Примерное время чтения: 26 минут
463

Первый раз в первый класс!

В конференции участвуют: Холодова Ольга Анатольевна

Первое сентября не за горами. Не успеете оглянуться, как вы уже ведете своего ребенка в школу. Этот момент всегда волнительный, особенно, если чадо – будущий первоклассник. Причем родители, как правило, переживают больше самих детей. Головная боль, связанная с подготовкой к обучению, начинает терзать мам и пап задолго до торжественного события.
На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным? Когда начать подготовку? Каковы показатели психологической готовности к обучению? Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?

На эти и другие вопросы читателей AIF.RU ответила почетный работник общего образования, учитель высшей категории Ольга Холодова.

Вопрос:Василий Шибанов 18:14 28/07/2010
1 сентября дочь пойдет в 1 класс но сегодня не знаем по какой программе будем учиться, всего их около 7 как такое допустили? должна быть одна программа - общероссийская остальные - факультативные соответственно нет единых учебников такой же бардак будет в головах первоклассников похоже организация обучения на самотеке и что потом с учеников спрашивать? и еще я бы ввел с 1 класса предмет: Юридический минимум гражданина РФ а еще Основы безопасности, самозащиты и коммуникабельности С уважением, Василий
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:14 24/08/2010
Сейчас начальная школа переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Обучение осуществляется по альтернативным учебно-методическим комплектам. Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический комплект (УМК) имеет концепцию: 1. «Начальная школа XXI века» 2. Система начального образования Л.В.Занкова 3. Система начального образования Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова 4. «Гармония» 5. «Школа 2100» 6. «Школа России» 7. «Классическая начальная школа» 8. «Перспективная начальная школа» 9. «Планета знаний». Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) введен в школах с первого класса уже более 10 лет. В некоторых школах несколько лет уже с 1 класса ведется факультативно предмет «Граждановедение».
Вопрос:Василий Шибанов 07:57 03/08/2010
Здравствуйте. Дочь будет учиться по программе "Школа 2100". По этой программе тоже кстати много отрицательных отзывов. Сдается мне, что реформы образования логичнее проводить эволюционным путем , а не революционным. За комплект учебников в магазине просят 3000 руб. Помню на лекциях в 70-х годах нам читали, что цены на все детское меньше, чем на взрослое и таким образом Государство стимулировало рождаемость. Мы конечно для Дочки ничего не пожалеем, но представляется, что есть много людей с меньшим достатком. Почему они вынуждены в чем-то отказывать своим детям, а вдруг среди них растут Ломоносовы и Менделеевы ??? С уважением, Василий.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:15 24/08/2010
Учащиеся, занимающиеся по федеральному комплекту учебников, обеспечиваются ими через школьную библиотеку бесплатно. Учебники других авторов частично приобретаются за средства родителей. Рабочие тетради к учебникам, прописи, дидактические материалы приобретаются родителями по рекомендации учителя.
Вопрос:Юлия 11:53 04/08/2010
Здравствуйте,была на родительском собрании в мае и учитель заявила,что дети поступающие в первый класс должны уже уметь читать,хотя бы по слогам,а в идеале - бегло.Правильно ли это,т.к.подразумевается, что родители должны обучить своего ребенка:чтению,счету,письму?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:15 24/08/2010
Существуют критерии готовности ребенка к школьному обучению, которые включают: личностную готовность – школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания; интеллектуальную готовность – наличие кругозора, запас конкретных знаний в области развития речи, окружающего мира, должны быть развиты элементарные математические представления, развит интерес к знаниям, способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец; социально-психологическую готовность – умение общаться со взрослыми, сверстниками, умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы; физиологическую готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе.
Вопрос:Елена Максимова 20:02 04/08/2010
Наш сын идет в первый класс.В Оренбургской области обязательна школьная форма и это не плохо. В связи с предстоящей жаркой осенью и обычно теплыми майскими днями жалко детей, которые вынуждены париться до обмороков в шерстяных костюмах. Как решить вопрос,куда обращаться, по поводу введения "летних" вариантов, стандартов, одежды для учеников младших и старших классов. По старшему сыну знаю, что с 1.09 начнутся придирки из-за формы.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:15 24/08/2010
Существуют и «летние» и «зимние» варианты школьной формы. Этот вопрос надо решать с администрацией школы, в которую пойдет ваш сын. Школа имеет право заказывать тот вариант школьной формы, которая будет учитывать пожелания родителей.
Вопрос:Светлана С 18:06 05/08/2010
Как морально и физически подготовить к 1 сентября 7 классника? Как пережить без нервных потрясений сентябрь?
Вопрос:Инна 18:24 08/08/2010
Я как родитель двоих дочерей возмущена что одна дочь училась по одним учебникам, а теперь я должна покупать другие для второй. Кроме того обязательная школьная форма тянет на 3-5 тыс. Этих затрат можно вполне избежать если ввести одну программу на всю страну и свободную школьную форму.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:15 24/08/2010
Все учебники в школах обязаны выдавать бесплатно по какому бы УМК не велось обучение. За деньги приобретаются только специальные рабочие тетради к этим комплектам. Что значит свободная школьная форма? Слово «форма» уже предполагает определенный образец. Может быть: или школьная форма определенного образца, выбранная данной школой, или деловой костюм.
Вопрос:Анна 09:11 12/08/2010
Здравствуйте! Мой ребенок в сентябре идет в первый класс. В связи с получением путевки на отдых к морю у нас возникнет необходимость забрать ребенка на 2 недели из школы, в середине сентября. Правильно ли мы сделаем, не повлияет ли это на учебный процесс? Обязательно возьмем в отпуск все необходимые школьные занятия (надеемся, что педагог пойдет навстречу).Правильно ли мы поступим?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:16 24/08/2010
Я бы не рекомендовала прерывать посещение школы в сентябре, особенно первокласснику, т.к. именно в этот период идет адаптация (привыкание, приспособление) ребенка к школьной жизни. Первые четыре недели обучения являются наиболее напряженными для всех детей. Этот период называется «острой» адаптации. Большинство уроков в это время посвящены именно введению в школьную жизнь, а не активному периоду обучения. Пропустив такие важные дни, у вашего ребенка могут возникнуть трудности с «вхождением» в школьную жизнь.
Вопрос:Лана 17:40 12/08/2010
Если ребенок родился в ноябре, когда его лучше "отдать" в 1 класс в 6 или 8 лет?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:16 24/08/2010
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также от состояния здоровья ребенка и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Согласно СанПиН 2.42.1178-02 в 1-е классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обязательным условием для приема в школу является достижение к 1 сентября возраста не менее шести лет шести месяцев, но не позже достижения ими 8 лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Вопрос:Viktory 16:57 13/08/2010
Нужно ли, чтобы при поступлении в первый класс, ребенок уже умел читать и писать?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:16 24/08/2010
Желательно, чтобы при поступлении в первый класс ребенок владел слоговым чтением.
Вопрос:Кристи 16:59 13/08/2010
Как быть, если нет возможности встречать ребенка из школы? Существуют ли группы продленного дня для маленьких детей? Насколько долго они могут там находиться?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:17 24/08/2010
В соответствии с Уставом школы и существующими возможностями, на основании письменных заявлений родителей могут быть открыты группы продленного дня. Порядок зачисления в группы продленного дня: 1. Заявление родителей о зачислении ребенка в группу продленного дня подается в мае (с целью своевременного заказа финансирования, подбора кадров и подготовки условий для работы ГПД). Заявление родителей, поданное после начала нового учебного года, удовлетворяется при наличии возможностей. 2. Режим работы ГПД устанавливается учреждением образования по согласованию с родителями учащихся.
Вопрос:Sonaria 17:15 13/08/2010
Здравствуйте! Моей дочери 5 лет. Как правильно подготовить ее к школе, нужно ли посещать какие-то дополнительные занятия, как правильно построить процесс подготовки, чтобы не отбить интерес к учебе? Спасибо!
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:17 24/08/2010
Я, как учитель, уверена, что если с ребенком начать заниматься еще до поступления в школу, в будущем его ожидает гораздо меньше проблем с обучением и он быстрее адаптируется к новым условиям, станет более общительным, веселым и уверенным в себе, чем большинство его сверстников, ничем и нигде не занимающихся. Работа на подготовительном этапе чрезвычайно важна. Ведь от того, как будет организовано предшкольное образование, зависит качество образования на последующих ступенях обучения. Лучше чтобы эту работу выполняли профессионалы. Сейчас на базе некоторых школ открыты «Школы раннего развития», «Центры интеллектуального развития» и т.д. Также в детских садах с детьми проводят обязательные занятия по подготовке к школе. Выбор за вами. Но помните, что дети в возрасте 5 – 7 лет особенно ориентированы на реакцию взрослых. Поэтому Вам просто необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашей дочери.
Вопрос:Ангелина 17:17 13/08/2010
Подскажите, какие занятия можно проводить с ребенком на тренировку памяти? потому что мой ребенок рассеянный, мне кажется. в школе с этим ему будет очень трудно. С уважением, Ангелина
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:17 24/08/2010
Я прекрасно понимаю, что в силу нашей занятости, бытовых проблем, очень часто не хватает времени для того, чтобы сесть и позаниматься с ребенком. Но можно заниматься развитием способностей детей играючи, так, что ребенок и не заметит, что он занимается. Например, упражнения на развитие памяти можно делать по дороге в детский сад, на прогулке. Вот одно из них. Называйте ребенку 10 слов, не связанных по смыслу, а он их должен повторить. Можно попробовать связать слова в предложение, тогда легче будет их запомнить. Вышагивая вместе, разучивайте стихи, песни. Для развития внимания очень полезно простейшее упражнение – в газете за определенное время найти и зачеркнуть, например, все буквы «А». Дети очень любят игру «Да и нет не называть». Занимаясь любой домашней работой, вы задаете ребенку вопрос, а он должен ответить на него, не используя слова «да» и «нет».
Вопрос:Стас 11:17 15/08/2010
Как Вы относитесь к сериалу "Школа", он действительно отражает реальность? Если да, то детей опасно отдавать в такие учреждения!
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:17 24/08/2010
Сама не смотрю, и мои дети не хотят. А в реальной жизни всегда есть и положительные, и отрицательные ситуации. Еще всем родителям нелишне знать, что все мы грешим высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу, не хулигань и т.п.!» Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Вопрос:Лариса1979 11:22 15/08/2010
Здравствуйте! МОй ребенок не любит общаться со своими сверстниками во дворе, очень переживаю, что в школе он станет "белой вороной", как этого избежать, может заранее пойти к психологу?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:18 24/08/2010
Из всех характеристик и особенностей личности малыша можно выделить два основных параметра, сформированность которых наиболее важна для школьного обучения. Это: 1. умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми; 2. умение общаться со сверстниками. Школьные формы обучения носят коллективный характер и предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся. Если общение ребенка с детьми не отличается конфликтностью, если он относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности, удерживает во внимании их общую цель, то можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения ребенка с другими детьми. Если же у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех и неудачу соседа по парте. Все это, вне зависимости от уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации, сказаться на успеваемости ребенка. Так что учите свое чадо искусству общения. Это важно! Если Вам кажется, что проблема большая – обратитесь к детскому психологу.
Вопрос:Василий Вениаминович 11:23 15/08/2010
Раньше в школе учебники выдавали в школьной библиотеке, а сейчас все надо покупать своими силами, а прежде, оббежать половину книжных магазинов города в поисках нужного. Как это понимать? А как же бесплатное образование?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:18 24/08/2010
В соответствии с п.50 типового положения об общеобразовательном учреждении «все учащиеся школы, независимо от выбранной формы получения образования, имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения».
Вопрос:Марго 74 11:25 15/08/2010
Ольга Анатольевна, добрый день! Скажите, а у вас есть дети, как справлялись, отправляя ребенка в школу?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:18 24/08/2010
У меня двое детей. Старший сын в этом году закончил школу, и поступил в институт, а младший пойдет в 4 класс. Справляюсь, как и большинство мам: «Если не я, то кто же?!»
Вопрос:Маришка 11:27 15/08/2010
Дети все разные, у кого-то интеллектуальные и психологические способности более развиты, дети общительны, быстро соображают. У кого-то - менее. При формировании классов учитывают ли это? Заранее спасибо за ответ
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:19 24/08/2010
Так как никаких собеседований и никаких экзаменов до зачисления ребенка в 1 класс не должно быть, то только после того, как ребенок принят, школа может провести собеседование с целью выявления особенностей развития ребенка и планирования индивидуальной работы с будущим учеником. Чаще всего классы формируют равными по способностям.
Вопрос:Симона 11:32 15/08/2010
Ребенку надо перестроится. ПОдскажите, как встречать его из школы, сколько времени необходимо ребенку, чтобы восстановить силы, и приступить к домашнему заданию, ведь я знаю, сейчас нагрузка на детей очень большая, даже в таком маленьком возрасте. Спасибо!
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:19 24/08/2010
Режим дня первоклассника заслуживает отдельного внимания. К сожалению, многие дети (по статистике, порядка 40-50%) обладают синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД) или, как следствие вегетососудистой дистонией. Эти легкие неврологические заболевания могут скомпенсироваться к 10-12 годам при условии соблюдения общей гигиены жизни (нормальная продолжительность сна – 9-10 часов, прогулки – 2-3 часа, подвижные игры и занятия спортом, полноценное питание). Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе. Специалисты дают такие рекомендации по режиму дня первоклассника: подъем – не ранее 7.00, обязательно завтрак; занятия в школе только в первой половине дня; в 10.00 – горячий завтрак в школе; дорога из школы или прогулка после занятий 13.00 – 13.30; обед – 13.30 – 14.00; послеобеденный сон или отдых – 14.00 – 15.00; прогулка или игры на воздухе – 15.00 – 16.00; полдник – 16.00 – 16.15; выполнение домашних заданий – 16.15 – 17.30; прогулка – 17.30 – 19.00; ужин и свободные занятия, тихие игры – 19.00 – 20.30; приготовление ко сну - 20.30 – 21.00; сон – не позднее 21.00.
Вопрос:Лиза 09:16 16/08/2010
как оптимально подобрать школу, зная способности ребенка? Например, он очень хорошо мыслит лонически, но близко от дома нет школы с математическим уклоном.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:19 24/08/2010
Узнать о близлежащих школах можно, во-первых, в окружном управлении образования. У каждого окружного управления образования есть сайты, где размещена информация об образовательных учреждениях. Во-вторых, практически у всех школ тоже есть свои сайты. Ну и, наконец, никто не отменял «сарафанное радио». Школу вам могут порекомендовать мамы других детей из детского сада или соседки по подъезду. Но на мой взгляд, важно подобрать не школу с «математическим» уклоном или «обыкновенную», а подобрать ту школу и ту учительницу которая понравится Вашему ребенку, войдет с ним в контакт. Ведь и школа, и учительница могут быть очень хорошими, но, к сожалению, если ребенок их не полюбит, то неизбежны проблемы, в том числе с учебой. Именно по этой причине родителям стоит брать ребенка с собой, когда они идут записывать его в выбранную ими школу.
Вопрос:Екатерина1278 09:19 16/08/2010
Ольга, здравствуйте! А Вы за или против школьной формы?
Вопрос:Евгения Галушко 09:22 16/08/2010
Ольга Анатольевна, здравствуйте! Подскажите, как быть. Мой ребенок совсем не хочет идти в школу, в октябре ей исполнится 7 лет. Она категорически против, говорит, что еще маленькая и в школу ходить не будет. Я стараюсь уговорами, интересными рассказами, увлекательными играми рассказать ей, как там будет хорошо, но она ни в какую. Подскажите, что же мне делать, это ведь может пагубно отразиться на психике ребенка?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:19 24/08/2010
На пути вашего ребенка к школе могут встретиться три барьера. Барьер первый – возрастной; барьер второй – умственный и барьер третий – психологический. Он один из самых трудных. Здесь ребенка невозможно «натаскать» или научить. Психологическая готовность – это достаточный уровень развития у ребенка познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и речи) и сформированность внутренней позиции школьника. Последняя заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу обычно появляется желание стать школьником, заниматься серьезной деятельностью, учиться. Для детей очень важны атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, портфели, учебные принадлежности. Если все три барьера ваш ребенок успешно преодолел – добро пожаловать в школу! Ребенок не готов? В этом случае, лучше всего, подождать год, дать ребенку возможность повзрослеть, чтобы в своей школьной жизни он чувствовал себя уверенно и комфортно. Если вы всё же решили отдать ребенка в школу в этом году, то несколько советов: 1. проявляйте максимум терпения и доброжелательности; 2. подчеркивайте малейшие успехи, даже самые незначительные; 3. непременно поощряйте, хвалите в тех случаях, когда он этого заслуживает; 4. чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученица», необходимо отношение всех окружающих взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка («ты теперь ученица, большая девочка, у тебя новые, серьезные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, но нужно давать установку на «взросление». 5. установка на «взросление» - это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в компетентности каждого родителя), но всё же постарайтесь дать возможность вашему ребенку «подрасти» в своем мироощущении, почувствовать себя старше. 6. ребенок должен знать, что как бы у нее не сложились отношения в школе, у вас она всегда найдет поддержку, сочувствие; она должна быть уверенна, что вы вместе сможете найти выход из любой трудной ситуации. 7. если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами, обратитесь к психологу.
Вопрос:Амалия 09:24 16/08/2010
какие новшества в сфере образования будут вводиться в этом году. Ведь каждый год придумывают что-то новенькое?
Вопрос:Кирилл Меньшов 09:31 16/08/2010
Скажите, может ли образование в России стать платным? ПО-моему сейчас кэтому ест все предпосылки
Вопрос:Людмила Себастьяновна 09:34 16/08/2010
Как Вы считаете, наше российское образование достойно международного уровня?
Вопрос:Филипп 09:45 16/08/2010
Вам не кажется, что в школах сейчас возникла глобальная проблема отсутствия нравственных идеалов. Школьникам не на кого равняться, а потому у нас так много наркоманов, больных людей?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:20 24/08/2010
Пусть Вас меньше волнуют проблемы пребывания ребенка в школе и больше – проблемы пребывания дома. Дом для ребенка всегда должен иметь гораздо большее значение, чем всё остальное. Даже когда ребенок становится школьником, семья для него продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.
Вопрос:Елена1129 13:09 20/08/2010
Здравствуйте Ольга Анатольевна! Моему сыну сейчас 5,5 лет.Мальчик, по мнению воспитателей в детском саду интеллектуально развит и немного опережает сверстников.Читать и писать еще не умеет, но мы и не настаиваем на этом.Он сам хочет пойти в школу в следующем году т.е. в 6,5 лет. Тянется за старшей сестрой, которая учится в 3-м классе, говорит, что в саду ему не интересно. Я понимаю, что это очень индивидуально и нельзя дать совет не протестировав ребенка. Но все-таки существуют ли какие-то общие критерии по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе и что бы Вы мне посоветовали. Заранее благодарна.
Вопрос:Лесничук Елена 13:08 21/08/2010
Здравствуйте. Мои дети-двойняшки в школу пойдут в следующем году. Какой минимум знаний должен быть у детей , когда они идут в школу. Должен ли ребенок читать, писать? Согласно нового закона об образовании, родители будут оплачивать дополнительные услуги. Что это-предметы, которые раньше входили в образовательную программу или что то новое?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах