубленных групп также не решается, хотя можно думать о том, чтобы приглашать сильных учителей для углубленных групп на несколько школ. Но мы вновь сталкиваемся с проблемой маленьких углубленных групп. 3. Сливаться экстерриториально еще и с детскими садами компенсирующего вида? Многие дети из таких детских садов пойдут в обычные школы, самые тяжелые дети и дети с проблемами социальной адаптации поступят к нам. Но проблема углубленных групп все равно не решается. Какие еще пути развития есть у школ надомного обучения? Что мы не учли?
Вопрос:Мэрион 04:48 28/02/2013
Если ребенок болеет или отсутствует по уважительной причине (отъезд в другую климатическую зону по медицинским показаниям) в школе длительное время, должна ли школа работать с ребенком дистанционно (через интернет)? Есть ли школы, которые имеют право отказать ребенку в дистанционной работе? Как финансируется дистанционная работа с такими детьми? Достаточно ли у школы денег на такую работу при подушевом финансировании?
Ответы:
Калина Исаак Иосифович 18:53 04/03/2013
Школа должна обеспечить полноценное освоение образовательного стандарта каждому своему ученику. Так как болеющий ребенок продолжает быть учеником этой школы, то школа должна принять все меры для того, чтобы помочь ребенку своевременно осваивать все, что он должен освоить. Сегодня есть возможность использовать для этого дистанционные технологии. У каждого учителя школ Москвы есть персональный ноутбук, у каждой школы есть достаточно серьезные каналы доступа в интернет, и сегодня есть такая возможность. Мы стараемся, чтобы все школы эту возможность использовали. Если есть номер школы, дайте мне, мы помогли бы школе понять, что они теряют ученика из-за того, что не используют те возможности, которые есть сегодня.
Вопрос:Марина Серегина 09:37 28/02/2013
Уважаемый Исаак Иосифович! На основании чего в московских окружных управлениях образования заявляют, что с сентября 2013 г. перестанут существовать вечерние школы? Куда пойти учиться моему ребенку, которому уже больше 18 лет и он обучается в одной из московских вечерних школ? В дневную школу он не пойдет, он уже работает, да и не возьмут его в дневную школу, ему уже больше 18 лет. Это получается прямое нарушение его конституционного права на получение образования! А если вечернюю школу объединят с дневной, то опять же получится, что старше 18 лет нельзя и зачислять из другого района тоже нельзя!
Вопрос:Светлана Кассина 09:58 28/02/2013
Кто и каким образом будет контролировать стоимость платных услуг в школах Москвы? Если семья не имеет материального достатка, то чтобы образовать ребенка семье придется выбирать "дешевую школу за МКАДом"?? Каким образом платные услуги поддерживают продекларированную Вами ДОСТУПНОСТЬ образования??
Вопрос:Светлана Кассина 10:09 28/02/2013
Ваша реформа московского образования и методы, которыми она проводится, вызывает огромную волну протестов среди широкой общественности. Закон об Образовании критикуется всеми мыслящими и известными людьми страны, в адрес Президента направлены многочисленные открытые письма - Вам не кажется, что необходимо пересмотреть все эти "инновации" в образовании, или мнение общества не имеет значения для Министерства Образования и ДепОбра??
Вопрос:Светлана Кассина 10:18 28/02/2013
Я не хочу, чтобы мои дети учились в закрепленной за адресом школой - это возврат к крепостному праву. Я хочу, чтобы мои дети учились в лучшей школе, которая соответствует их уровню интеллектуального развития. Вы создаете ажиотаж среди населения по поводу зачисления детей в школы ПО ВЫБОРУ, а не по прописке. Позвольте родителям самостоятельно решать, как и каким образом и где будут учиться их дети!
Вопрос:Родитель объединяемой школы 10:30 28/02/2013
Скажите пожалуйста, когда до родителей объединяемых школ должны доводить информацию о том, что документы о реорганизации подаются в Департамент образования и в какой форме это должно быть сделано. Является ли нарушением процедуры реорганизации отсутствие информации о предстоящем слиянии на сайте школы и объявление об этом только после утверждения слияния в Департаменте? Могут ли родители оспорить решение об объединении на этом основании?спасибо.
Вопрос:Мэрион 11:00 28/02/2013
Может ли Исаак Иосифович ответить на оставшиеся вопросы пиьменно? Очень волнует вопрос про школы для детей с ОВЗ и про жесткие и гуманные школы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах