Скидки, деньги, бонусы

12.12.2022 10:57
Путеводитель по программам лояльности магазинов, кафе, кинотеатров и авиакомпаний

Еще в ХХ веке для похода в магазин было достаточно списка покупок и умения считать бумажные купюры и мелочь. Век XXI, конечно, сильно изменил повседневную жизнь: с появлением банковских карт наличные деньги повсеместно выходят из обихода, а смартфоны уже давно делают все списки и расчеты за тебя.

Это удобно, но с другой стороны, покупателю приходится знать и уметь все больше и больше: например, разбираться не только в видах банковских карт, но и в многочисленных программах лояльности. Ведь сегодня и торговые сети, и рестораны, и кинотеатры, и авиакомпании предлагают клиентам разные «плюшки», причем у каждой компании — свои правила. Разбираемся, какими бывают эти правила, и чем нам могут быть полезны программы лояльности.
Что же такое программа лояльности?
Программа лояльности — это система поощрения постоянных покупателей. За верность бренду клиенты получают скидки и бонусы, особые привилегии и даже подарки. Это повышает привлекательность компании в глазах аудитории и помогает выделиться на фоне конкурентов.

В принципе, все программы делятся на два типа — дисконтный и накопительный. Если по карте предоставляется фиксированная скидка — это дисконтная программа лояльности. Если компания предлагает копить баллы за покупки, которые потом можно списать, — это накопительная программы лояльности.

Некоторые сети программы комбинируют или создают несколько уровней. За каждую покупку в их магазинах на счёт клиента поступают баллы, которые можно тратить на новые покупки. При этом с количеством накопленных баллов растёт и статус клиента в программе лояльности. Чем выше статус, тем большее количество баллов капает на карту. Кстати, если услышите про «бонусный кешбэк», знайте, что речь именно про это.
Кроме того, с повышением уровня участник программы лояльности увеличивает свои привилегии — например, в случае с техникой может увеличиваться срок гарантии и расширяться условия возврата.

Интересный факт: даже знакомые всем наклейки за покупки уже успели перекочевать в смартфоны. Ряд продуктовых ритейлеров теперь автоматически «вклеивает» наклейки в электронные книжечки при покупке на определенную сумму. Главное — показывать на кассе карту лояльности или иметь мобильное приложение бренда. Вот и прошла целая эпоха...

Впрочем, бывают и другие программы лояльности, но они менее распространены.
Бонусы с небес
Одними из первых в мире программы лояльности стали практиковать авиакомпании. Пионером была American Airlines. В 1978 г. она запустила программу: за каждый перелёт на её борту клиент получал баллы — мили. Их можно было обменять на скидки при покупке авиабилетов, повысить класс авиаперевозок, расплатиться за кофе в аэропорту и т. д.

У российского «Аэрофлота» мили копятся точно так же, а появились они в 1999-м, получив широкое распространение, начиная с 2010-х. Сегодня мили начисляют не только за перелёты, но и за покупки у партнёров, каковыми являются самые разнообразные и не обязательно «летающие» организации: продуктовые, винные, книжные и обувные магазины, банки, сотовые операторы, гостиницы, прокат автомобилей и туристического снаряжения… Правда, пересчёт на них идёт с другим коэффициентом, нежели для миль, начисленных за перелёты.
Кино про лояльность
У сети кинотеатров «КАРО Фильм» тоже имеется своя программа лояльности, которая называется «КАРОНА». Она действует по принципу кешбэка: при покупке билетов начисляется определённый процент от их стоимости, но не в рублях, а в баллах, которыми впоследствии тоже можно расплачиваться. Например, билет на сеансы в форматах 2D и 3D «стоит» от 300 баллов, порция попкорна — от 380 до 520 баллов.

У программы несколько уровней: чем чаще ходишь в кино, тем быстрее по ним продвигаешься. Каждый уровень предлагает зрителям новые персональные привилегии, а также специальные акции и бонусы. Для апгрейда надо сходить в кинотеатры сети минимум 12 раз в год. Максимальная высота, на которую можно подняться, — это 15%-ный кешбэк.
Баллы в обмен на продовольствие
Не только летать или проводить досуг можно, получая за это мили и баллы. Программы лояльности работают и в нашей повседневной рутине — походе за продуктами. И тем они ценнее, ведь с нами практически каждый день. Одна из самых нашумевших в сфере продуктового ритейла — это «Х5 Клуб». Эта программа действует в знакомых большинству россиян торговых сетях «Перекрёсток» и «Пятёрочка».

Как многие знают, накопительные карты у них долго существовали по раздельности, пока летом этого года ритейлерне запустил обновленную программу лояльности «Х5 Клуб». Она хороша тем, что позволяет участникам копить и списывать баллы за покупки сразу в двух торговых сетях.

Другими словами, в «Перекрёстке» у вас примут карту «Пятёрочки» и наоборот. Бонусный счёт также стал общим: один номер телефона (для удобства карта привязана к тому номеру, который покупатель добровольно указывает при оформлении карты) — один счёт.

Программа теперь делится на два уровня: первый присваивается всем участникам вне зависимости от количества покупок и даёт базовый кешбэк 0,5%. Пользователь также может выбрать одну любимую категорию для каждой из сетей с кешбэком 10%. На втором уровне количество возможных любимых категорий возрастает до трёх, а кешбэк на них — до 20%. Базовый кешбэк, в свою очередь, составляет 1,5%.

То есть, чем чаще покупаешь, тем выгоднее обходятся любимые продукты.
Бонусный бургер
А если готовить дома совсем лень или нет времени, всегда есть вариант быстро перекусить вне дома. Тем более, что и в сетях общепита бонусные программы — совсем не редкость. Например, у сети ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка» программа лояльности называется «Мой бонус». В ней могут участвовать все зарегистрированные пользователи приложения «Вкусно — и точка». После регистрации система начисления бонусов (так тут называют баллы) начинает работать при первой же покупке в сети ресторанов. Главное — не забывать сканировать QR-код, который получили в приложении.

Бонусы начисляются в размере 3% от стоимости блюда, участвующего в программе лояльности. При этом надо быть готовым к тому, что при десятых и сотых долях количество бонусов для начисления округляется в меньшую сторону. Бонусами, разумеется, можно оплачивать стоимость новых заказов. Например, купить гамбургер за 59 бонусов, а 6 креветок — за 273 бонуса.

Итак, программы лояльности бывают очень разными, но в любом случае это возможность для клиента получить те или иные привилегии и начать на самом деле экономить. Если вы регулярно ходите в какой-то магазин или кинотеатр, имеет смысл присоединиться к соответствующей программе и внимательно изучить ее условия. Вполне вероятно, это благотворно скажется на вашем семейном бюджете.