Примерное время чтения: 8 минут
613

Если у вас нету дачи. Как интересно провести выходные в «Царицыне»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Богатство — путь в депутатство? 17/07/2019
Куклы играют чехов­скую «Невесту».
Куклы играют чехов­скую «Невесту». / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Стародавняя атмосфера

Летом каждому хочется подальше убежать от голубых экранов и компьютеров, побольше бывать на свежем воздухе. Отличный выход – дача, однако загородный рай есть не у каждого.

«В конце XIX – начале XX века Царицыно было одним из самых любимых московской публикой дачных мест, – говорит координатор фестиваля «Дачное Царицыно» Ольга Оржехов­ская. – Здесь бывали философ Владимир Соловьёв, поэты Фёдор Тютчев и Андрей Белый, художник Константин Коровин, писатели Леонид Андреев, Антон Чехов, Иван Бунин, певец Леонид Собинов. И они не только наслаждались красотами природы и общением, но по вечерам устраивали мини-концерты и театральные представления, задавая тон отдыху. Мы решили восстановить стародавнюю атмосферу и показать, как можно, не покидая город, получить радость от загородной культурной жизни».

Театральные постановки на поляне – на любой возраст и вкус. Утром – для малышей, во второй половине дня – для всех желающих. Представления и классические, и самые неожиданные, например спектакль-променад или сторителлинг.

Последний из жанров видится актёру и режиссёру Алексею Розину вершиной актёрского мастерства. «В последнее время стал очень популярным иммерсивный театр, т. е. театр погружения, – говорит он. – И сторителлинг (другими словами – сказительство) – пик этого жанра, потому что умение рассказывать и слушать истории, а также фантазировать без декораций, спецэффектов, только силой собственного воображения, – абсолютно первобытное состояние человека».

Для дачного формата проект «В двух словах» – самое то. Актёр один на поляне, вокруг зрители – и благодаря его темпераментному рассказу оживают Печорин, Грушницкий и прочие герои Лермонтова. Со­временному мало читающему человеку прямой посыл всё-таки однажды книгу открыть.
«Для меня самого, – рассказывает актёр Аким Бислимов, – это нечто новое, интересное, в этом можно развиваться».

Перформансы затягивают зрителей в мир классики ещё больше. «Чехов, на мой взгляд, – самая дачная фигура, – говорит режиссёр Доржи Галсанов. – Поэтому я выбрал для прямого общения со зрителями, в частности, мотивы его «Невесты» с зацепками из «Крыжовника» и «Лошадиной фамилии» в кукольном варианте».

«К дачной теме отлично подходит и Тургенев, – считает актёр Лев Малишава. – От души представляем дипломный спектакль Щукинского училища «Вечер в Сорренте» в постановке Кирилла Пирогова. И рады не только играть в Царицыне, но и в перерывах бродить по его музейным пространствам и паркам – чисто, свежо, красиво, кругом запахи цветов. Когда ещё найдёшь время?!»

Сторителлинг для сказителя А. Бислимова – жанр, который развивает.
Сторителлинг для сказителя А. Бислимова – жанр, который развивает. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Джаз в крови

Музыки на фестивале – море разливанное. Каждый день начинается с «Музыкальной зарядки» – весёлого ритмического занятия для самых маленьких посетителей с пением потешек и народных песен. Днём и вечером играют всё – от классики до джаза. 

Хедлайнеров концертной программы в этом году несколько: уже выступили знаменитый трубач и телеведущий Вадим Эйленкриг, свою взрывоопасную смесь колумбийской кумбии с джазом на сцене у Большого дворца выдала группа Puerto Candelaria из Колумбии. 

17 июля весь вечер будут звучать русские, цыганские, еврейские и балканские мотивы в исполнении московского оркестра Klezmasters. А 19-го  на сцене появится Пётр Налич с большой сольной программой, посвящённой Canzone Napoletana — неаполитанской песенной традиции региона Кампания, в России мало кому известной.

«Джаз со времён нашей молодости у нас в крови, – делятся супруги Петровы. – Этот концерт Вадима Эйленкрига и его группы – настоящий подарок. И очень здорово, что все мероприятия на фестивале – а они такие захватывающие! – бесплатны».

Сам Эйленкриг считает, что дачный формат прекрасен и что форматов должно быть много – самых разнообразных. «Люди приходят отдохнуть на природу, они расслаблены, красиво, по-дачному, одеты. Мне нравится такая неформальная атмосфера. Не по­грешу против истины, если скажу, что на сегодняшний день игра российских музыкантов – это мировой уровень, та планка, когда нет смысла сравнивать и применять слова «лучше» и «хуже». И нам не надо этого стесняться, мы готовы говорить с миром на его языке».

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Знания повсюду

В Царицыно можно приехать семьёй на целый день, скучать не будет никто. «Все мероприятия нашей программы открыты, – рассказывает руководитель отдела развития и реализации проектов музея-заповедника Юлия Семёнова. – И малышам, и их родителям, и пожилым людям есть чем заняться. Когда здесь было стародачное место, люди не просто наслаждались отдыхом, они творили, что-то создавали. Потому мы и выбирали для фестиваля самые разнообразные форматы».

100 мастер-классов за 10 дней – для посетителей от 3 лет до бесконечности. Проект «Другая атмосфера», к примеру, работает для того, чтобы обычные люди, и в большей степени дети, могли соприкоснуться с современным искусством и стать его непо­средственными участниками. На мастер-классах не под руководством, а в соавторстве с художниками готовится выставка для посетителей, которую они увидят в конце фестиваля. Один из таких художников – Сергей Катран, очень душевная скульптура которого представлена на одной из аллей парка, а выставка «Политика снега» – в Оперном доме. 

«Таким образом связываются несколько пространств, – продолжает Ю. Семёнова. – И наш музей становится объёмным, позволяя гостям участвовать в его жизни, получая творческий опыт, а также лицезреть то, что создано другими».

Есть среди гостей Царицына и те, кто желает получить новый интеллектуальный опыт. Для них – интерактивные лекции, где можно почерпнуть много новых, уникальных знаний. Скажем, фестиваль в фестивале, под названием «Морс», организовал лекции и мастерские. Знатоки книжной иллюстрации и визуальной литературы рассказывают интересные истории из жизни книгоиздателей, повествуют о творчестве известных художников-иллюстраторов.

Все ли знакомы, например, с наследием двух знаменитых Владимиров советских времён – Лебедева и Конашевича, работавших в тандеме с Маршаком и Чуковским? А ведь и сегодня, ценя их манеру, мы с удовольствием покупаем переиздаваемые старые детские книги, возможно, даже не задумываясь, кто сделал их такими притягательными. 

В нынешнем «дачном Царицыне», как и сто лет назад, люди погружаются в творческую атмосферу.
В нынешнем «дачном Царицыне», как и сто лет назад, люди погружаются в творческую атмосферу. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

«Дачный формат очень привлекателен для таких рассказов, – считает редактор издательства «Белая ворона» Кирилл Захаров. – Пусть лекции проходят на разных площадках, и знания или какие-то неожиданные факты приходят к людям в неожиданных местах, скажем, в парках».

Подробности программы фестиваля на сайте.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах