aif.ru counter
765

Первый день в школе. Как помочь ребенку пережить стресс?

В конференции участвуют: Воликова Светлана Васильевна

1 сентября начинается  новый учебный год в школе. Те, кто еще вчера ходили в детский сад или сидели дома с мамой, вступают в более взрослую жизнь, где им предстоит сидеть за партой в окружении незнакомых ребят и выполнять требования педагогов. Не каждый ребенок переносит такую резкую смену обстановки нормально, и зачастую невозможность быстро адаптироваться к новым условиям отражается на успеваемости. Для того чтобы первоклашка гармонично влился в учебный процесс нужна грамотная работа педагога и родителей.

Как помочь своему чаду перенести психологический и эмоциональный стресс? Что делать, если ребенок отказывается идти в школу и не хочет учить уроки? На эти и многие другие вопросы 31 августа ответила  психолог Светлана Воликова.

Ответы:
Воликова Светлана Васильевна 12:31 01/09/2011
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! В эфире «АиФ-онлайн». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня на календаре 31 августа, и мне немножко грустно, что сегодня последний день лета. Хотя в осени много своих прелестей. Например, завтра нас ожидает День Знаний 1 сентября. Но если верить психологам, то День знаний не для всех радостное событие, по крайней мере для первоклашек – это самый настоящий стресс Так ли это мы выясним сегодня у нашего гостя. Позвольте вам представить Светлану Васильевну Воликову, старшего научного сотрудника Лаборатории клинической психологии и психотерапии НИИ психиатрии Росздрава, доцента кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидата психологических наук и медицинского психолога высшей категории. Светлана Васильевна, спасибо Вам большое, что в столь ранний час Вы пришли к нам в гости. Вам-то грустно, что лето нас покидает? Светлана Воликова: Действительно очень противоречивые чувства испытываешь 31 августа, потому что, с одной стороны, последний день лета, с другой, 1 сентября – на носу, и завтра День знаний. Дети, которые 1 сентября пойдут в школу, увидят своих одноклассников, и я надеюсь, что они обрадуются. Хотя бы это скрасит сложные моменты, с которыми они могут столкнуться Ведущий конференции: Заголовок нашей передачи звучит «Первый день в школе. Как помочь ребенку пережить стресс?». Действительно ли это стресс и каковы его масштабы? Светлана Воликова: Стресс – это некоторый дискомфорт, который испытывает человек. Любая перемена вызывает некоторый дискомфорт. Если опираться на научную терминологию, то любая перемена – это стресс. Поход в первый класс, поход в школу – это в каком-то смысле стресс. Мы можем говорить о масштабе этого стресса: кто-то его не почувствует практически, не заметит и быстро к нему адаптируется, а для кого-то это будет началом серьезного дискомфорта, к сожалению. Степень адаптации ребенка к школе зависит от многих причин. Во-первых, это установки, которые дают ребенку родители, и установки, которые дает себе сам ребенок, исходя из того, что говорят ему родители. Во-вторых, это позиция школы, потому что школа может либо смягчить переход ребенка из статуса дошкольника в статус школьника или сделать этот переход довольно болезненным. Если требования высоки, и ребенку трудно соответствовать этим требованиям, причем требованиям как школы, так и родителей, то тогда конечно он будет испытывать стресс. Если родители будут относиться к школе, как к чему-то естественному, что принесет не только трудности, но и радость, и учителя в школе с удовольствием встретят этого ребенка: устроят праздник, скрасят трудовые будни, то тогда стресс можно будет пережить очень просто. Ведущий конференции: Как поведут себя учителя в школе, это трудно прогнозировать. Как должны вести себя родители, чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно? Светлана Воликова: Психологи обычно говорят о том, что дети и родители связаны друг с другом как сообщающиеся сосуды. Все чувства, которые испытывают родители, потом перетекают в ребенка, и ребенок испытывает те же самые чувства. Если родители сильно тревожатся, если они волнуются, если они боятся школы, что тоже, к сожалению, бывает, то тогда ребенок будет чувствовать тревогу. Если родители будут уверены, что они справятся с трудностями, которые могут возникнуть, если родители будут настраивать ребенка, что в школе не только сложно, но и интересно, тогда все будет проще. Ведущий конференции: А настраивать – это как? Подхожу к своему ребенку и говорю ему «Все будет хорошо». Не совсем представляю себе этот процесс. Светлана Воликова: Если родитель подойдет к ребенку и будет говорить «Все будет хорошо», то это будет, по крайней мере, странно. (смеются). Лучше начать с того, что поговорить с ребенком, узнать, как он относится к этой ситуации. Если ребенок хочет в школу, то тогда важно помочь ему не потерять этот настрой. Если ребенок говорит, что он опасается, важно выяснить, чего он опасается, то есть максимально конкретизировать его опасения: он боится учительницу, или он боится, что забудет положить что-то в портфель, или он боится, что не познакомится с детьми, не наладит контакт, или еще чего-то. Надо выяснить, чего конкретно опасается ребенок, и дальше, исходя из конкретных ответов ребенка, выстраивать логику поведения. Может быть, разыграть какую-то ситуацию. Например, мама – учительница, ребенок – первоклассник, или наоборот. В игре снимается напряжение ребенка, он видит, что ничего страшного там нет, ситуация для него представляется интересной. Он начинает ждать, будет ли соответствовать реальность тому, что он нафантазировал с родителями в игре накануне этого события. Ведущий конференции: Вы уже сказали, что есть дети, которые не хотят идти в школу, но большинство первоклашек очень даже хотят туда идти. Если ребенок хотел идти в школу и первоначально у него был интерес, но потом этот интерес пропал. Это что значит? Ребенок не адаптировался к этим условиям? Светлана Воликова: Родителям нужно прояснить ситуацию, выяснить у ребенка, с чем это связано. Там может произойти какая-то конфликтная ситуация, или он может столкнуться с какой-то сложностью, или с чем-то неожиданным для себя. Поскольку ребенок маленький, у него не так много способов реагирования на разные ситуации. У него мало опыта, он может не знать, как поступить. Он замыкается, может не очень хорошо себя чувствовать в школе, менее внимательно слушать преподавателя, соответственно начинаются пробелы в знаниях. Это также может усугублять его положение, затруднять адаптацию. На психологические трудности, которые у него возникли, накладываются реальные трудности в освоении новых знаний. Ведущий конференции: Как я поняла, для того чтобы ребенок быстрее влился в учебный процесс, надо больше разговаривать с ребенком и выяснять, что нравится, что не нравится. А есть какой-то показатель, как долго ребенок привыкает к школе? Светлана Воликова: Адаптация – это дело индивидуальное. Кто-то очень быстро перестраивается в любой ситуации, кто-то – нет. Возрастные нормативы у детей таковы: от нескольких месяцев до полугода (если измерять в учебном времени - это 2 четверти). Если к Новому году ребенок испытывает существенные трудности в школе: с трудом просыпается, не хочет идти в школу, часто плачет по этому поводу, то тогда стоит обращаться к специалистам. Ведущий конференции: А к Вам часто обращаются с такой проблемой? Светлана Воликова: Да. Школьные проблемы – одна из самых частых тем, которые заявляют на семейных и индивидуальных консультациях у психологов
Вопрос:слезева юлия Краснодарский край 14:17 29/08/2011
Какое максимальное количество учеников должно быть в первом классе? Что делать если учеников больше нормы?
Ответы:
Воликова Светлана Васильевна 12:37 01/09/2011
Мне на этот вопрос ответить сложно, потому что этот вопрос , я думаю, надо задавать чиновникам от образования. 25 человек должно быть в классе, чтобы класс открыли, но, я думаю, больше 30 не должно быть, особенно в первом классе, потому что процесс обучения в первом классе должен ориентироваться на индивидуальный подход к ребенку. Если детей больше 30, учителю на уроке невозможно физически заглянуть каждому в тетрадку. Поскольку для детей в первом классе учитель – авторитет, ребенку очень важен индивидуальный ежедневный контакт с учителем. Если детей больше 30, этот контакт невозможен, а этот контакт очень мотивирует ребенка на хорошую учебу, ребенок видит, что в нем заинтересованы, он чувствует, что его выделяют. Очень важно, как настроены родители. Если родители каждый отход от нормативных моментов будут воспринимать как катастрофу, то тогда и учителю будет трудно работать с детьми, и дети будут себя плохо чувствовать.
Вопрос:Дана Новгород 16:33 29/08/2011
Светлана, нужно ли готовить ребенка к школе заранее, когда я пошла в первый класс, все дети уже умели читать и только я не умела, но мне удалось быстро нагнать других ребят, и я не испытывала особого дискомфорта, а сейчас я задумываюсь о том надо ли учить мою 4-летнюю дочку читать и считать?
Ответы:
Воликова Светлана Васильевна 12:33 01/09/2011
Вопрос очень важный, но ответить на него однозначно нельзя. Сейчас, когда дети приходят на собеседование для поступления в школу, их обязательно просят почитать, посчитать. Если ребенок не умеет читать, считать, не знает букв, есть вероятность, что он не поступит в ту школу, в которую он хотел бы, и в которую его хотели бы записать родители. Поэтому социум диктует определенные требования. Готовиться к школе надо, потому что в школе существуют определенные требования, которым должен соответствовать ребенок. Например: он должен 40-45 минут высидеть на месте, он должен уметь сосредотачиваться. Если с ребенком не занимались до школы, то высидеть на одном месте, занимаясь какой-то интеллектуальной деятельностью, довольно трудно. Эта подготовка не должна быть очень навязчивой, потому что, если мама бегает по квартире за ребенком, ловит его, усаживает его заниматься каждый день, и это превращается в бои, то тогда у ребенка возникает установка, что учеба – это дело крайне неприятное, тяжелое, нудное, противное и сочетается с какими-то конфликтами. Такой настрой не будет способствовать удовольствию, которое он может получить от учебы. Ведущий конференции: Процесс обучения требует от ребенка определенной работы, поэтому я плохо представляю себе, что ребенок хочет заниматься, бежит на уроки Светлана Воликова: У разных детей это бывает по-разному. В начальной школе учебная деятельность является ведущей деятельностью. Детям нравится учиться, им нравится общаться, получать что-то новое, какие-то награды и похвалу за то, что они продемонстрировали усвоенное, им нравится педагог, педагог для них – авторитет. Это нормально, когда ребенку нравится учиться. Хуже, когда ему это не нравится. Естественно, не каждый день и не каждый момент времени ребенок с удовольствием делает уроки. Но, если ребенку вообще не нравится процесс учебы, то тогда стоит задуматься, отчего так происходит, и может ли родитель сам справится, или стоит привлекать специалистов. Ведущий конференции: У нашей читательницы дочери 4 года. Это нормальный возраст, чтобы начинать готовить ребенка? Светлана Воликова: Да. Главное правильно организовать процесс обучения. Если это будут какие-то «насильственные» действия по отношению к ребенку, то у ребенка может возникнуть отторжение. В 4-хлетнем возрасте все учебные моменты должны быть только в игровой форме Ведущий конференции: В четыре года, да. А ближе к школе, в 6 лет, говорить ребенку «Ты должен хорошо учиться, чтобы получить хорошую работу» правильно или нет? Светлана Воликова: Особенности ребенка таковы, что ему трудно построить такие длительные временные перспективы и планы. Современные дети на вопрос «Зачем тебе учиться?» отвечают совершенно одинаково: «Мне нужно хорошо учиться, чтобы поступить в институт, а потом получить хорошую работу, заработать много денег и т.д. Хорошая работа – для ребенка понятие абстрактное, поступление в институт тоже. Если родитель говорит именно такие фразы, есть большой риск, что ребенок будет ориентирован на какое-то абстрактное будущее и упустит жизнь, которая идет вокруг него. Школа – важная, но не единственная составляющая жизни ребенка. К сожалению, бывает так, что школа и школьные проблемы становятся единственной темой, которая связывает членов семьи в единое целое. Ведущий конференции: А что же им говорить тогда? Светлана Воликова: Одна моя приятельница, которая работает в детском саду психологом, рассказала мне такую историю. Родительское собрание в начале сентября. Мама выслушала программу, которую предлагает детский сад, а потом задала вопрос: «А диплом моему ребенку будет выдан?». Лучше говорить о том, что ребенку проще понять. Например. «Ты учишь английский язык для того чтобы, когда мы приедем отдыхать, ты мог чувствовать себя уютно в другой стране». Особенно хорошо, если вы действительно поедете отдыхать с ребенком, и он попробует на практике применить английский. Ему будет понятно, зачем это все нужно. В какой-то момент важно отпускать ребенка в магазин (или идти туда вместе с ним), чтобы он совершал какие-то покупки для себя и для семьи. Для того чтобы совершить покупку, нужно уметь считать. Русский язык тоже важен. Ему нужно говорить и писать , причем так, чтобы его поняли. Важно мотивировать тем, что ребенок может понять и применить на практике в настоящий момент
Вопрос:Дарья Голубкина 09:15 30/08/2011
Как заставить ребенка делать уроки без нашего с мужем контроля? Стоит один раз не проконтролировать процесс, как вечером сын обязательно придет с двойкой в дневнике, хотя уже большой, пойдет в пятый класс.
Ответы:
Воликова Светлана Васильевна 12:41 01/09/2011
Иногда обращаются на консультацию родители с детьми значительно старше, чем этот мальчик, даже учащиеся 10-11 классов. Однозначно винить в этом родителей нельзя, потому что ситуация складывается таким образом. Если родители контролируют ребенка, то ребенок хорошо учится. Это снимает родительскую тревогу. Они видят, что он учится, что у него нет пробелов в образовании, и значит они – хорошие родители. Если они снизят контроль, ребенок начинает приносить низкие отметки, их тревога повышается. Для ребенка это тоже нелегко, потому что он не знает, что делать, он не умеет быть самостоятельным. С одной стороны, он возмущается постоянным контролем, с другой – не знает, что делать со свободой, если контроль уходит. 5 класс – это довольно поздний возраст для обучения самостоятельности, лучше начинать этим заниматься с первого класса. Это обучение должно происходить по шагам. Первый шаг – поговорить с ребенком, чтобы выяснить, почему он не хочет учиться, или почему он отказывается делать уроки, или что ему сложно сделать. Если задавать ребенку такие вопросы, то много любопытного для себя родители могут услышать. Например, родители считают, что ребенок просто ленится или он не хочет учиться, потому что у него друзья, компьютер или другие интересные, для него вещи. А может оказаться, что он не хочет делать уроки, потому что боится ошибиться, а родители очень резко реагируют на его ошибки. Или он не понимает, зачем нужно учиться, потому что всегда за него учились родители, всегда они держали под контролем этот процесс, и он воспринимает школу, как очень неприятную повинность и обязанность. Бывает, что ребенок не может правильно спланировать свое время: приходит из школы, садится за компьютер и ему трудно усадить себя за уроки, или какие-то другие причины мешают сесть за уроки, следить за временем. Вам нужно понять, что конкретно стоит за этим нежеланием учиться. Второй шаг – это обучение самостоятельности при выполнении домашних заданий. Важно проговорить с ребенком, знает ли он, как надо готовиться к урокам. Например: знает ли он, когда нужно садиться, чтобы успеть сделать уроки хотя бы до 9 вечера, знает ли он, как распределить свои силы и нагрузку, какие предметы выполнить вначале, какие – потом, знает ли он, как действовать, если у него не получается, может ли он обратиться к родителям за помощью или позвонить своим друзьям. Третий шаг. Ребенку важно предоставить некоторую самостоятельность и обговорить, насколько вы договариваетесь и как это будет подкрепляться, какие «приятности» получит ребенок, если будет справляться. «Приятности» - не материальные, а какое-то совместное дело, приятное для ребенка. Например: совместная прогулка на роликах, поход в кино, игры или еще что-то, что сплачивает его с родителями, приносит ему удовольствие и дает этому учению какое-то положительное подкрепление. Только после того, как все эти шаги будут обговорены, когда родители убедятся, что ребенок понимает, зачем он учится, в какой последовательности необходимо готовить уроки, ребенку важно предоставить самостоятельность и дать ему возможность попробовать претворить это все в жизнь. Иногда родители действуют таким образом: проговорили все это, ребенок делает самостоятельно, но, поскольку его так долго контролировали,( это новая для него деятельность, любая новая деятельность сопряжена с ошибками), родители должны быть готовы к тому, что отметки могут снизиться. Если родители к этому готовы, то все пройдет хорошо. Если родители каждую ошибку будут воспринимать как катастрофу, как то, что план не срабатывает, ничего не получается, надо возвращаться к контролю, ребенок не научится быть самостоятельным. Ведущий конференции: Ребенок принес тройку. Какова должна быть реакция родителей? Светлана Воликова: Спокойно поговорить о том, что случилось, отчего отметка именно такая. Иногда ребенок не может получить более высокую отметку в силу того, что этот предмет ему не дается, и тогда «3» – это замечательно. Иногда бывает, что он недоработал, и надо обсудить, как сделать так, чтобы в следующий раз «3» не было.
Вопрос:Е Павлова 10:05 30/08/2011
Здравствуйте, нам еще далеко до школы, но меня мучает вопрос, дело в том, что я не хочу отдавать ребенка в детсад, есть ли опасность, что когда придет время идти в школу мой ребенок не будет должным образом адаптирован к общению с другими детьми? Заранее спасибо за ответ! С уважением Екатерина Павлова.
Ответы:
Воликова Светлана Васильевна 12:38 01/09/2011
Важный вопрос. Решение отдавать ребенка в садик или оставить дома принимают родители. Нет правильных или неправильных ответов на этот вопрос. Если вы оставляете ребенка дома, то помните, что садик, помимо прочего, выполняет функцию адаптации и социализации ребенка, то есть учит ребенка общаться с большим коллективом детей, учит отстаивать свою позицию, с другой стороны, подстраиваться, что тоже очень важно. Если вы оставляете ребенка дома, попробуйте организовать занятия или посещение таких мест, которые бы выполняли эту функцию садика. Это может быть детская площадка, если там большое количество детей разного возраста, и вы ходите туда каждый день, или это группа развития, которых сейчас много, или это творческие занятия. Обратите внимание, чтобы в этих творческих занятиях ребенок пристраивался к новым правилам, чтобы он мог выполнять что-то по заданию, чтобы ему было легче выполнить в школе требования, которые она предъявляет, например, дисциплина. Помимо дисциплинирующего фактора, в таких занятиях обязательно должно присутствовать свободное общение.
Вопрос:Мама 12:27 30/08/2011
Здравствуйте. В нашей семье немного другая проблема, дочке нравилось учиться, но приближаясь к возрасту 14 все резко изменилось, и теперь на родительских собраниях наша фамилия самая популярная. Подскажите, как действовать в таких случаях, обращались за помощью к психологу в школе, но ситуация усугубилась, особенно, когда об этом узнали одноклассники. Начались насмешки в адрес дочери.
Вопрос:Женя Щепучина 13:16 30/08/2011
1-ое сентября это не только стресс для первоклашек,но и для родителей!!!Как нам то себя вести,Светлана Васильевна?
Вопрос:НП Рязань 13:31 30/08/2011
Светлана, здравствуйте, у нас дочь в этом году не смогла поступить в театральный ВУЗ, очень сильно расстроилась из-за этого, тем более, что ее бывшие одноклассницы и подружки все поступили, не знаю, чем я могу ей помочь, сейчас она ищет работу, но и здесь, как вы понимаете, на ее услуги не очень большой спрос, кому нужна бывшая школьница без опыта работы?
Вопрос:Эльвира 14:26 30/08/2011
Здравствуйте, в нашей семье двое детей, старший уже отучился, младший первого сентября пойдет в первый класс. Заявления старшего: я не пойду в школу или я не буду делать уроки решались просто: ремнем, или отправлением в угол, в итоге сын через месяц прекратил устраивать истерики, сейчас думаю, что прибегать к подобным вещам с младшим я не хочу, что же делать?
Вопрос:Алиса 31 15:02 30/08/2011
У меня необщительный ребенок, даже в садике не дружит особо с другими детьми и во дворе тоже, в этом году идет в первый класс, что с ним будет в школе? Дети порой такие жестокие бывают, я очень сильно переживаю!!!
Вопрос:Олег Игоревич 17:18 30/08/2011
Уважаемые, адаптация детей проходила бы нормально, если бы у нас в стране были НОРМАЛЬНЫЕ учителя!!!!! Просто правильно выбирайте школу и все будет ХОРОШО!!!!!
Вопрос:Хлоя 09:07 31/08/2011
Между прочим, у одиннадцатиклассников стресс больше, чем у первоклашек, вот кому надо помогать, только непонятно как, что скажите?
Вопрос:Sonya 31 09:13 31/08/2011
Светлана Васильевна, в нашей семье сразу несколько ситуаций требующих помощи психолога, ребенок идет в школу, а мы с мужем разводимся. Короче говоря, одно навалилось на другое, мы с супругом не знаем как найти общий язык, а тут такое знаковое событие, боюсь, что экс-мужинек даже на первый звонок не придет:( как объяснить эту ненормальную ситуацию ребенку я не знаю...
Вопрос:Семья Коротковых 09:19 31/08/2011
Добрый день, нам не повезло с расположением будущей школы, поскольку выбрали самую лучшую в городе и с английским уклоном, теперь придется тащится в буквальном смысле из одного конца города на другой, возить каждый день дочку на занятия нет возможности, поскольку у меня и у мужа работа, а как ее отпускать одну я тоже не представляю, она довольно самостоятельная, но страшно как-то, тем более наш общественный транспорт оставляет желать лучшего. Посоветуйте, как сделать так, чтобы мы перестали переживать и ребенок привык сам добираться до школы?
Вопрос:Лариса Тестова 09:25 31/08/2011
Уважаемая Светлана Васильевна, мы в этом году идем в первый класс, как ни странно, Оля рвется туда с такой силой, что иногда этот энтузиазм даже пугает, портфель мы собрали еще 23 августа, но вопрос у меня в другом, кроме школы мы еще записались в две секции: танцы и плаванье, фактически у ребенка не будет свободного времени и я переживаю, что от такой загрузки она может очень быстро устать и потерять интерес и к учебе и к кружкам, какая нагрузка должна быть в первый год обучения ребенка?Спасибо.
Вопрос:Яна + 1 09:29 31/08/2011
Здравствуйте. Буду очень благодарна, если ответите на вопрос. Как отучить ребенка от компьютера? Мальчику 14 лет, с утра до ночи играется, но при этом уроки делает исправно и в классе отличник, но игрушки заменяют ему друзей.
Вопрос:Григорий 35 лет 09:34 31/08/2011
Приветствую Вас, недавно были у друзей, у них четверо детей и все они уже ходят в школу, все хорошисты и есть даже один потенциальный медалист, спрашиваю: В кого они у вас такие умные? А они мне и отвечают: Это мы умные, а не они. И загадочно улыбаются. Потом выяснилось, что за хорошую учебу дети наших друзей получают деньги! А за плохие оценки штрафы. Я вот думаю, может это неплохая система мотивации? Как Вы думаете?
Ответы:
Воликова Светлана Васильевна 12:42 01/09/2011
Если в этой семье такая материальная мотивация срабатывает, я за них только рада, но чаще всего бывает, что материальная мотивация приводит к обратным результатам. Ребенок начинает только считать деньги. Это единственный мотив, который им движет. Он совершенно не воспринимает никакие другие мотивы. Он не понимает, зачем ему учиться, кроме как получать деньги. А финансы у родителей все-таки когда-то заканчиваются. Это очень неустойчивая мотивация. Ведущий конференции: Светлана Васильевна, спасибо большое за то, что Вы пришли к нам в гости. Мне бы хотелось, чтобы Вы обратились к тем, кто нас сейчас смотрит, с какими-то пожеланиями. Светлана Воликова: Уважаемые читатели газеты, уважаемые интернет-пользователи, уважаемые зрители! Еще раз поздравляю с началом нового учебного года и хотелось бы пожелать, чтобы этот учебный год принес побольше радости в ваши дома, поменьше конфликтов, чтобы школа была важной, но не единственной составляющей вашего взаимодействия с детьми, чтобы вы находили выход из сложных ситуаций, которые все равно бывают, чтобы ваши дети учились быть самостоятельными, учились иметь свое мнение, учились выигрывать, но и учились проигрывать, не боялись ошибок, но и не воспринимали ошибки как катастрофу, а только как повод задуматься, почему они возникли, и как сделать так, чтобы они дальше не появились. Еще раз поздравляю вас. Спасибо большое. Всего доброго! Ведущий конференции: Спасибо Вам огромное, Светлана Васильевна, что были с нами. Спасибо, дорогие друзья! Я, в свою очередь, хочу пожелать, чтобы этой осенью у вас все было на «5+» не только в учебе, но и в жизни. Всего доброго!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы