aif.ru counter
1308

«От басов по телу - вибрация…» Как церковные хоры влияют на организм и душу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18-19. Спасибо прадеду за Победу! 08/05/2019
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

С 28 апреля по 12 мая на 13 прихрамовых площадках выступают лучшие мужские церковные хоры столицы, решившие принять участие в фестивале «Пасхальный дар». Один из них — Праздничный мужской хор Данилова монастыря.

Об этом коллективе упоминалось ещё в стародавних летописях. Своим творчеством он снискал любовь и уважение как простого народа, так и русской знати. Хор был жив до 1930 г., пока существовал монастырь. Возрождение началось в 1989-м, поэтому 2019-й у хора — год 30-летия. О духовном пении мы беседуем с художественным руководителем и главным регентом хора Георгием Сафоновым.

Всегда аншлаги

Наталья Косякова, «АиФ»: — Георгий Леонидович, сегодня интерес к духовному хоровому пению у москвичей небывалый. С чем вы это связываете?

Георгий Сафонов: — Особенностью церковного пения на Руси было именно мужское пение, женщин туда не допускали. А кто сейчас составляет бо`льшую часть публики на концертах? Женщины. Потому на концертах мужских хоров, как Данилова, так и Сретенского, Новоспасского, Валаамского и других монастырей, аншлаги. К тому же духовное пение ложится на сердце, а это тоже прерогатива женского естества. После концертов мне нередко говорили: «От ваших басов по всему телу вибрация какая-то идёт».

— Получается нечто вроде терапевтического эффекта?

— А что такое вибрация? Это и есть лечебный эффект. Физиотерапия основана на вибрации и токах. У нас токи — это слова, а звучание хора — настоящего, мужского, тембристого — здоровая, живая вибрация. Человеческий голос — средство передачи эмоций, сердечного настроя, а ещё генного кода нации.

За рубежом интерес к нашему хоровому духовному пению сумасшедший. Когда поём древнюю музыку мужскими голосами, слушатели называют это Russian relax. Услышав такое определение, мы стали воспринимать родную певческую культуру действительно как нечто оздоровительное.

Мужской хор Высоко-Петровского монастыря.
Мужской хор Высоко-Петровского монастыря. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Жарова поют

— Георгий Леонидович, а похоже ли сегодняшнее звучание хоров на то, какое было у дореволюционных?

— Если продолжать говорить об эмоциональной силе звучания и генном коде нации, то лучшим примером может быть замечательный, легендарный, ни с чем не сравнимый хор донских казаков под управлением Сергея Жарова, который по известным причинам выступал за пределами СССР. Он объездил весь мир и получил мировую популярность. До сих пор уже четвёртое или пятое поколение эмигрантов приходит к нам на концерты, приносит какие-то открыточки с фотографиями хора Жарова, совершенно «запиленные» пластинки — как память о великом искусстве. У меня дома огромная коллекция записей этого хора — когда слушаешь, погружаешься в нашу духовную музыку, в русскую народную и казачью песню, восхищаешься, как они доносят слово — отчётливо, правильно его проговаривая. Очень красиво!

Кстати, на основе Жарова были построены и советские хоры, Александров так созидал свой ансамбль песни и пляски, который теперь носит его имя, Свешников свой Государственный Русский хор, а архимандрит Матфей (Мормыль) — академический хор Троице-Сергиевой лавры. Никуда не уйти от старой московской синодальной школы, которую Жаров успешно пропагандировал по всему миру.

И нам иностранцы, кто на ломаном русском, кто на английском, говорят: «Вы поёте Жарова». Да, я в своё время взял это направление, и сейчас процентов 60, если не 70, репертуара построены на репертуаре того знаменитого хора.

— Вы руководитель ищущий, на достигнутом не останавливаетесь. А кто певчие, с которыми держите хор на высоте?

— У нас исполнители — светские люди. Это традиция монастыря. Данилов был первым, кто получил право приглашать на свои службы профессиональных певцов, чтобы украшать их голосами праздничные богослужения. Отсюда и название: «Праздничный хор Данилова монастыря». Сейчас в коллективе 30 человек: 12 участников с дипломами Московской консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, Академии хорового искусства им. Попова, остальные — выпускники Ленинградской, Саратовской, Свердловской, Ростовской и других консерваторий, их примерно столько же. Есть и любители — художники, архитекторы, физики, химики, учителя, врачи.

Вместе мы творим церковную музыку, которая не в полном объёме доступна светским хорам, в частности, потому что рассчитана на мужские голоса. А её очень много. И ещё огромные пласты лежат нерасшифрованными в библиотеках. Над этим работают медиевисты, музыковеды, теоретики, а потом приносят нам. Радуются участники хора, когда предлагаю им песнопения на иностранных языках, вплоть до тайского. Всегда просят «раскопать» что-нибудь новенькое, неожиданное.

Московский мужской хор Logos храма святителя Николая на Трёх Горах (дирижёр Алексей Покровский).
Московский мужской хор Logos храма святителя Николая на Трёх Горах (дирижёр Алексей Покровский). Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Голоса в дар

— А что хор Данилова монастыря подготовил для фестиваля «Пасхальный дар»?

— Прежде всего скажу, что представлять монастырь на этом фестивале почётно. У него очень точное название: в Праздник праздников мы не только восклицаем «Христос воскресе!», но обязательно что-то друг другу дарим — вслед за Марией Магдалиной, подарившей символ жизни императору Тиберию.

Не имея чего-то в руках, можно подарить своё сердце. Мы, как и другие мужские коллективы, преподносим гостям фестиваля свои голоса, своё творчество, широко возвещая о пасхальной радости. Есть праздничные песнопения, которые обойти стороной нельзя, поэтому отчасти программы у нас похожие. Но есть и различия.

Я выходец из московской синодальной певческой школы, поэтому построил нашу программу на этой основе. И совсем оригинальными стали подготовленные нами духовные стихи и монастырские песни. Этот стиль объединяет в себе и русскую песню, и церковную музыку, рассказывая людям простым, нецерковным языком о Празднике. А когда, к примеру, поём волочёбную песню (сопровождающую одноимённый обряд в первые дни Пасхи. — Ред.), хор даже может ходить по сцене.

Есть в нашей программе одно современное произведение о том, как над старой Русью, ветхой, деревянной, Ангел пролетал, как собирал старушек и звал их в Царствие Небесное. Многие сравнивают это песнопение с «Аве Мария» Каччини. Солист поёт на застывшей гармонии хора — получается очень красиво. И самое интересное, что написано оно проживающим в Таджикистане Тимуром Зульфикаровым — писателем, который в своей книге говорит, что Россия — спасение мира.

Мы рады, что фестиваль пригласил мужские хоры — за это нижайший поклон организаторам, многая и благая лета.

Московский мужской хор Logos храма святителя Николая на Трёх Горах.
Московский мужской хор Logos храма святителя Николая на Трёх Горах. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Где и когда ещё можно успеть послушать выступления церковных хоров:

■ 11 мая в 13.00 — выступление Мужского хора «Патриа» у храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве;

■ 12 мая в 13.30 — выступление Праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря у храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке;

■ 12 мая в 19.00 — выступление Мужского хора «Патриа» у храма в честь преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы