В 1987 году она окончила Московскую консерваторию (кафедра хорового дирижирования) и, даже ещё не до конца сдав госэкзамены, приступила к работе с хором, с которым оказалась связана на всю жизнь. За эти годы коллектив создал разнообразный репертуар во всех музыкальных жанрах — от классики до хитов из бродвейских мюзиклов на английском языке. Три года назад коллективу было присвоено почётное звание Департамента культуры города Москвы «Московский городской творческий коллектив». О том, как достигли такого успеха, а также о новых творческих планах этого сезона Елена Юрьевна рассказала в интервью нашей газете.
Дмитрий Васильев, «Мой район»: — Как начиналась работа с первым составом хора?
Елена Ульянова: — Здесь была активная женщина в совете ветеранов, она с детства дружила с моим профессором из консерватории и попросила порекомендовать кого-нибудь из его выпускников возглавить ветеранский хор. Профессор выбрал меня — и оказалось, подарил мне мою судьбу. Сначала пришли 10 человек, потом 15 — в основном женщины, все участницы войны. Кто-то сержант медицинской службы, кто-то защитник ПВО. Начали петь военные песни. Потом пришли двое мужчин, а это уже смешанный хор. Сегодня со мной поют 100 человек в возрасте от 60 до 90 лет.
Петь на слух
— Интересно, во время репетиций вы слышите каждого участника?
— Хор — это большой ансамбль, и надо, чтобы голоса сливались и красиво звучали вместе. Поэтому в массе сложно выделить отдельные голоса. Дирижёр работает с отдельными партиями.
— Как строите работу над новым произведением?
— Всё начинается с голоса. Ноты мало кто знает, у нас же самодеятельный коллектив. Пою отдельные партии, например, тенорам спела — они повторили, ещё раз спела — повторили. Потом вступают альты, сопрано. Потом все вместе поём.
— То есть хористы поют на слух?
— Но я всё равно требую, чтобы на репетициях у каждого были ноты и слова. Там вполне понятно, идёт мелодия вверх или вниз. На выступлениях уже поём по памяти. Участники хора просят пюпитры и на выступлениях. Я — им: «Зачем?» Оказывается, слова подсматривать. Иногда даже на спину впереди стоящего листочек прикрепляют на верхних рядах. Это вечная проблема (смеётся).
Многозадачность
— Какие ещё задачи стоят перед дирижёром хора?
— Специальность хорового дирижёра подразумевает владение несколькими навыками: если ты играешь на инструменте — ты пианист, а когда работаешь с голосами, значит, ты тоже должен уметь петь. Ты отчасти и композитор — аранжируешь произведения.
— На каких площадках выступаете?
— В школах, ТЦСО, библиотеках. На День города как-то выступали на площадке перед мэрией, на юбилее композитора Островского пели в КЗ «Россия», было даже выступление в Концертном зале имени Чайковского. В «Меридиане» показываем большие программы. А 19 сентября — выступление в «Меридиане» на концерте в честь Дня старшего поколения.