aif.ru counter
593

Деньги большого города. На публичных слушаниях обсудили бюджет Москвы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Реформа медицины 13/11/2019
Бюджет Москвы на ближайшие 3 года называют социальным: больше половины его расходов планируется направить на здравоохранение, образование и соцподдержку.
Бюджет Москвы на ближайшие 3 года называют социальным: больше половины его расходов планируется направить на здравоохранение, образование и соцподдержку. © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

5 ноября в Центральном Доме предпринимателя прошли публичные слушания проекта столичного бюджета на ближайшие 3 года.

Неделей ранее парламентарии Мосгордумы приняли документ в первом чтении. Заседание, во время которого депутаты рассматривали проект бюджета, побило рекорд по продолжительности – оно длилось без малого 10 часов. Участники публичных слушаний в регламент уложились, однако тоже добились в некотором роде беспрецедентного результата – масштабной общественной дискуссии, вступить в которую мог буквально каждый.

Бюджет развития

В разгар рабочего дня большой зал Дома предпринимателя на 600 мест не смог вместить всех желающих. «На участие в мероприятии на данный момент зарегистрировались 1100 человек, – сказал председатель Общественной палаты Москвы Константин Ремчуков, открывая слушания. – Для тех, кому не хватило мест в зале, организовали прямую видеотрансляцию в холле. Впрочем, и в зал двери не закрывали, чтобы каждый мог задать свой вопрос и выступить с предложением или мнением. Заседали, как и планировалось, 5 часов».

Так кто всё-таки пришёл на слушания бюджета? Все те, кто осознаёт важность документа и свою возможность повлиять на его итоговый вариант: моск­вичи, представители органов власти, разных политических и общественных объединений. Некоторые люди группировались по интересам – приходили по двое-трое, чтобы задать несколько вопросов по волнующей их теме. Ограничений на вопросы не было никаких, кроме очевидного – все они должны касаться столичного бюджета.

Министр финансов Москвы Елена Зяббарова озвучила ключевые аспекты проекта бюджета. Так, основные расходы направят на социальные нужды: здравоохранение, образование, соцподдержку, культуру и спорт. На эти отрасли предусмотрена большая часть всех трат – 53,3%, что в натуральном выражении составляет 1,7 трлн руб. в год. А если учесть средства из фонда обязательного медицинского страхования, предназначенные на оплату медпомощи, то суммарные расходы социальной направленности в 2020 г. превысят 2 трлн руб.

На социальную поддержку в следующем году планируется потратить 495,3 млрд руб., из них 265 млрд руб. – в денежной форме, а 230 млрд руб. – в натуральной. В эту статью расходов входят выплаты пожилым людям и семьям с детьми, льготы по оплате проезда в общественном транспорте и услуг ЖКХ, обеспечение людей с ограниченными возможностями протезами и техническими средствами реабилитации, а также оказание адресной соцпомощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ежегодные траты на лекарственное обеспечение составят 45 млрд руб., это почти в 2 раза больше, чем в первоначальном бюджете 2019 г.

Эти цифры уже звучали на заседании Мосгордумы, по результатам которого документ был принят в первом чтении. Помимо них Елена Зяббарова остановилась на ещё одном существенном аспекте – масштабе города. «Сегодня очень часто можно слышать высказывания, что доходы Москвы необоснованно велики. Некоторые даже говорят, что благодаря столичному статусу в мегаполисе сконцентрированы ресурсы других регионов, поскольку здесь зарегистрированы крупные холдинговые и финансовые компании. Однако, согласно официальной статистике, доля столицы в совокупном валовом региональном продукте (ВРП) регионов составляет 21%, – объяснила Зяббарова. – Причём здесь не учитывается доля финансового сектора, вклад которого в экономику Москвы весьма весом. Вместе с ним доля столицы в ВРП регионов составляет 24%. Таким образом, доля бюджета Москвы в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации соразмерна масштабу московской экономики и той добавленной стоимости, которая создаётся на территории нашего города».
Кстати
Финансирование программы «Столичное образование» вырастет на 25,8%, программы «Столичное здравоохранение» – на треть, доля расходов на спорт увеличится на 63,7%, а соцподдержку москвичей – на 18,4%.

Ещё один важный источник доходов столичного бюджета – налоги от компаний, расположенных в нескольких российских регионах. Они уплачивают в столичный бюджет налог на прибыль, пропорциональный доле задействованных ресурсов и стоимости производств в столице.

«Представленный проект московского бюджета на ­2020-й и плановый период 2021 и 2022 гг. соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, законодательству города Москвы, а также ­стратегиче­ским документам регионального и федерального уровней. Он обеспечивает рост качества жизни людей, стимулирует экономический рост и может рассматриваться как бюджет развития», – считает руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Солянникова.

Выслушали всех

Организаторы отвели по 2 часа на основные части публичных слушаний – вопросы по бюджету и выступления. Участников интересовали все сферы жизни города: реновация, строительство новых станций и линий подземки, льготные путёвки для детей с ограниченными возможностями, экологические проблемы, тарифы на содержание и ремонт жилья, платные парковки, поступления от НДФЛ в муниципальные бюджеты, благоустройство города, проблемы расселения москвичей из непригодного жилья. Вопросы на слушаниях задавали жители столицы, городские парламентарии и муниципальные депутаты, представители некоммерческих организаций.

Один из них касался актуальной для миллионов жителей Москвы темы – программы реновации. Замруководителя городского Департамента градостроительной политики Андрей Валуй отметил, что утверждённые стартовые площадки внесли в программу в том числе и по предложениям жителей. Также москвичи обсуждают и вносят свои замечания на публичных слушаниях по реновации.

Отвечая на вопрос о платных парковках, первый замруководителя столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Сергей Андрейкин отметил, что с их введением в городе улучшилась транспортная ситуация. Сейчас нельзя себе представить, чтобы автомобилисты парковались в 2–3 ряда в центре Москвы. А ещё в 2012-м такая ситуация была нормой – в частности, около торгового центра «Атриум» на Земляном Валу. Из-за хао­тичной парковки на этом участке Садового кольца были постоянные пробки, в которых москвичи (и автомобилисты, и пассажиры общественного транспорта) стояли по несколько часов. И если обратиться к статистическим данным, то станет понятно, что платных парковок в столице не так уж и много. Всего есть 3,2 млн мест для стоянки автомобилей, из них платных – только 80 тыс. На каждом месте в день оставляют в среднем 7–8 машин. «Оптимизация и управление парковочным пространством – это мягкий способ регулирования трафика и наведения порядка в городе», – подытожил Сергей Андрейкин.

Обсудили всё

«Проект бюджета рассматривали на комиссиях по бюджету, затем на общих заседаниях. Проводилась экспертиза, в том числе мы получили экспертное заключение Финансового университета», – прокомментировала для «АиФ» обсуждение документа председатель комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты Москвы Надежда Косарева.

Важно, что обсуждение бюджета не ограничилось узким кругом экспертов. Это справедливо не только потому, что этот документ во многом определит развитие города на ближайшие 3 года, но и потому, что налоги на доход физических лиц во многом формируют городскую казну. Так и происходит в гражданском обществе: налогоплательщики не только дают деньги «на общие нужды», но и контролируют траты.

«Такого масштаба публичных слушаний по бюджету в Москве никогда не было. При этом была возможность простым людям накануне записаться, прийти и свободно задать свой вопрос. Всем давали слово, – отметила Надежда Косарева. – Получился кон­структивный диалог. Участники слушаний озвучивали свои предложения, болевые точки. На них отвечали представители различных ведомств. Если специалисты департаментов не готовы были ответить на тот или иной вопрос в полной мере, они приглашали встретиться, прийти к ним на приём, чтобы детально обсудить проблему».

Уровень дискуссии и подготовку участников отметил и председатель столичной Общественной палаты. «Я поражён высокой политической культурой участников, – сказал в заключение Константин Ремчуков. – Будем продолжать работу над улучшением бюджета в интересах москвичей».

Пожелания и предложения по бюджету принимались ещё до 18 часов 6 ноября. Все они будут внесены в итоговый протокол, который направят мэру Москвы и в Мосгордуму. Также с документом можно будет ознакомиться на сайте Общественной палаты столицы.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы