Примерное время чтения: 8 минут
6481

Под гнётом трёх букв. Что произошло с российским образованием в 2013 году

2013 год для российского образования получился переходным. Высшая и средняя школа постепенно перестраивались на выдвигаемые новым законом «Об образовании» требования, в ходе этого процесса сталкиваясь со всё новыми и новыми трудностями. От всевозможных реформ устали все, однако конца и края им пока не видно.

ЕГЭ жил, ЕГЭ жив, ЕГЭ будет жить

Единый государственный экзамен превратился, пожалуй, в главную проблему российского образования. Сценарий «ЕГЭ-страданий» в 2013 году был примерно таким — первую половину года Минобрнауки убеждало всех, что на сей раз всё пройдёт без сучка и задоринки, а во второй каялось и признавало ошибки.

Несмотря на уверения в том, что прежние недостатки устранены, ЕГЭ-2013 оказался едва ли не самым скандальным за всё время его проведения. Экзаменационные материалы упорно появлялись в Сети, сдающие экзамен не расставались с телефонами, а в Дагестане и вовсе открылась новая отрасль туризма — ученики выпускных классов со всей страны переводились в школы горных аулов, где вовсе не было никакого контроля над проведением ЕГЭ.

После окончания сдачи ЕГЭ глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пытался сделать хорошую мину при плохой игре, убеждая, что в целом нарушения не повлияли на итоги экзаменационной кампании.

Однако оргвыводы свидетельствовали об обратном — руководитель Рособрнадзора Иван Муравьёв, отвечавший за проведение ЕГЭ, покинул свой пост, проработав менее года.

В конце года были опубликованы выводы Генпрокуратуры, которая обнаружила не менее 900 серьёзных нарушений при проведении процедуры ЕГЭ в 2013 году. Вывод: процедура ЕГЭ в нынешнем виде не обеспечивает справедливого распределения мест в вузах, приоритетное право поступления туда получают не умные и талантливые, а самые хитрые и пронырливые.

Изменений в ЕГЭ готовится много — введение устной части, возвращение сочинения и т. д. Однако всё это появится не ранее 2015 года. Что касается ЕГЭ-2014, то на нём ожидается ужесточение мер безопасности вплоть до появления на входе в экзаменационные аудитории полицейских с металлоискателями.

Скандал с «липовыми» диссертациями

В 2013 году стало окончательно ясно: жульничают не только на ЕГЭ и не только с получением диплома о высшем образовании, но и с получением учёных степеней.

Главным, пусть и невольным виновником разоблачений стал политический активист партии власти Андрей Андриянов, который после президентских выборов 2012 года возглавил знаменитую физико-математическую «школу Колмогорова» при МГУ.

Возглавил при поддержке и одобрении ректора МГУ Виктора Садовничего. И всё бы ничего, если бы не бывшие выпускники этой легендарной школы, которым категорически не понравилась личность Андриянова.

«Колмогоровцы» провели настоящее научное исследование и обнаружили, что Андриянов, по образованию химик, умудрился получить степень кандидата исторических наук. Причём защищался Андриянов не в родном МГУ, а в диссертационном совете Московского педагогического государственного университета.

Исследовав работу Андриянова, его противники пришли к выводу, что это самый настоящий плагиат, причём весьма неудачно замаскированный. Директор «школы Колмогорова» пытался оправдываться, получил поддержку ректора Садовничего, но вопрос оказался на рассмотрении в Минобрнауки.

В феврале 2013 года состоялась «научная казнь» Андриянова — Высшая аттестационная комиссия лишила его учёной степени. Ему также пришлось покинуть пост директора «школы Колмогорова».

Но главное, что история с Андрияновым стала той ниточкой, с помощью которой начал распутываться целый клубок «липовых» диссертаций. Вместе с Андрияновым лишились учёных степеней ещё 10 человек, а сам диссертационный совет МПГУ был разогнан.

После этого волна разоблачений накрыла Россию: вопиющий плагиат находили в работах политиков практических всех ведущих партий, успевших обзавестись учёными степенями. Впрочем, до лишения незаслуженных регалий практически не доходило.

Правда, в самом конце года случилось событие, доселе невиданное — у одного из чиновников проснулась совесть. Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы Алексей Комиссаров, уличённый в некорректных заимствованиях при написании диссертации на соискание степени кандидата экономических наук, сам написал заявление в ВАК с просьбой об аннулировании учёной степени. Комиссаров намерен вновь написать работу и защитить её в установленном порядке. Этот поступок не заслуживает ничего, кроме уважения: не каждому дано признать собственные ошибки.

Россия обретёт единый учебник истории

В 2013 году Россия решила создать единый школьный учебник истории. Собственно, это решение принял один человек — Владимир Владимирович Путин. На заседании Совета по межнациональным отношениям в феврале 2013 года глава государства выступил с инициативой о разработке единых учебников истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований.

О том, что инициатива достаточно сомнительна, сказали все… кто не состоит на государственной службе. Остальные взяли под козырёк и принялись исполнять.

В ходе работы историки пришли к выводу, что в отечественной истории существует 31 спорный вопрос, по которым учёные не могут выработать единой позиции.

Неудивительно, ведь споры в научном мире вокруг тех или иных исторических фигур продолжаются десятилетиями. Удивительно другое — консенсус создатели концепции единого учебника достигли уже к осени 2013 года.

В ноябре 2013 года концепция единого стандарта преподавания истории, подготовленная рабочей группой российских историков под руководством главы Российского исторического общества, председателя Госдумы Сергея Нарышкина, министра образования Дмитрия Ливанова и министра культуры Владимира Мединского, была направлена для ознакомления в Кремль главному «заказчику» — Владимиру Путину.

На основании этой концепции и будет создан учебник, от которого уже сейчас у многих в историческом сообществе волосы встают дыбом.

Например, татаро-монгольское иго из русской истории исчезает, так как сильно не нравится общественности Татарстана. Заменит его «система зависимости русских земель от Золотой Орды». Не будет больше и Октябрьской революции — теперь весь период с 1917 по 1921 годы получит название Великая русская революция. Писатель Михаил Веллер на сей счёт ехидно заметил: как же теперь будет трактоваться орден Октябрьской революции? Как объяснить несчастным школярам, каким орденом награждали в СССР, если из истории вымарано само понятие «Октябрьская революция»?

Учитывая нашу любовь к переписыванию истории, можно не сомневаться, что изменения в единый учебник будут вноситься регулярно.

Новые школьные предметы

В 2013 году чиновники, депутаты, общественные деятели наперебой предлагали ввести в школьную программу новые предметы. Перечислить абсолютно все предложения не представляется возможным, так как многие инициативы продвигались не на федеральном, а на региональном уровне. Вспомним хотя бы часть из того, чем хотели «осчастливить» школьников.

ОАО «Российские железные дороги» и Главное управление на транспорте при Министерстве внутренних дел предложили Минобрнауки преподавать в школах новый предмет — основы безопасного поведения на железных дорогах.

Министерство труда и социальной защиты РФ предложило ввести для школьников уроки пенсионной и финансовой грамотности.

Спикер Госдумы и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин предложил ввести предмет «Народы и культуры России».

Вице-премьер Ольга Голодец говорила о необходимости введения уроков нотной грамотности, а вновь созданное Всероссийское хоровое общество — уроков хорового пения.

В школах Дагестана не предлагают, а вводят — с 1 октября в Хивском районе республики со 2-го класса мальчики изучают резьбу по дереву, а девочки — ковроткачество.

В Новгородской области введены уроки здорового питания.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила включить в школьную программу уроки по безопасности общения в интернете.

В школах Москвы в качестве пилотного проекта введён предмет «Основы потребительских знаний», а в 2016 году должны появиться уроки правильного чтения газет и журналов.

Наконец, в культурной столице России — Петербурге — губернатор Георгий Полтавченко заявил о необходимости введения театральных уроков.

В связи с этим в наступающем 2014 году хочется пожелать российским школьникам крепкого здоровья. Без него вынести всё, что готовят им взрослые, определённо невозможно.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах