557

Интерес рождает знание. Учитель истории – о новых подходах в обучении детей

Сюжет Газета «Мой район»: Раменки. Выпуск №7
Уроки истории – это не просто чтение учебников и зазубривание дат, они требуют вдумчивого и критического подхода в изучении фактов и воспоминаний.
Уроки истории – это не просто чтение учебников и зазубривание дат, они требуют вдумчивого и критического подхода в изучении фактов и воспоминаний. / Юлия Замятина / АиФ

Преподаватель истории и обществознания школы № 1434 Наталия Дунаевская уже 30 лет учит детей. Накануне профессионального праздника – Дня учителя – коррес­пондент газеты «Мой район» поговорила с ней о том, как изменилось преподавание истории и нужен ли нам ещё один обязательный ЕГЭ.

Школьные «искатели»

Блия Борта, «Мой район»:  Наталия Ивановна, история, пожалуй, один из самых сложных предметов. Меняется политический строй, а следом видение исторических событий у каждого нового поколения…

Наталия Дунаевская: На протяжении всего периода существования предмета «история» звучат пожелания сделать его преподавание деполитизированным. Это непросто, неизбежен фактор личностной оценки событий исследователей, историков. Однако сейчас решать эту задачу проще благодаря открытости информационного пространства, что позволяет сравнивать различные точки зрения в оценке событий, исторических деятелей и формировать собственное отношение к ним, а не навязанное кем-то. 

По новым федеральным образовательным стандартам требуется больше внимания уделять проектной деятельности в гуманитарных науках. В нашей школе это направление реализуется ещё с 1990-х. Как и ежегодные конференции «Искатель», где учащиеся представляют и защищают проектно-исследовательские работы. Окружная конференция переросла в региональную, а теперь приобрела масштаб международной. Мы сотрудничаем со школами регионов России, гимназиями из Минска и Вены. Ученики приезжают на конференцию или защищают свои проекты по скайпу. Преподаватели ведущих вузов страны – МГУ, ­МИРЭА, Института русского языка им. Пушкина и ряда других – выступают научными руководителями проектов, экспертами и работают в составе жюри. В год в конференции принимают участие по 200–250 человек.

К слову, с австрийской Шоттен-гимназией мы сотрудничаем уже больше 30 лет. Ученики из Австрии приезжают к нам по обмену, а наши ребята едут в Вену. Ходят на уроки в школе, живут в семьях. Вот такая традиция у школы.

«Новый учебный год будет ещё интереснее и сложнее. В этом году в школы и садики пошло рекордное количество детей: в Москве продолжается демографический бум».

Где правда

– В истории есть много спорных моментов, когда герои вдруг становятся врагами, и наоборот. Как здесь быть честными с детьми?

– Когда ребята задают подобные вопросы, я всегда отвечаю: прежде чем делать выводы и давать оценки, давайте сначала разберёмся. Нельзя, ссылаясь на субъективное мнение одного человека, пусть даже историка, сразу делать выводы. Ведь что получается. Знаний у ребят ещё не так много, а оценки давать в подростковом возрасте детям очень свойственно. Причём оценки зачастую только «чёрные» или «белые», без полутонов. Важно не только объяснить, но и заинтересовать детей самостоятельными поисками исторической правды. В этом нам сейчас очень помогает Московская электронная школа (МЭШ). Материал стал гораздо более доступным, его стало легко применить.

Не зубрить, а понимать

– Раньше на истории заставляли зубрить даты, имена. Нужно ли это в современном мире, ведь открыл интернет – и там всё есть?

– Я тоже не сторонник механического запоминания дат и событий. Важнее сформировать у детей общую картину мира, чтобы ребёнок, говоря о том или ином историческом событии, мог определить, к какому периоду это относится, какая это страна, какое время, какие тогда жили личности, какой вклад они внесли в историю.

– Что сегодня больше всего интересует детей?

– Ребят привлекает роль личности в истории. Часто это становится темой дискуссии на классных часах. В чём загадка и тайна неординарных людей? Впрочем, эти вопросы всегда интересовали и самих учёных-историков.

– Обсуждается введение обязательного ЕГЭ по истории. Как вы к этому относитесь?

– Те, кто выбирает для себя поступление в профильные вузы, где требуется знание общественных наук, обычно хорошо подготовлены по истории. Например, в нашей школе каждый год есть выпускники, сдающие ЕГЭ по истории и обществознанию больше чем на 90 баллов. Остальным достаточно знать историю на уровне просто культурного и грамотного человека. И для этого необязательно сдавать ЕГЭ. Почему-то в обществе до сих пор сохраняется представление, что этот экзамен – лишь угадывание ответов из предложенных вариантов. Ничего подобного. Сейчас ЕГЭ требует знаний высокого уровня сложности, заставляет думать, предполагает серьёзную работу с историческими источниками, написание исторического сочинения. И сегодня этот экзамен довольно объективно оценивает качество обучения учащихся.

Создание условий для получения хорошего образования – одна из задач программы «Мой район».

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество