653

Чтобы мелодия звучала. Как меняются музыкальные школы Москвы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Будут деньги — будут дети? 22/01/2020
В детской музыкальной школе им. Таривердиева закуплены новые музыкальные инструменты.
В детской музыкальной школе им. Таривердиева закуплены новые музыкальные инструменты. / Павел Горбатько / АиФ

49 музыкальных школ отремонтируют по программе «Искусство – детям» в 2020 году.

В 2017 г. принята беспрецедентная программа мэра Москвы «Искусство – д­етям», направленная на масштабную модернизацию детских школ искусств и м­узыкальных школ. Некоторые из них не обновлялись более 30 лет.

Кроме ремонта помещений проводится также благо­устройство прилегающих территорий, обновление мебели и приобретение новых музыкальных инструментов.

Новая жизнь старых школ

Вместе с педагогами и учениками мэр Москвы принимал после капитального ремонта Детскую школу искусств имени Рихтера, Московский государ­ственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Ш­опена. Побывал столичный градоначальник и в новом здании в Вешняках, куда переехала детская музыкальная школа им. Ф. Листа. 

«Небольшие районные школы тоже должны быть сделаны на качественном уровне», – подчеркнул Сергей Собянин. По его словам, для учреждений, которые нуждаются в более приспособленных для работы помещениях, подбирают новые. В их числе Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель», Московское государ­ственное хореографическое училище им. Лавровского, Государственное училище духового искусства, детская музыкальная школа им. С­оловьёва-Седого, детская школа искусств «Юность», д­етская музыкальная школа № 8 им. А. Островского и детская музыкальная школа № 35. 

«Вместе с ремонтом школы обеспечиваются новейшими музыкальными инструментами, то есть школе даётся новая жизнь», – отметил мэр Моск­вы. В наступившем году обновление ждёт школу искусств имени Оборина на улице Долгова. 

Детская музыкальная школа им. Ф. Листа в Вешняках в­озобновила свою работу, но уже в новом доме. Её история началась в 1974 г. в Перовском районе Москвы. До переезда она располагалась в помещениях общеобразовательной школы. Для полноценных занятий этого было недостаточно. Теперь у ребят и педагогов появились просторные классы, концертный зал и даже своя современная звукозаписывающая студия, оснащённая по последнему слову т­ехники. На её базе реализуется единственная в Москве учебная программа «Студийная звукорежиссура». В большом концертном зале теперь можно репетировать и устраивать концерты, а также смотреть кино – для этого есть видеопроектор и экран.

Всего в рамках проекта «­Искусство – детям» планируется провести комплексный текущий ремонт 149 зданий общей площадью 248,4 тыс. квадратных метров, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Для всех московских школ искусств разработан е­диный фирменный стиль оформления.

В новом здании детской школы искусств им. Рихтера появилось сразу два концертных зала площадью более 1 тыс. кв. м.
В новом здании детской школы искусств им. Рихтера появилось сразу два концертных зала площадью более 1 тыс. кв. м. Фото: mos.ru

Культурные центры в каждом районе

Этот учебный год детская музыкальная школа по адресу: ул. Марии Поливановой, д. 3, в Очакове-Матвеевском в­стретила обновлённой.

«Ремонт у нас проводился в течение 3 летних месяцев. Кроме помещений и фасадов школу полностью переоснастили технически. У нас установлены современные пожарная система и система оповещения. На пропускном пункте теперь проход по пластиковым картам для детей и преподавателей. Все наши родители и дети говорят о том, как стало красиво, удобно, светло. И даже цветовая гамма подбиралась вместе с дизайнерами. Сделали пандусы для заезда в школу детей с ограниченными возможностями, у нас есть специальные лифты, по всему периметру здания установили поручни», – рассказала директор детской музыкальной школы им. Таривердиева Л­ариса Мошинова.

Имя выдающегося композитора Микаэла Таривердиева школа носит сравнительно недавно, всего 10 лет. А выбрали его потому, что сам великий музыкант свой первый балет написал совсем юным, когда ему не было ещё и 13 лет. В школе, носящей его имя, тоже есть свои композиторы. Заместитель директора по воспитательной работе Анжела Феонина более 20 лет была её руководителем, а сейчас ведёт занятия по классу фортепиано. Среди её учеников, возможно, тоже растут композиторы, которым ещё предстоит войти в историю российской музыки.

«У нас учится очень талант­ливый мальчик Виктор Качурин. Играет на фортепиано. Ему 13 лет, и он очень хорошо сочиняет. Произведения у него яркие, интересные. Верю, что у него большое будущее как композитора», – делится п­едагог.

За 57 лет эта музыкальная школа не раз меняла адреса прописки, порядковый номер, но всегда сохраняла удивительную атмосферу трогательной и искренней любви к своим ученикам. Современная музыкальная школа живёт в ритме времени, многое меняется, конечно, кроме академических канонов музыкального образования, но появляются новые направления и специальности. Зданию давно уже требовался ремонт, поэтому таривердиевская школа сразу попала в пул первоочередников. Кроме ремонта и технического переоснащения в школе появилась возможность оборудовать залы для органа и театральную сцену.

«У нас много направлений, есть уникальные – орган, арфа, музыкальный театр. Это те вещи, которые есть далеко не везде. Дети играют на нашей сцене «Маленького принца» Сент-Экзюпери, а теперь они ставят новый спектакль «Остров радости». Музыкальный театр – это то направление, которое есть не во всех музыкальных школах. У нас есть и саксофон, и гитара, у нас есть народные инструменты, например балалайка, домра. Наша Маша М­арусина занимается по классу гитары. Она удостоена гранта мэра Москвы, который вручается наиболее талантливым учащимся детских музыкальных школ и школ искусств. Девочке всего 12 лет. Её уже приняли в Международную ассоциацию гитаристов», – с­ообщила директор школы им. Т­аривердиева.

Всё это стало возможным благодаря сразу двум программам: «Искусство – детям» и «Мой район», потому что школы искусств – это своего рода культурные центры для своего района.

Поддержка педагогов школ искусств

В школах искусств работают около 6 тыс. преподавателей, концертмейстеров, воспитателей, методистов и других педаго­гических работников. Из них 20 процентов – заслуженные и народные деятели СССР и России. Педагоги получают гранты мэра Москвы в размере 140 тыс. руб. в год.

В городе запущена первая в России программа переподготовки для руководителей школ искусств. Ежегодно для них проводят более 50 к­урсов повышения квалификации с участием деятелей культуры и ведущих специалистов Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. Чайковского, Британ­ской высшей школы дизайна, Московского государственного университета им. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Открытого университета «Сколково» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кроме того, организована программа переподготовки преподавателей изобразительного искусства «Арт-образование. П­едагогика».

Московская городская система творческого образования детей и молодёжи крупнейшая в мире. Она охватывает школьные кружки, дома детского творчества, специализированные школы искусств и другие городские учреждения. О важности её развития в стране прозвучало в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию. 

«У нас динамично развивается сеть детских технических, инженерных кружков и центров. Такими же современными должны стать условия для занятий музыкой, живописью, другими видами творчества. В рамках национального проекта «Культура» выделяется б­олее 8 млрд руб. на оборудование и музыкальные инструменты для детских школ искусств. Но проблема гораздо шире. Сейчас более тысячи помещений, где размещены такие учебные заведения, обветшали или просто непригодны для занятий. Прошу правительство помочь регионам привести их в порядок. И регионы прошу не забывать, что это ваша обязанность», – подчеркнул Владимир Путин.

Изобретать алгоритм развития системы творческого образования детей и молодёжи в России уже не нужно, московская модель показала себя в действии – она работает, р­азвивается и воспитывает более полумиллиона детей столицы.

Кстати

  • Проект предполагает ремонт 182 объектов (в которых размещено 149 школ) до конца 2021 г.
  • На сегодняшний день завершены ремонт и оснащение 114 объектов.
  • В 2020 г. будет завершён ремонт 49 объектов и начаты работы по 19.
  • Из бюджета Москвы в 2020 г. на финансирование программы направлено 3,3 млрд руб.
  • Сегодня уже закуплено 22 400 комплектов специальной учебной мебели, 5352 музыкальных инструмента и 3100 единиц технологического оборудования.
  • До конца реализации программы планируется дополнительно закупить 21 000 комплектов специальной учебной мебели, 9600 музыкальных инструментов и 2000 е­диниц технологического оборудования.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество